Жучкова Ульяна
Неделя психологии в детском саду
▼ Скачать
Цель: создание благоприятного психологического климата в детских и взрослых коллективах, демонстрация актуальности и значимости психологического сопровождения участников образовательного процесса.
Задачи:
• создание положительной психологической атмосферы в детском саду;
• снятие психоэмоционального напряжения у участников образовательного процесса (педагогов, родителей, детей);
• популяризация психологических знаний и повышение психологической культуры.
Публикация «Неделя психологии в детском саду» размещена в разделах
- Неделя психологии в детском саду
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Предварительная работа заключалась в составлении плана проведения недели психологии, оформлении стендов, подготовке практических материалов, ознакомлении воспитателей с планом, разработке конспектов занятий для воспитателей и детей, распространении объявлений о неделе психологии.
При планировании недели мы придерживались следующих принципов:
• неделя должна быть целостной и законченной;
• учет индивидуальных и возрастных возможностей участников мероприятий;
• мероприятия не мешают соблюдению режимных моментов ДОУ;
• события недели охватывают, по возможности, весь детский сад.
План проведения мероприятий в рамках «Недели психологии»
День недели Мероприятия Участники
Понедельник Открытие недели психологии Педагоги ДОУ
Акция «Забор психологической разгрузки» Педагоги ДОУ, родители
Игра «Раздувайся пузырь» Воспитатели, дети
Вторник Игра «Я хочу с тобой дружить» Воспитатели, дети
Стенгазета «Наши пожелания родителям» Воспитатели, дети
Среда Тренинг
«Просто так» Психолог, воспитатели, дети старших и подготовительных групп
Раздача буклетов Психолог, воспитатели, родители
Акция «Комплимент воспитателя» Родители
Четверг Игра «Комплимент» Воспитатели, дети
Создание коллажа «Сердце группы» Воспитатели, дети старших и подготовительных групп
Пятница Коллажа «Карта желаний» Педагоги ДОУ
Закрытие недели психологии, подведение итогов Педагоги ДОУ
Описание мероприятий «Недели психологии» в ДОУ.
Понедельник
1. Открытие «Недели психологии»
Материалы: теоретический материал по теме.
Ход проведения: оформление стендов, подготовка практических материалов, ознакомлении воспитателей с планом, ознакомление родителей;
2. Психологическая акция «Забор пожеланий»
Цель: дать возможность выразить свои пожелания родителям и воспитателям ДОУ.
Материалы: ватман, краски, ручки, фломастеры.
Ход проведения: педагогам ДОУ и родителям предлагается выразить в словах свои пожелания, эмоции, которые относятся к детскому саду, на нарисованном заборе.
3. Игра «Раздувайся пузырь»
Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.
Материалы: не требуются.
Ход повеления: познакомить детей с правилами игры
• когда пузырь раздувается - двигаться назад, дуя в кулачки, и к концу текста взяться за руки;
• на слово «Хлоп!» руки разнимаются, и все бегут к центру;
• давать руку любому, кто оказался рядом.
Дети стоят в кругу очень тесно - это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад - «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:
«Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся!»
Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).
Комментарий: педагогу необходимо внимательно следить за тем, чтобы дети правильно выполняли игровые действия. В частности, на каждый вдох делали один шаг. Такие игры-развлечения любят дети любого возраста, так как правила в них предельно просты и легко выполнимы, а сама игра способствует эмоциональной разгрузке.
Во время игры могут возникать конфликты между детьми: кто-то не хочет дать руку своему соседу, кто-то перебегает с одного места на другое и т. д. Особенно часто дети ссорятся из-за того, что каждому хочется стоять рядом с ведущим. Напомните детям третье правило, которое необходимо для дружной игры. Не следует задерживаться на этих конфликтах, лучше быстро и тактично разрешать такие споры.
Вторник
1. Игра «Я хочу с тобой дружить»
Цель: проявление привязанности, дружелюбия друг к другу, объединение детей, накопление позитивного эмоционального опыта, сплочение коллектива.
Материалы: клубок ниток.
Ход проведения: Дети садятся в один большой круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Когда клубок ниток попадет в руки, вы обматываете нитку вокруг пальца. Далее у каждого из вас есть возможность сообщить нам свое имя и рассказать что-нибудь о себе. Может быть, кто-то из вас захочет рассказать о своей любимой игрушке или о том, что у него лучше всего получается, или о своем друге, чем любит заниматься в свое свободное время. Рассказать о себе вы передаете клубок тому, кто больше нравится. Но есть одно правило, передавая клубок, нужно сказать волшебные слова: Буду так я говорить - я хочу с тобой дружить!»
Ведущий начинает игру:
«В руки я клубок возьму, пальчик обмотаю.
А кому его отдам – мы сейчас узнаем…»
Передает клубок ребенку со словами:
«Буду так я говорить: я хочу с тобой дружить!».
Далее ребенок проделывает то же самое с клубком, что и ведущий. Игра продолжается до тех пор. Пока клубок не вернется к ведущему.
Потом предлагается детям закрыть глаза и легонько натянуть ниточки, чтобы почувствовать друг друга.
Воспитатель говорит: «Чувствуете, как тесно мы связаны? Это потому, что мы все дружим между собой! Как это здорово, не так ли?»
Рефлексия. Подведение итогов. Воспитатель спрашивает детей:
• Как вы чувствуете себя сейчас?
• Трудно ли было рассказывать о себе?
• Чьи рассказы заинтересовали больше всего?
2. Стенгазета «Наши пожелания родителям»
Цель: выразить любовь детей к своим родителям через добрые пожелания.
Материалы: ватман или листы бумаги, цветные карандаши.
Ход проведения: Воспитатели проводят опрос детей на тему «Я желаю своим родителям», записывают ответы детей и затем совместно оформляют стенгазету с пожеланиями.
Среда
1. Тренинг «Просто так»
Цель: формировать благоприятный психологический климат группы, развивать навыки общения, дружеские отношения между детьми, позитивное социальное поведение.
Материалы: ноутбук, проектор, видеозапись мультфильма «Просто так» (режиссер С. Аристакесова, «Союзмультфильм», 1976 г., бумага, карандаши, фломастеры, краски, кисти.
Ход проведения:
Беседа о дружбе
Вопросы для обсуждения: Что такое дружба? Кого называют другом? Есть ли у вас друзья? Какими качествами обладает друг, какой он? Как вы думаете, легко ли найти себе друзей? Что может помешать дружбе?
Придумайте способы, как можно познакомиться, подружиться с человеком, который тебе нравится. (Проиграть каждый предложенный вариант).
Просмотр мультфильма «Просто так»
Беседа по мультфильму. Вопросы: Легко ли было смотреть мультфильм? О чем он? Вспомните персонажей, какое настроение? Как изменилось настроение героев? Хотелось ли вам иметь таких друзей? Чем закончился мультфильм?
Педагог приглашает детей в круг.
Ребята давайте друг другу улыбнемся. Улыбки очень много значат, когда хочешь подружиться. А теперь я предлагаю вам обняться - положите руки на пояс соседу. Посмотрите, какое у нас получилось крепкое дружеское объятие. Ведь мы с вами друзья и в нашей группе живет дружба!
2. Раздача буклетов «Уроки любви и терпения»
Цель: психологическое просвещение родителей.
Материалы: распечатанные буклеты «Уроки любви и терпения».
Ход проведения: Во всех группах родителям раздаются буклеты «Уроки любви и терпения».
Четверг
1. Акция «Комплимент воспитателю»
Цель: воспитателям данное упражнение дает возможность поддержать положительный эмоциональный настрой; родителям – повод задуматься, чем именно ценны эти люди (воспитатели и персонал).
Материалы: коробочка, ручки, небольшие листочки.
Ход проведения: Родителям по желанию предлагается написать на листочках небольшой комплимент своим воспитателям и помощникам воспитателей. Далее листочки передаются адресату.
2. Игра «Комплименты»
Цель: научить детей говорить друг другу искренние комплименты, подбирать «правильные» слова друг для друга.
Материалы: не требуются.
Ход проведения: педагог предлагает детям встать в круг и друг другу сказать комплимент (по кругу). Игра заканчивается на ребенке, который начинал говорить комплимент.
Пятница
1. Коллаж «Карта желаний»
Цель: создание положительного эмоционального фона, осмысление собственного опыта, поиск внутренних ресурсов.
Материалы: журналы, ножницы, клей, цветные карандаши, фломастеры, листы формата А3, А4, музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.
Ход проведения :
Теоретическая часть. Знакомство с арт-техникой коллажирования.
