Получи документы

Нейрологопедия: современный подход в коррекции речевых нарушений

Евгения Бувина
Нейрологопедия: современный подход в коррекции речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: данная статья раскрывает представления о нейрологопедии как о важной части нейродефектологии : рассмотрены принципы обучения детей дошкольного возраста с нарушениями речи с применением методов нейрокоррекции.

Ключевые слова: нейрокоррекция, нейрологопедия, дошкольное воспитание, нейродефектология, высшие психические функции.

Публикация «Нейрологопедия: современный подход в коррекции речевых нарушений» размещена в разделах

В настоящее время среди учителей-логопедов появилась тенденция к использованию нейроподхода в коррекционном воспитании дошкольников. Нейрологопедия рассматривается специалистами как новая область, сфера компетентности которой связана с детьми с нарушениями речи, имеющих: комплексные нарушения психики, минимальную связь нарушений с повреждениями операционального сенсомоторного уровня речи, недоразвитие мотивации при потенциально нормативном интеллекте, грубые нарушения или искажения знаково-символической функции.

Нейрологопедия детского возраста выступает важной частью нейродефектологии, которая в настоящем времени имеет актуальные проблемы необходимости понимания истинных причин нарушений психоречевых расстройств, а также критериев выбора оптимальных путей коррекционного и восстановительного обучения и его содержания.

Современные дети имеют трудности в воспитании и обучении в связи с незрелостью или особенностями развития различных структур головного мозга. В связи с этим, актуальным становится вопрос дифференциальной диагностики нарушения и его первичных и вторичных проявлений. Часто, дети, имеющие задержку речи, имеют первичные проявления в виде нарушений моторной программы, переключения, ориентировки в схеме тела и т. д. Прежде чем логопед начнет растормаживать речь таких детей, нужно нормализовать работу мозговых функций, отвечающих за первичные проявления нарушения. Это возможно благодаря нейрокоррекции.

Для понимания функционирования головного мозга необходимо обратиться к нейропсихологии и нейрофизиологии. Нейропсихология – наука о формировании мозговой организации психических процессов. Эта наука создана в нашей стране в середине двадцатого века А. Р. Лурия. В настоящее время вопросами нейропсихологии занимаются А. В. Семенович и Т. Г. Визель.

Нейропсихологическая коррекция - это комплекс упражнений, которые применяются для преодоления отклонений и нарушений в развитии психических функций у детей в возрасте от 2 до 16 лет. Нейропсихологическая диагностика и коррекция поведения в детском возрасте условно делится на два неразрывно связанных компонента:

1. двигательная коррекция;

2. когнитивная, или познавательная коррекция.

Методы двигательной коррекции основываются на теории «замещающего онтогенеза». В работе с такими детьми используется большое количество двигательных упражнений, связанных с ползаньем, совместным движением глаз и рук, раскачиванием. Это служит стимуляцией в регуляции движений, улучшении межполушарного взаимодействия, развития пространственных представлений детей.

Методы нейрокоррекции чаще применяются у детей со следующими речевыми нарушениями :

1. диспраксия;

2. моторная алалия;

3. дизартрия;

4. речеслуховая агнозия;

5. заикание.

Работая с тем или иным нарушением, логопед может использовать нейроупражнения в коррекции слоговой структуры слова, фонематического слуха и восприятия, автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Работа будет основана на соединении упражнений классической логопедии и приемов нейростимуляции : моторном планировании, переключении, ритмико-мелодических рядах, кинезиотерапии, сенсорной интеграции.

Благодаря использованию различных техник и приемов коррекционной работы, через управление своим телом и своими движениями, а также через овладение когнитивными функциями ребенок получает возможность преодолеть неадаптивные особенности своего развития, трудности в школьном обучении, трудности саморегуляции и детские поведенческие проблемы.

Литература

1. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии : учеб. для студентов вузов Т. Г. Визель. -- М. : АСТАстрель Транзиткнига, 2005.- 384,с. - (Высшая школа).

2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста : Учебное пособие / Л. С. Цветкова, А. В. Семенович; Под. Ред. Л. С. Цветковой- М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК»,- 2015 -272 с.

Электронные образовательные ресурсы

1. https://iro-ufa.ru/ (Информационные решения в образовании)

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Современный подход к организации творческой игры (старшая группа) Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский.

Гимнастика с использованием тренажеров для профилактики и коррекции нарушений зренияГимнастика с использованием тренажеров для профилактики и коррекции нарушений зрения Всемирный день зрения отмечается во второй четверг октября по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Эта дата отмечена.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Консультация для воспитателей «Современный подход к организации работы с родителями в ДОУ» «Современный подход к организации работы с родителями в ДОУ» «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло.

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нейрологопедия: современный подход в коррекции речевых нарушений
Опубликовано: 11 декабря 2022 в 10:05
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нейрологопедия: современный подход в коррекции речевых нарушений» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Бувина (УИ 463018) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД