Владимир Стрельцов
Некоторые особенности обучения дошкольников прыжкам с разбега
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение прыжкам с разбега в физическом воспитании дошкольников имеет некоторые особенности :
1. Прыжок в длину и высоту с разбега в физическом воспитании дошкольников имеет одинаковую основу и определяющее звено техники, и различаются только в деталях. Поэтому освоение этих движений детьми можно объединять в целях экономии времени и сил.
Публикация «Некоторые особенности обучения дошкольников прыжкам с разбега» размещена в разделах
2. В связи с необходимостью обеспечить безопасность при выполнении упражнений, целесообразно осваивать прыжки с разбега в обратной последовательности: сначала – приземление, затем толчок с короткого шага, полет с группировкой, затем добавлять разбег, объединяя все три фазы прыжка.
В работе с детьми по овладению техникой сложных движений большую роль играют подводящие и подготовительные упражнения. Они направлены на развитие двигательных качеств, необходимых при выполнении определенного движения. Так, подготовительными для прыжков в длину и высоту с разбега будут упражнения на развитие силы нижних конечностей: приседания, разнообразные виды бега, подпрыгивания.
Подводящие упражнения готовят ребят непосредственно к выполнению техники движения и облегчают ее восприятие. К рассматриваемым нами прыжкам в длину и высоту с разбега подводящими упражнениями являются выполнение махов одной и второй ногой, высокое подпрыгивание на одной ноге. Они, как правило, включаются в общеразвивающие упражнения.
Вначале мы поставили задачу: определить круг подводящих и подготовительных упражнений для освоения прыжков в длину и высоту с разбега в старшей группе. Изучив этот вопрос в литературе по физическому воспитанию, перешли к планированию материала, предусматривающему постепенное усложнение упражнений, установление преемственности между занятиями и другими формами работы.
Концентрический способ планирования позволил нам отрабатывать технику определенного движения, возвращаясь к нему через некоторые промежутки времени, но с уже более высокими требованиями при его выполнении. При этом условия проведения того или иного упражнения не только усложняются, но и варьируются, хотя рисунок его остается неизменным. Это помогает выработке определенного динамического стереотипа.
Разучивание прыжков с разбега можно проводить в 4 этапа. На первом этапе обращаем внимание детей на мягкое приземление на обе ноги, амортизируя приседанием. Высота прыжка доступна для овладения техникой и постепенно возрастает от 30 до 40 см. На втором этапе отрабатываем выполнение толчка со взмахом рук и подтягивание коленей к животу во время полета. Третий этап акцентирует внимание ребенка на энергичном, равноускоренном разбеге с сильным отталкиванием толчковой ногой. И, наконец, на четвертом этапе ставим цель выполнить прыжок в целом, соблюдая все моменты правильно: разбег, толчок, полет с группировкой, приземление. Повторение движения не снижает интереса наших воспитанников, так как на каждом последующем этапе перед ними ставится новая задача с нарастанием трудностей, меняются используемые пособия.
В соответствии с задачами каждого из перечисленных этапов подбираем подготовительные и подводящие упражнения.
Основное внимание на первом этапе обращается на мягкое приземление на обе ноги. Для решения этой задачи применяются подводящие упражнения в прыжках в длину с места, спрыгивания с различных предметов, игровые задания типа «Прыгни лучше». Все подводящие упражнения, исходя из их характера, включаем во вводную или основную часть занятия.
К освоению второго этапа, на котором отрабатывается толчок со взмахом рук и подтягивание коленей к животу во время полета, подходят упражнения: мах прямой ногой вперед с хлопком под коленом сначала на месте, а затем с прыжком; сгибание ноги в колене с переносом ее через палку; «Сложись в комочек» (присесть и крепко обхватить обеими руками колени) для положения группировки в полете.
К третьему этапу подводящими упражнениями являются: пробегание различных отрезков с ускорением, бег с высоким подниманием коленей — «Цирковая лошадка» (руки положить на голову, бег на месте и в движении, шаги-гиганты, игровое упражнение «Через кочки и пенечки». К толчку ребята подводятся через упражнения в доставании рукой звонка, подвешенного выше поднятой руки ребенка на 10—15 см, или мяча, погремушки, ветки, а также прыжки через предметы.
На заключительном четвертом этапе включаем подготовительные упражнения, развивающие скоростно-силовые качества детей: бег наперегонки по одному и в паре, упражнение «Велосипед» из исходного положения лежа на спине в максимально быстром темпе и др. Для развитие силы нижних конечностей используем: махи левой и правой ногой, высокое подпрыгивание попеременно то на правой, то на левой ноге, вставание с пола без помощи рук из исходного положения сидя на полу, ноги «по-турецки».
Подводящими упражнениями на данном этапе являются: бег с заданием (сделать пять быстрых шагов, на счет 6 — мах ногой вперед, упражнение «Воробей» (три пружинистых подскока с мягким касанием пола носками ног, четвертый — энергичный подскок вверх, руки в стороны: сначала на двух ногах, а затем на каждой из них попеременно; подскок можно выполнять с поворотами вокруг себя на 360°). После этих упражнений ребята легче усваивают общую структуру движения.
Перечисленные подготовительные и подводящие упражнения — хороший вспомогательный материал для усвоения детьми всех элементов техники прыжка с разбега.
Часто, количественный результат прыжков с разбега бывает удовлетворительным, но в качественном отношении отмечаются недостатки. Некоторые дети в полете не занимают положения группировки, а отклоняются назад. Другие делают ошибки при приземлении, третьи выполняют толчок двумя ногами после темпового наскока. Наша задача – помочь таким детям в овладении движениями на уровне программных требований, и здесь роль подводящих и подготовительных упражнений неоценима.
Литература
1. Буцинская П. П. и др. Общеразвивающие упражнения в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. — М. : Просвещение, 1990.— 175 с: ил.
2. Кенеман А. В. и Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. — М., «Просвещение», 1972. 271 с.
3. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. — 3-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 1986.— 304 с, ил. — (Б-ка воспитателя дет. сада).
4. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.