Алена Вячеславовна Коноплева
Нейроигры как способ развития нейропсихологических связей
▼ Скачать + Заказать документы
Нейроигры – гимнастика для мозга, которая держит в тонусе умственную деятельность подобно тому, как влияет на мышцы физическая нагрузка.
Гимнастика для мозга необходима в любом возрасте. Нейроигры позволяют тренировать память и внимание, что особенно важно для дошкольников, школьников и людей, занимающихся умственным трудом. В противном случае с возрастом активность клеток головного мозга снижается и человеку сложнее выполнять свою работу, запоминать информацию и решать повседневные задачи.
Публикация «Нейроигры как способ развития нейропсихологических связей» размещена в разделах
Нейроигры - это ряд упражнений, направленных на нестандартную деятельность мозга. При этом задействуются все 5 органов чувств, а получаемая от них информация комбинируется в максимально нетрадиционном варианте. В этом случае мозгу приходится создавать новые нейронные связи, формировать ассоциативные ряды. А так как активизируется работа мозга, активизируется весь организм, следовательно, улучшается и здоровье ребенка.
Проблемой у большинства детей являются образовательные трудности, второе место- нарушение интеллекта, третье- нарушение речи. Развитие и формирование ребенка происходит от движения к мышлению. Трудности у детей возникают не от лени, а из-за особенностей развития головного мозга.
В настоящее время особо важным является вырастить не только здорового и крепкого человека, но и обязательно инициативного, думающего ребенка, способного логически мыслить, умеющего находить подход к любому делу, за которое он бы ни взялся.
Цели и задачи нейроигр:
Образовательные задачи:
• активизировать познавательный интерес;
• формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
• формировать умения и навыки (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т. д.).
Развивающие задачи:
• развитие логического мышления ребёнка;
• развитие межполушарных связей с помощью нейродинамической гимнастики, построенной на основе кинезиологических упражнений;
• развитие мелкой моторики рук;
• развитие памяти, внимания, зрительно-двигательной координации;
• формировать индивидуальные, творческие способности личности.
Воспитательные задачи:
• формировать умение работы в коллективе;
• воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции своих действий и самоконтроля.
• воспитывать волю ребенка.
Принципы нейроигр:
• сочетать работу двух и более органов чувств;
• акцентировать внимание на том, чтобы в привычной ситуации органы чувств действовали по-новому, в непривычном для себя амплуа;
• использовать различные виды внимания (произвольное/непроизвольное) и разную степень концентрации (чередовать полную сосредоточенность и относительное расслабление);
• изменять привычное, отдавать предпочтение новому;
• обоняние - единственное ощущение, которое имеет непосредственную связь с мозгом. Поэтому воспоминания, связанные с запахами, являются наиболее устойчивыми.
Родители первоклассников часто попадают в ситуацию, когда ребенку сложно запомнить материал, соблюдать дисциплину на уроках и в повседневной жизни, а также заниматься дома. Помимо личного примера, важным подспорьем могут стать регулярные нейрогимнастические упражнения. Активное развитие межполушарного взаимодействия, которое начинается еще в детском саду, поможет будущим ученикам справляться со школьными нагрузками.
Нейроигры и упражнения:
1. «Ладошки»
Цель: формирование нейропсихологических связей, развитие пространственных представлений, развитие координации движения, выполнение инструкций.
2. "Веселые пальчики"
Цель: активизация умственной деятельности детей дошкольного возраста, развития внимания, мелкой моторики
3. «Попробуй повтори»
Цель: развитие пространственного восприятия — учить чувствовать своё тело и пространство вокруг, развитие мелкой моторики рук, координирование движений правой и левой руки.
4. «Нейролабиринт»
Цель: активация обоих полушарий мозга, развитие мелкой моторики и пространственного мышления, улучшение памяти, внимания, концентрации.
5. «Сосчитайка»
Цель: развитие пространственного восприятия, активизация умственной деятельности, выполнение инструкций.
6. «Повтори за мной»
Цель: развивать работу полушарий мозга, пространственное мышление, внимание, моторику.
7. «Запутанные картинки»
Цель: развитие зрительного восприятия, обогащение словарного запаса дошкольников по основным лексическим темам.
8. «Нейродорожки»
Цель: развивать межполушарные связи, речь и автоматизацию звуков.
9. «Доска Бильгоу»
Цель: мозжечковая стимуляция, развивать баланс и координацию движений, развивать равновесие и речь.
10. «Ножки-ладошки»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, активизация умственной деятельности, улучшение памяти, внимания, концентрации.