Анастасия Батуева
Научно-исследовательская работа «Удивительный песок»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Джангар»
Экобезопасность. Научно-исследовательская работа
«Удивительный песок»
Руководитель:
Батуева Анастасия Сергеевна
Республика Калмыкия
Лаганский район
п. Улан Хол
2023г
Участники: воспитанники детского сада «Джангар», старшая группа.
Выявление проблемы. Ребята, почтальон нам принес письмо. Оно от сайгачонка. Давайте прочтем его!
Публикация «Научно-исследовательская работа „Удивительный песок“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2023
«Здравствуйте. Ребята! Я вчера получил письмо от своего друга Верблюда, который теперь живет в пустыне. Пишет он, что там всюду удивительный песок. Очень хвалит пустыню и приглашает в гости. А я вот думаю, что этот самый песок есть у нас в Улан Холе. Я видел песок, только почему он удивительный? Помогите мне выяснить. Буду очень вам благодарен. Ваш Сайгачонок. Ну, что поможем и выясним, чем же удивителен песок».
Ребята, это же наш друг Сайгачонок. И он знает, что мы юные исследователи. А как вы считатете, песок можно исследовать? (можно) Значит будем исследовать.
-А кто такие исследователи? (исследуют, делают опыты)
-А что же мы будеи исследовать? (песок)
Выбор темы исследования
А так как в Улан Холе очень много песка, даже слишком много, это означает, что нашу степь поглощает пустыня. А там где пустыня, что происходит? (пусто, нет травы) Но мы ведь хотим чтобы в нашей степи летали птицы, жилы дикие животные и росли растения. Значит не дадим пустыне одержать победу! И тема нашей исследовательской работы «Опустынивание п. Улан Хола»
Определение цели исследования
Цель: Развитие исследовательских способностей воспитанников путем опытов и экспериментов.
Определение задач исследования
Задачи:
- Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.
- Учить распознавать песок, его свойства, использование через исследовательскую деятельность, используя опыты.
- Провести опыты на всхожесть зеленых насаждений в песке.
Гипотеза: песок – интересный материал для изучения, варианты его применения, борьба дошкольников с опустыниванием.
Неделя Мероприятие
1. Исследовательская деятельность.
Опыт №1 «Свойства песка» (сыпучесть и запах, размер и цвет песчинок)
Опыт №2 «Сухой-мокрый» (лепка куличей из влажного песка)
2. Исследовательская деятельность
Опыт №3 «Песок любит воду» (песок пропускает воду)
Опыт №4 «Фильтр» (песок задерживает грязь и мусор)
3. Исследовательская деятельность
Опыт №5 «Куда тянуться корни?» (эксперимент с луком)
Экскурсия «Посадка цветов на клумбе в детском саду» (будет ли расти цветок на песке)
4. Исследовательская деятельность
Экскурсия «Уход за цветами» (полив, рыхление)
Домашнее задание «Посадка кустов, саженцев деревьев, цветов во дворе дома» (работа с родителями)
Дальнейшее наблюдение за зелеными насаждениями. Вывод.
Опыт №1 «Свойства песка»
-Возьмите мерную ложку, насыпьте немного песка на тарелочку. Легко ли сыпится песок? Самостоятельно пересыпаем из ладошки в ладошку из одной емкости в другую.
Работа с лупой.
-Внимательно рассмотрите песок. Найдите как можно больше особенностостей песчинок, чем похожи и чем отличаются. (наблюдают)
- Как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет?
Дети: песок состоит из отдельных песчинок – кристаллов, которые не скреплены между собой, поэтому и рассыпаются.
- Какого они цвета? (темные или светлые)
-Давайте посмотрим их размер. Одинаковые ли они. (не одинаковые, есть крупные и мелкие).
Давайте проверим.
Работа с ситом.
Воспитатель: Через сито просеиваем песок, он сыплется из сито в емкость и наоборот.
-Если песок сыплется, то он какой? (сыпучий)
Вывод: песок сыпучее вещество, отдельные крупинки не скреплены между собой и разные по размеру.
- Давайте понюхаем песок (не пахнет). Значит, сухой песок не имеет запаха.
-Возьмите 2 баночки и насыпьте в них песок. Давайте представим, что прошел дождик и в одну из баночек он попал-намочите водой песок.
- Каким стал песок? (влажным, мокрым)
- Давайте понюхаем мокрый песок. Он имеет специфический запах.
- А куда исчезла вода? (она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками).
Опыт №2 «Сухой-мокрый»
-Возьмите в одну руку емкость с сухим песком, а в другую с сырым. Что тяжелее? Почему? (сырой –среди сухих песчинок прячется легкий воздух, а среди влажных- более тяжелая вода). Иллюстрация с изображением дюн, бархан, почему ветер наметает дюны – сухой песок легкий. Видимо здесь и живет друг Сайгачонок. Правда, красиво?
-Аккуратно мерной ложкой возьмите сырой песок и вложите в тарелочку.
Работа с лупой.
Рассмотрите сырой песок-песчинки прилипли друг к другу, т. к. из мокрого песка выходит воздух.
-А теперь попробуйте пересыпать мокрый обратно в емкость.
Вывод: мокрый песок не сыплется, он лепится.
Дети лепят «куличи». Предлагаем детям проверить, как песок пропускает воду. Ребята, вы видели, где вода? (впиталась)
Опыт №3 «Песок любит воду»
Воспитатель: Возьмем пластиковую бутылку с отрезанным дном, перевернем ее, вложим в горлышко кусочек губки (поролона, насыпаем песок. Под бутылку поместим емкость для сбора жидкость. Нальем в бутылку воду.
