Наталья Царюк
Проект «От сенсорных игр до занимательной математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта : «От сенсорных игр до занимательной математики»
Номинация проекта : «Дошкольное воспитание»
Пояснительная записка:
Актуальность темы обозначена в Концепции математического образования в Российской Федерации (далее Концепция, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.13 № 2506-р «Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Успех нашей страны в XXI веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения, от эффективного использования современных математических методов. Без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализация долгосрочных целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации, модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году. Развитые страны и страны, совершающие в настоящее время технологический рывок, вкладывают существенные ресурсы в развитие математики и математического образования» В Концепции также подчеркивается проблемы, создавшиеся в развитии математического образования. В частности сказано «Выбор содержания математического образования на всех уровнях образования продолжает устаревать и остается формальным и оторванным от жизни, нарушена его преемственность между уровнями образования»
Темочки:
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Работа с родителями
- Темочки
Педагогическая диагностика, проведенная мною, в августе 2014 года во 2 младшей группе показала, что
- уровень познавательных интересов детей:
50% - соответствует возрастным нормам, 50% - ниже возрастных норм;
- уровень сенсорного развития детей 2 младшей группы:
25% - выше возрастной нормы; 45% - соответствует возрастной норме; 30% - ниже возрастной нормы.
Из этого можно сделать вывод: что с детьми моей группы необходимо проводить целенаправленную, углубленную работу по сенсорному развитию детей с последующим углубленным математическим развитием в интересных для детей формах. Такой работой является реализация проекта по развитию математических способностей детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет.
Проект «От сенсорных игр до занимательной математики» предполагает участие детей от 3 до 7 лет, педагогов ДОУ, родителей воспитанников.
Целью проекта является создание образовательной среды, способствующей повышению качества математического образования дошкольников.
Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:
1. Создать насыщенную предметно-пространственную среду, стимулирующую познавательный интерес детей, исследовательскую активность, элементарное экспериментирование с различными веществами, предметами, материалами, способствующую математическому развитию дошкольника.
2. Использовать познавательный, занимательный математический материал во всех образовательных областях.
3. Создать атмосферу преемственности в математическом образовании детей между детским садом и семьей.
Вид проекта : понавательно-игровой, долгосрочный.
Сроки реализации проекта : проект рассчитан на 4 года.
Начало реализации проекта : 2024-2025 учебный год.
Содержание проекта :
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Мероприятия Сроки реализации Ответственная Промежуточный результат
1. Знакомство с темой проекта Август 2024 Царюк Н. И Разработка проекта, повышение пелагической компетенции воспитателя по вопросам математического образования дошкольника
2. Изучение литературы по данной теме Август 2024 Царюка Н. И.
3. Выявление проблемы, цели, задачи Август 2024 Царюка Н. И.
4. Составление перспективного плана работы Август 2024 Царюка Н. И.
5. Создание условий для эффективного математического образования : оборудование сенсорного уголка в группе, насыщение материалами на основе сенсорных эталонов различных образовательных зон Август 2024 Царюка Н. И. Обогащение предметно-пространственной среды группы
6. Педагогическая диагностика познавательных интересов и уровня сенсорного развития детей 2 младшей группы Август 2024 Царюка Н. И. Уровень познавательных интересов детей 2 младшей группы:
50% - соответствует возрастным нормам, 50% - ниже возрастных норм.
Уровень сенсорного развития детей 2 младшей группы:
25% - выше возрастной нормы; 45% - соответствует возрастной норме; 30% - ниже возрастной нормы
7. Анкетирование родителей «Что такое сенсорное и математическое развитие ребенка, Когда и как его необходимо начинать приобщение к математике?» Август 2024 Царюка Н. И. Низкий уровень компетенции по вопросам математического образования :
Низкий – 64% родителей;
Средний – 30%
Высокий – 6%
Заинтересованность проявили 72% родителей
Основной этап (2024-2028 года)
Непосредственная реализация задач проекта и ежегодный промежуточный мониторинг
Мероприятия Сроки реализации Ответственная Промежуточный результат
Организация реализации перспективных планов математического развития дошкольников:
- создание насыщенной математической предметно-пространственной среды в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями детей;
- реализация индивидуальных траекторий математического развития для детей, испытывающих проблемы в освоении программы и детей с математическими задатками 2024-2028гг.
Ежегодно
Ежегодно Царюк Н. И. Внешняя оценка (старшего воспитателя) предметно-пространственной математической среды по 3х бальной системе составила 3 балла.
Педагогическая диагностика за 2024-25 уч. год
08.14 05.15
Познавательный интерес
Высокий уровень
0% 25%
Средний уровень
50% 60%
Низкий уровень
50% 15%
Сенсорное развитие
Высокий уровень
25% 40%
Средний уровень
45% 55%
Высокий уровень
30% 5%
Повышение родительской компетенции и активности в вопросах математического развития детей :
- родительское собрание «Развиваем математические способности детей»
- математический детско-родительский клуб «Занимательная математика»;
- мастер-классы;
- семинары-практикумы;
- математическая медиатека;
- консультации;
- памятки Постоянно
Сентябрь 2024
2024-2028
2026-2028
2024-2028
Царюк Н. И. Мониторинг компетенции и активности родителей
За 2024-2025 уч. г.
