Анна Стецко
Нейроигры на музыкальных занятиях в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Нейроигры – это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию зрительно-моторной пространственной координации, активизации речи, ритмического чувства, слуха, мелкой и крупной моторики.
Это -инструмент, который сможет скорректировать психические дисфункции у детей, которые возникают вследствие недостаточного развития межполушарных связей. Межполушарное взаимодействие - это особый механизм, объединяющий левое и правое полушарие в единою интегративную систему. Как вам известно, наш мозг сложен по структуре. Его составляют два полушария, каждое из них отвечает за определенные виды деятельности. Правое полушарие регулирует координацию движений, восприятие пространства, гуманитарное развитие и креативные способности. Левое носит аналитический характер, ответственно за развитие математических способностей, логики, речи. Деятельность полушарий координируется так называемым мозолистым телом (системой нервных волокон, которое передает данные из одного в другое. При возникновении какой-либо проблемы с этим элементом полушария работают без взаимосвязи, одно из них – ведущее – берет на себя основную нагрузку, блокируя второе. Это приводит к нарушению пространственной ориентации, а также к тому, что одно полушарие активно используется, второе же перестает развиваться.
Исследования выявили, что становление межполушарных связей происходит у детей до определенного возраста: у девочек – до 7 лет; у мальчиков – до 8 – 8,5 лет. Это необходимо учитывать при разработке собственной программы гармоничного развития дошкольника, чтобы дать ребенку возможность использовать данный ему потенциал обоих полушарий, улучшить их взаимодействие, что станет основой интеллектуального развития.
Нейроигры очень полезны как для детей, так и для взрослых. А если нейроигру соединить с музыкой, то будет еще эффективней и увлекательней. Ведь музыка считается способом эффективной коррекционной помощи.
. Левое полушарие понимает в музыке структуру музыкального языка, отслеживает каждый звук в отдельности, «видит» каждую нотку. Также, левое полушарие «умеет играть» каждым пальчиком отдельно, запоминает место каждого пальчика на инструменте в огромной музыкальной пьесе, оперирует речью, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счёт, способность к анализу.
Доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, креативности, восприятие информации на слух, отзывается на интонацию, ритм, динамические оттенки обогащается и питается музыкой, запоминает все музыкальное произведение целиком.
Самая приемлемая форма для занятий с детьми дошкольного возраста – это игра, которая в этом возрасте является ведущим видом деятельности. Следовательно, развитие межполушарных связей в основном тоже надо строить на упражнениях и играх, которыми и будут являться нейроигры и нейроупражнения.
Но включении нейроигр, например, в занятия нужно придерживаться следующих принципов их применения:
1. Принцип «от простого к сложному».
2. Применение нейроигры в начале занятия для активизации мозговых процессов.
3. Нейроигры не заменяют процесс стандартного обучения – они используются параллельно с ним.
Можно выделить основные условия эффективности применения в работе нейропсихологических игр и упражнений :
• Педагог должен свободно владеть упражнениями и играми.
• Новые упражнения разучивают сначала поочерёдно каждой рукой, затем двумя руками вместе.
• Периодичность – ежедневно, без пропусков.
• Время занятий – утро, день.
• Занятия проводят как в индивидуальной, так и в групповой формах.
• Продолжительность занятий 10 – 15 минут.
• Одно упражнение не должно занимать более 2 минут.
• От детей требуется точное выполнение упражнений.
Кому из детей показаны эти игры?
• Заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения.
• Постоянно путает «лево» и «право», сезоны, жалуется на память.
• Плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения
Проблемы с речью разной сложности.
Плохо развито ритмическое чувство.
Планируемые результаты:
§ повышение уровня музыкально- ритмических способностей;
§ развитие памяти;
§ улучшение концентрации внимания;
§ активизация речи;
§ повышение уровня психологического здоровья. :
§ повышение уровня музыкально- ритмических способностей;
§ развитие памяти;
§ улучшение концентрации внимания;
§ активизация речи;
§ повышение уровня психологического здоровья
Много из того, что относится к нейроиграм и нейроупражнениям есть в меодических пособиях и программе у И. Г. Галянт.
Пальчиковые игры
Ритмодекламация
Речевые игры с движениями
Игры с палочками
Музицирование (оркестр)
Распевание с движениями
2 этап. Практический.
Ну а теперь, давайте перейдёт с более интересной части нашего мастер-класса – к практике.
Как мы с вами уже говорили, наш мозг состоит из двух полушарий, где: правое полушарие мозга отвечает за творческое мышление (эти люди более чувствительны и склонны полагаться на свою интуицию в принятии решений, а левое полушарие отвечает за логическое мышление (наличие у человека более сильных аналитических способностей и лингвистических наклонностей).
А вам интересно узнать, какое у вас ведущее полушарие?
Для этого мы предлагаем вам пройти 4 легких теста, для которых вам необходимо запомнить (или записать) определенную последовательность букв.
Тест № 1. Необходимо сцепить (сплести) руки в замок, посмотреть большой палец какой из рук оказался сверху. Если сверху оказался палец левой руки, то следует запомнить букву Л, если правой, то П.
Тест № 2. Представьте, что вы целитесь в мишень. Прицелились? Какой глаз вы закрыли? И соответственно, при закрытом левом глазе запоминаем букву Л, при закрытом правом глазе запоминаем букву П.
Тест № 3. Сложите руки на груди, в так называемой позе «Наполеона». Обратите внимание, кисть какой руки находится сверху? Запоминаем!
Тест № 4. Поаплодируйте друг другу. Вы все молодцы! Но какая же рука была активнее? Запоминаем для себя соответствующую букву.
Что же в итоге у нас получилось? Если больше букв П, то активнее правое полушарие, если Л, то левое.
Ну, а для того, чтобы наши полушария работали в полном объеме, предлагаю вам поиграть в нейроигры, из которых можно составить комплексы для развития всех блоков головного мозга.