-Что произошло? (вода выходит, а остается тольео мокрый песок). Значит песок пропускает воду).
-Какой можно сделать вывод? (песок пропускает воду)
-А что еще? Рассказ: песок своим свойством привлек внимание людей и тем, что пропуская воду, он задерживает предметы и вещества-так моряки научились процеживать грязную воду через чистый песок и получается чистая вода, но не питьевая.
-Хотите проверить?
Опыт №4 «Фильтр»
-Берем бутылку, дно отрезаем – в горлышко поролон. Бутылку чуть наполняем песком. Приготовим емкость с грязной водой (примесь с глиной). Нальем часть воды в бутылку с песком, и ждем пока, она не просочится в песок.
Дети выполняют самостоятельно.
Сравним!
Вода прошла через фильтр. Сравним отфильтрованную воду от грязной.
-Как изменилась вода? (стала прозрачной). Песок –это природный фильтр, он пропускает воду.
Опыт №5 «Куда тянуться корни?»
– Дети у меня что-то есть под салфеткой. А что? Отгадайте загадку:«Старый дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает». (лук)– Посмотрите-ка сколько лука! Давайте рассмотрим луковицу.
-Какой он? (круглый)
-А какого цвета? (желтого).
-Потрогайте его пальцем и скажите, лук твердый или мягкий? Вот сейчас я разрежу луковицу (все меня любят, а как раздевать - слёзы проливать).
-Понюхайте, чем он пахнет? А почему вы плачете? Да лук щиплет глаза и заставляет всех плакать.
– Мы сегодня будем сажать лук в землю и понаблюдаем, что же произойдет. Кто знает что вырастет из лука? (росток) Длинные зелёные листики. У лука они называются пёрышки или стрелки, потому что на них похожи. Все основные витамины скапливаются именно в стрелках, поэтому очень важно употреблять в пищу зелёный лук. В луке содержатся витамины группы С. Эти витамины защищают организм от различных болезней, особенно от простуды и гриппа. – Рассмотрим дальше нашу луковицу. У нее есть верхушка, чешуйки и донце. Низ луковицы называется донце, отсюда появятся корешки. Возьмем луковицу за верхушку и посадим донцем в землю. Чтобы лук рос, луковицу сажают в землю корешком, росток вверх. Мы посадим лук для себя и других ребят. Вот так надо сделать углубление в земле и туда посадить луковицу.
– Давайте вспомним, какие условия необходимы для жизни растений? (ответы детей)
-Да, правильно. Свет, тепло, вода и почва - необходимы для жизни растений. Всё это у нас есть.
Дети сажают лук в горшки.
– Нужно полить луковицы сейчас и делать это ежедневно, следить, чтобы земля в ящике не пересыхала. (дети поливают посаженные луковицы). А что надо еще, чтобы лук рос? (тепло и воду) я покажу как надо поливать: часть лука будем поливать сверху, в горшок, а вторую половину лука –в поддон. А вы каждый день будете поливать, и смотреть, как он растет.
Через некоторое время дети обращают внимание на то, что в поддоне с луком №2 появились корешки. Затем рассматривают лук №1 и выясняют, почему в поддоне у лука не появись корешки? (корни не появились, так как они притягиваются водой; у лука №1 влага в горшке, а не в поддоне)
Экскурсия «Посадка цветов на клумбе в детском саду» (будет ли расти цветок на песке)
«Здравствуй, милый мой цветок.
Улыбнулся ветерок.
Солнце лучиком играя,
Целый день тебя ласкает»
У меня, ребята, в руке цветок-ирис. У него есть стебли и листья. Из бутона распускается цветок феолетового цвета. Предлагаю сегодня занятся посадкой цветов на клумбах. Что для этого нужно? (лопатки, вода, ковшик).
А) выкопать ямки-лунки
Б) положить цветы в лунки
В) засыпать землей (песком) цветы
Г) полить цветы (чтобы прижились)
В течении нескольких дней поливать цветы и наблюдать за ними. Если появятся стрелы с бутонами, вытянутся стебли и листья, это будет означать что ирисы прижились. И докажет, что цветы растут не только на черноземной, но и на песчанной почве.
Экскурсия «Уход за цветами»
В течении определенного времени воспитанники посещали клумбу, рыхлили граблями почву, поливали цветы.
Результат
Домашнее задание «Посадка кустов, саженцев деревьев, цветов во дворе дома» (работа с родителями)
Посадка туи на территории частного дома
до после
Наглядный пример, что на песке растут зеленые насаждения-цветы и ягоды.
Дальнейшее наблюдение за зелеными насаждениями. Вывод.
Мы с детьми наблюдали за цветущими растениями на клумбе своего участка. Детей удивляло все : яркие лепетки цветов, формы листьев, бутоны, аромат. Сравнивали размеры и цвет цветов, провели беседу об уходе: рыхлить, поливать, убирать сорняки.
Заключение.
Гипотеза, поставленная в начале исследования, подтвердилась. Изучая песок, узнали много новых сведений. Песок - это смесь зёрен, образованных в результате разрушения твёрдых горных пород.
В ходе работы сделали следующие выводы:
- песок пропускает воду, поэтому залив водой, его можно просушить, не потеряв ни грамма;
- от воды песок намокает, меняя при этом свои структурные свойства. Намокшие песчинки притягивают друг друга и склеиваются, превращая сыпучий и рыхлый песок в крепкий строительный материал.
Изучая песок, научились :
- проводить опыты с песком;
- проводить наблюдения;
- познакомились с новыми словами.
Узнали, что на песке прекрасно растут растения, может не так активно и сочно как в черноземных районах, но все же растут и дают свои плоды.