Одним из наиболее распространенных арт-техник является коллажирование. Впервые данную технику в искусстве применили Жорж Брак и Пабло Пикассо в 1910-1912 годах. Коллаж (от фр. Coller – приклеивание) – это приём, заключающийся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.
Коллаж – это инструмент, который помогает понять себя, войти в контакт со своим «Я», понять истинные цели и желания, и их отражение в материальном мире, научиться строить свою реальность, раскрыться и обнаружить свои внутренние затруднения. Создавая коллаж человек, размышляет о жизни, целях которые желает достичь, понимая, что важно для него. Во время работы с коллажем происходит упорядочивание мыслей, релаксация, человек настраивается на лучшее в своей жизни, актуализируются внутренние ресурсы личности.
Методом коллажа изо-продукт создается посредством различных элементов, которые наклеиваются на основу, накладываются друг на друга или включаются в состав живописной композиции. Материалы, используемые при составлении коллажа разнообразны: бумага для основы, ножницы, клей, мелки, карандаши, фломастеры, журналы различного содержания (глянцевые журналы, семейные журналы, журналы о природе, профессиях, спортивные журналы, газеты; также можно использовать реальные фотографии с изображением конкретных людей, собственные фотографии и т. д.).
Время, выделенное на составление коллажей, зависит от темы коллажа, размера основы для коллажа и возраста участников группы. Структура работы с коллажем:
• подготовка (обозначение темы коллажа, настрой на работу) – 5/10 минут,
• подбор картинок участниками группы – 40 минут,
• расположение на листе (ватмане) – 20 минут,
• приклеивание подобранных картинок – 20 минут,
• завершение коллажа – 10 минут (здесь обычно участники либо закрашивают пустые пространства, либо делают какие-то надписи, в любом случае этот этап дает возможность увидеть всё ли получилось, так как задумывалось изначально, и возможно что-то доделать).
Обязательным элементом является название коллажа. (Само по себе название коллажа является очень ценным в плане диагностики внутреннего состояния личности. Так, например название «Свалка мечты» или «Апокалипсис» будет свидетельствовать о внутреннем неблагополучии личности и т. д.)
Арт-техника коллажа позволяет:
• повысить самооценку (продуктом любого вида арт-терапии, в том числе техники коллажа, является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития, расширения творческих возможностей);
• способствовать формированию положительной установки на дальнейшую творческую деятельность (особенно в начале арт-терапевтической работы);
• выражать отношение к теме, мысли, взгляды, свое понимание темы (это касается как общих, абстрактных тем коллажа, так и личных тем, связанных с собственными планами, целями, мечтами, отношением к себе и т. д.);
• проработать мысли и чувства, которые человек привык подавлять (иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний);
• дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам (работа над коллажем является безопасным способом разрядить напряжение, для усиления этой цели можно предложить придавать картинкам нужную форму руками);
• осознание своих паттернов поведения в группе, социальных ролей, установок (в групповом коллаже).
Существует множество тем для создания коллажей, среди часто используемых для диагностики жизненных планов личности является «Коллаж мечты» (арт-техника по работе с целями, работа на ресурс) или «Моя реальность, планы и мечты». (Эта арт-техника хороша тем, что не ограничивается только сферой будущего, но и учитывает настоящий контекст, отражает сферу реальных действий и позволяет увидеть в какой ипостаси чаще всего пребывает человек – живет ли в иллюзиях или тяготеет к реальности).
Практическая часть. Изготовление коллажа.
Участникам предлагается подумать, о чем им мечтается в разных сферах жизни (отношения, семья, материальная сфера, самореализация, здоровье) и найти образы, отражающие их реальность, планы и мечты. Далее из разных картинок, создается коллаж, который это отражает. Если не находится подходящая иллюстрация – участнику предлагается дорисовать, чего не хватает. После завершения работы автором придумывается название коллажу.
Вопросы для обсуждения коллажа мечты:
• нравится ли то, что получилось?
• ты понимаешь куда движешься?
• как то, что ты делаешь в эту минуту, приближает тебя к мечте?
• если что-то смущает, как можно это изменить?
2. Закрытие «Недели психологии», подведение итогов.
Цель: обсудить итоги «Недели психологии».
Материалы: не требуются.
Ход проведения: педагоги ДОУ анализируют проведения «Недели психологии», обсуждают что получилось, что нет.