Евгения Бувина
Нейрологопедия: современный подход в коррекции речевых нарушений
▼ Скачать
Аннотация: данная статья раскрывает представления о нейрологопедии как о важной части нейродефектологии : рассмотрены принципы обучения детей дошкольного возраста с нарушениями речи с применением методов нейрокоррекции.
Ключевые слова: нейрокоррекция, нейрологопедия, дошкольное воспитание, нейродефектология, высшие психические функции.
Публикация «Нейрологопедия: современный подход в коррекции речевых нарушений» размещена в разделах
В настоящее время среди учителей-логопедов появилась тенденция к использованию нейроподхода в коррекционном воспитании дошкольников. Нейрологопедия рассматривается специалистами как новая область, сфера компетентности которой связана с детьми с нарушениями речи, имеющих: комплексные нарушения психики, минимальную связь нарушений с повреждениями операционального сенсомоторного уровня речи, недоразвитие мотивации при потенциально нормативном интеллекте, грубые нарушения или искажения знаково-символической функции.
Нейрологопедия детского возраста выступает важной частью нейродефектологии, которая в настоящем времени имеет актуальные проблемы необходимости понимания истинных причин нарушений психоречевых расстройств, а также критериев выбора оптимальных путей коррекционного и восстановительного обучения и его содержания.
Современные дети имеют трудности в воспитании и обучении в связи с незрелостью или особенностями развития различных структур головного мозга. В связи с этим, актуальным становится вопрос дифференциальной диагностики нарушения и его первичных и вторичных проявлений. Часто, дети, имеющие задержку речи, имеют первичные проявления в виде нарушений моторной программы, переключения, ориентировки в схеме тела и т. д. Прежде чем логопед начнет растормаживать речь таких детей, нужно нормализовать работу мозговых функций, отвечающих за первичные проявления нарушения. Это возможно благодаря нейрокоррекции.
Для понимания функционирования головного мозга необходимо обратиться к нейропсихологии и нейрофизиологии. Нейропсихология – наука о формировании мозговой организации психических процессов. Эта наука создана в нашей стране в середине двадцатого века А. Р. Лурия. В настоящее время вопросами нейропсихологии занимаются А. В. Семенович и Т. Г. Визель.
Нейропсихологическая коррекция - это комплекс упражнений, которые применяются для преодоления отклонений и нарушений в развитии психических функций у детей в возрасте от 2 до 16 лет. Нейропсихологическая диагностика и коррекция поведения в детском возрасте условно делится на два неразрывно связанных компонента:
1. двигательная коррекция;
2. когнитивная, или познавательная коррекция.
Методы двигательной коррекции основываются на теории «замещающего онтогенеза». В работе с такими детьми используется большое количество двигательных упражнений, связанных с ползаньем, совместным движением глаз и рук, раскачиванием. Это служит стимуляцией в регуляции движений, улучшении межполушарного взаимодействия, развития пространственных представлений детей.
Методы нейрокоррекции чаще применяются у детей со следующими речевыми нарушениями :
1. диспраксия;
2. моторная алалия;
3. дизартрия;
4. речеслуховая агнозия;
5. заикание.
Работая с тем или иным нарушением, логопед может использовать нейроупражнения в коррекции слоговой структуры слова, фонематического слуха и восприятия, автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Работа будет основана на соединении упражнений классической логопедии и приемов нейростимуляции : моторном планировании, переключении, ритмико-мелодических рядах, кинезиотерапии, сенсорной интеграции.
Благодаря использованию различных техник и приемов коррекционной работы, через управление своим телом и своими движениями, а также через овладение когнитивными функциями ребенок получает возможность преодолеть неадаптивные особенности своего развития, трудности в школьном обучении, трудности саморегуляции и детские поведенческие проблемы.
Литература
1. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии : учеб. для студентов вузов Т. Г. Визель. -- М. : АСТАстрель Транзиткнига, 2005.- 384,с. - (Высшая школа).
2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста : Учебное пособие / Л. С. Цветкова, А. В. Семенович; Под. Ред. Л. С. Цветковой- М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК»,- 2015 -272 с.
Электронные образовательные ресурсы
1. https://iro-ufa.ru/ (Информационные решения в образовании)