Мария Сергеева
Необходимость эколого-ориентированного обучения
▼ Скачать + Заказать документы
В начале третьего тысячелетия человечество вступило в новую эпоху своих взаимоотношений с окружающей средой – «эпоху, когда людям, чтобы выжить, приходиться начинать думать по-иному, чем до сих пор» (Моисеев Н. Н.). Вся предшествующая история развития человеческого знания была связана с потребностью общества в познании и преобразовании окружающей действительности.
Это накладывало на науку и практику антропоцентрический характер. В период усиления воздейтествия человеческого общества на природную среду он оказался несостоятельным.
Публикация «Необходимость эколого-ориентированного обучения» размещена в разделах
На смену прежней установки возникла необходимость принципиально нового подхода - осознания природы и общества в их целостности как функционально равных частей единого целого. Он требует постоянного соотнесения действий человека с возможностями природной среды, учёта законов естественной регуляции. Только при соблюдении этих условий возможно развитие природы и общества как единого целого. Естественное следствие нового подхода – понимание того, что целью образования (обучения, воспитания и развития) подрастающего поколения должно стать формирование гражданина планеты с новым мышлением и мировоззрением, новой экологической культурой.
Образование в период перехода к информационному обществу становится важнейшим элементом развития любого государства. Сейчас, когда мир подошёл вплотную к глобальной экологической катастрофе, экологическое образование становится особенно важным.
Экологическое воспитание является важным и необходимым элементом в формировании отношения человека к окружающей природе, миру, к человеку и обществу в целом. Оно должно решать проблемы нравственности, этики и эстетики, обращаясь к рассудку, чувствам и впечатлениям человека.
Таким образом, глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни на Земле и, в частности, человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования, призванного реализовывать идеи становящегося ныне эколого-информационного общества.
Одним из показателей, характеризующих экологическую ситуацию в государстве, является уровень экологического образования и воспитания как общества в целом, так и подрастающего поколения. Главная роль здесь принадлежит школе и вузам, средствам массовой информации, общественным экологическим организациям.
Традиционно в школах изучению взаимоотношений «человек – природа», экологических проблем мира и своего региона уделяется внимание на уроках географии и биологии, природоведения, истории, основ безопасности жизнедеятельности. Однако в отдельных школах введены учебные предметы или факультативные занятия по экологии.
Ведущими внешкольными учебно-исследовательскими экологическими центрами остаются станции юных натуралистов и туристов, экологические центры внешкольной работы, которые действуют в каждом городе и районе Крыма.
Проблемы, связанные с воспитанием подрастающего поколения, никогда не теряли соей актуальности. Сегодня перед нашим обществом стоят вопросы подготовки учащихся к взрослой жизни, в которой во все времена ценились гражданские качества, такие, как доброта к людям, проявление сочувствия, честность, трудолюбие, любовь к природе, бережное отношение к ней. Поэтому школа должна способствовать формированию нравственных качеств у молодого поколения, так как они являются основой для формирования гражданской культуры.
Формирование гражданской культуры есть показатель степени совершенства гуманитарной подготовки учащихся младших классов. Именно дисциплины гуманитарного цикла формируют знания о культуре своего народа и культурных достижениях других народов, что способствует формированию у младших школьников умения сопоставлять и оценивать эти достижения в духе объективности и толерантности. Воспитание культуры толерантности – главное направление мероприятий по формированию гражданской культуры младших школьников. Учащихся следует приучать к совместному решению проблем при подготовке этих мероприятий, так как от сотрудничества выигрывает каждый.