Анна Демьяненко
Необычная артикуляционная гимнастика
▼ Скачать + Заказать документы
Артикуляционная гимнастика с предметами и "вкусняшками" пришла к нам в качестве "педагогической копилки" от наших педагогов и мам, которые, стремясь приобщить своего малыша к артикуляционной гимнастики, искали и находили "вкусные" и не очень способы научить малыша артикуляционным позам. Гимнастика хороша из-за того, что она имеет опосредованный характер, то есть, малыш поощряется незаметно, или выбирается интересный способ, который его способен увлечь.
1. Упражнения на развитие губных мышц (нужны для четкой артикуляции гласных, для формирования губных звуков)
"Конфетки"/"Крошки"
Кладём на тарелку крупные крошки печенья или маленькие конфетки (. Просим малыша губами собрать их, представив себе, что он собирает рассыпанные бусинки. Или просим губами перенести «бусинки» с одной тарелки на другую.
"Упражнения с крупной бусинкой"
Диаметр бусинки 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в бусинке и завязана на узел) в целях безопасности. Двигать бусинку по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук нитке губами вправо-влево. Аналогично, вверх. Вместо бусинки можно взять сахарные конфетки на ниточке. Суть от этого не меняется. Разве что бусинка не даст такого слюноотделения, которое вероятнее всего, будет при работе с конфеткой.
"Кто дальше?"
На тарелке лежат крошки. Ребёнок губами берёт с тарелки крошку, удерживает её между губ и с помощью воздушной струи вытолкнуть крошку обратно на тарелку или устроить соревнование, кто дальше.
2. Упражнения для языка.
"Упражнения с крупной бусинкой "
Аналогично выше описанным упражнениям для губ.
- Двигать бусину по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.
- Двигать бусину по вертикально натянутой веревочке вверх.
- Толкать языком бусинку вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
"Держи крепче"
Удерживать ватную палочку (соломку, макаронину, ложку, сушку) на языке, языком на губе, на щеке, между губой и носом.
Когда ребенок уже освоился с первой частью упражнений, переходите ко второй: попытайтесь "забрать" у ребенка удерживаемые языком и губами предметы. Ребенок будет усиливать сопротивление, в результате мышцы губ и языка, в особенности, будут получать большее напряжение.
"Сладкий футбол"
Перекатить во рту от одной щеки к другой круглую конфетку, большую виноградинку, орешек и т. д.
"Вкусное варенье"
Облизывание с блюдца варенья, меда, сгущенки (или другой продукт, который не противопоказан ребёнку) с блюдца. Аналогично, с губ, с булки, с печенья, с сухаря и т. д.
"Рыбалка"
Посыпаем липкую тарелку более крекерами-рыбками. Предлагаем ребёнку поймать рыбку, язык – это удочка, а крекер – это рыбки. Нужно широко открыть рот, высовывать язык иголочкой и дотронуться до крекера так, чтоб он прилип к языку.
"Фигурное печенье"
Предложите малышу напряженным кончиком языка "пробежаться" по ребрышкам на фигурном печенье.
"Кто дальше?"
С кончика языка нужно с помощью сильной воздушной струи "вытолкнуть" изюм, горошину, кукурузину, крошку печения и т. п.
"Хомячок" (во время купания или летом)
Ребёнок набирает в рот чистой воды так, чтобы обе щеки надулись. Затем кулачками бьёт по щекам и с силой выпускает струю воды. Можно набрать немного воды и гонять её из одной щеки в другую.
"Массаж щеткой"
Чистим зубной щёткой зубы, массируем язык, щёки.