Лилия Гильмутдинова
Нейропсихологические элементы в работе воспитателя средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
[b]Актуальность проблемы[/b]
Сегодня мы видим, как все быстро меняется: дети и родители, отношения родителей и детей в семье, отношение семьи к школе и в целом к обучению детей. Члены семьи все меньше проводят времени друг с другом, больше времени проводят перед телевизором, а дети часто предоставлены сами себе. Родители оставляют развитие ребенка на дошкольные образовательные организации ожидая к начальной школе " готового ученика", который умеет читать и писать. Но не все дети соответствуют этим ожиданиям, у многих первоклассников возникают трудности в обучении. Нейропсихология может помочь в определении точных причин возникших трудностей.
Публикация «Нейропсихологические элементы в работе воспитателя средней группы» размещена в разделах
Нейропсихология детского возраста — наука о формировании мозговой организации психических процессов человека. Нейропсихологическая профилактика и коррекция процессов развития в детей уже на ранних этапах их развития (ранний и дошкольный возраст) все становится актуальной задачей в контексте воспитательного процесса системы дошкольного образования.
Игровой массаж и самомассаж.
Исследования ученых Института физиологии детей и подростков подтверждают связь речевой и мелкой моторики. Ими установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Анализируя результаты экспериментов, свидетельствующие о тесной связи функции руки и речи, М. М. Кольцова сделала вывод, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под воздействием кинестетических импульсов от рук».
Влияние импульсации с мышц рук имеет такое большое значение только в детстве, пока идет формирование моторной области. Поэтому использование этого факта в работе с детьми особенно актуально.
Кроме традиционной пальчиковой гимнастики в работе с детьми средней группы широко используем самомассаж кистей и пальцев рук. Стимуляция активных точек пальцев и ладоней проводится с помощью карандашей, грецких орехов, еловых шишек, массажных мячей и эспандеров, массажных щеток, шнуров с узелками, воздушных шариков с различными наполнителями. Дети выполняют упражнения самомассажа с большим удовольствием, потому что занятия превращаются в занимательную игру.
Используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук:
• поглаживание,
• растирание,
• лёгкое надавливание,
• пощипывание,
• похлопывание,
• сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочерёдно.
Используются упражнения:
• катание одного грецкого ореха или шарика,
• катание ребристого карандаша,
• имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке,
• сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.
Можно использовать 3 комплекса упражнений самомассажа:
1. Самомассаж тыльной стороны.
2. Самомассаж ладоней.
3. Самомассаж пальцев рук.
Массаж и самомассаж рекомендуется проводить 2-3 раза в день на занятиях, физминутках, от 3-5 упр., между которыми проводить расслабление мышц. Каждое упр. выполняется 8 раз: по 4 раза для правой и левой руки.
Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивания рук.
Выполняя движения, нужно проговаривать действия в стихотворной форме.
Противопоказания к массажу ладоней:
• грибковые и гнойничковые заболевания кожи и слизистых;
• фурункулёз.
При этих заболеваниях нельзя давать в руки детям и то, что может переносить инфекцию.
Массаж с игровым мячиком «Гладь мои ладошки, ёж»
Берём 2 массажные щётки (мячика) и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх, делая по одному движению на каждый ударный слог.
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж!
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
Нейропсихологические игры с мячом.
Упражнение «Мячик»
Я мячом круги катаю
Взад-вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
1. Взрослый произносит слово и кидает мяч, а ребенок ловит мяч и называет слово, связанное со словом взрослого, например: взрослый говорит: «Небо», а ребенок отвечает: «Облако» – и кидает мяч обратно.
2. Ребенок и взрослый кидают друг другу большой мяч с разных расстояний и ловят двумя руками. Сначала лучше кидать в руки, потом немного правее, левее, выше, ниже. Дети должны уметь кидать мяч, подавая его двумя руками снизу, сверху, по воздуху или ударяя об пол. Надо стараться не прижимать мяч к себе, а ловить его только руками.
3. Ребенок кидает большой мяч об стену двумя способами:
кидает его и сразу ловит;
кидает, дает ему один раз удариться об пол и только после этого ловит.
4. Взрослый и ребенок садятся на пол на расстоянии 2-3 метров друг от друга и берут большой мяч. Они раздвигают ноги и начинают перекатывать мяч по полу. Сначала отталкивают его от себя двумя руками, через минуту или две ребенок убирает левую руку за спину и катает мяч только правой рукой, а через 3 минуты – только левой. Мяч должен катиться ровно и прямо в руки партнеру.
5. Ребенок перекидывает из правой руки в левую руку теннисный мяч.
6. Ребенок кидает мяч назад, не поворачиваясь, а взрослый или другой ребенок ловит мяч сзади. Игроки меняются местами поочередно.
7. Взрослый кидает мяч и называет месяц, а ребенок ловит мяч и говорит, к какому времени года относится этот месяц.
Список использованной литературы:
1. Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста. -М. :Академия,2009.
2. Глозман Ж. М. Нейропсихологическое обследование : качественная и количественная оценка данных. -М: Смысл, 2012.
3. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. -М. : АРКТИ, 2000.
4. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. - М. : Генезис, 2007.