О8.14 05.15
Компетентность
Низкий уровень
64% 6%
Средний уровень
30% 25%
Высокий уровень
6% 69%
Активность
72% 94%
За 2024-25 уч. г. в 50% семей созданы специальные математические уголки, в 44% математические игры и оборудование имеется в наличии
Формы работы с детьми:
1. Сенсорные игры;
2. Математические игры;
3. Математические мнемотаблицы;
4. Рабочие тетради;
5. Математические развивающие мультфильмы;
6. Использование развивающего математического материала сайтов :
«Одаренность-RU»
«Жирафенок»
«Мама. Дети. Познаем мир вместе»
7. Детско-родительский клуб «Занимательная математика»
8. Математическое моделирование;
9. Кружок «Любители шахмат и шашек»;
10. Мини-музеи «Числа», «Величины», «Формы»
Итоговый этап 2028г
Мероприятия Сроки реализации Ответственная
Внешняя оценка созданных условий для математического образования дошкольников в группе Май 2028г. Старший воспитатель
Педагогическая итоговая диагностика математического развития выпускников ДОУ Май 2028г. Царюка Н. И.
Трансляция опыта работы по проекту среди педагогов ДОУ г. Тимашевска и через сеть Интернет (педагогические порталы) 2028 Старший воспитательПолуян Н. И.,
Воспитатель
Царюка Н. И.
Ожидаемые и полученные результаты:
1. Будет создать насыщенная предметно-пространственная среда, стимулирующая познавательный интерес детей, исследовательскую активность, элементарное экспериментирование с различными веществами, предметами, материалами, которая будет способствовать развитию математических способностей детей.
2. Будет обеспечен высокий уровень качества математического развития дошкольников.
3. Будет обеспечено 100% освоение детьми программы математического образования детей и отсутствие детей с низким математическими знаниями и навыками. Значительно повыситься познавательная активность и заинтересованность детей.
4. Повысится компетентность и активность родителей в вопросах математического развития дошкольников.
За период реализации проекта в 2024-2025 учебном году
Внешняя оценка (старшего воспитателя) предметно-пространственной математической среды по 3х бальной системе составила 3 балла.
Педагогическая диагностика за 2024-25 уч. год
08.14 05.15
Познавательный интерес
Высокий уровень
0% 25%
Средний уровень
50% 60%
Низкий уровень
50% 15%
Сенсорное развитие
Высокий уровень
25% 40%
Средний уровень
45% 55%
Высокий уровень
30% 5%
Мониторинг компетенции и активности родителей
За 2024-2025 уч. г.
О8.14 05.15
Компетентность
Низкий уровень
64% 6%
Средний уровень
30% 25%
Высокий уровень
6% 69%
Активность
72% 94%
За 2024-25 уч. г. в 50% семей созданы специальные математические уголки, в 44% математические игры и оборудование имеется в наличии
Список литературы
1. Аванесова, В. А. Дидактические игры для дошкольников. - М. Просвещение, 1982.
2. Бейлина А. Игры и игровые средства. // Дошкольное воспитание, 1995. – №3. – с. 16 – 19.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1991.
4. Богуславская З. М. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. - Москва. : Просвещение, 1991.
5. Бурдина С. В. Цвет, форма, величина. – Дом печати - Вятка, 2004г.
6. Вайнерман С. М. Сенсомоторное развитие дошкольников / Вайнерман С. М., Большов А. С., Силкин Ю. Р. и др. - М. : Владос,- 2001.
7. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - М., 1978 г.
8. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. – М., 1991.
9. Высокова Т. П. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. - Волгоград «Учитель», 2010.
10. Гризик Т. И. Ловкие пальчики: пособие для воспитателей. - М: Просвещение, 2007
11. Дворова И. В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни / Дворова И. В., Рожков О. П. - М. : Модэк, 2007.
12. Запорожец, А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. Принцип развития в психологии. - М., 1978.
13. Ефремова Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия // Дошкольное воспитание, – 2002. – №12. – с. 20 – 21.
14. Крупская, Н. К. О дошкольном воспитании. - М., 1973 г.
1964
15. Люблинская, А. А. Детская психология. - М. : Просвещение, 1971.
Д. В. Менджерицкая, К. П. Татищева- 1951.
16. Никитин, Б. П. Развивающие игры. - М., 1994.
17. Нищева Н. В. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. - Санкт-Петербург: Детство - Пресс, 2011.
18. Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж. : Учитель, 2006.
19. Петрова И. В. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – Т. Ц. :Москва, 2012.