Сафронова Наталья
Уровень сформированности атрибутивной лексики младших школьников с третьим уровнем речевого развития
Научная статья на тему: Уровень сформированности атрибутивной лексики младших школьников с третьим уровнем речевого развития.
Целью данной работы является: выявление уровня сформированности атрибутивной лексики детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
В данной работе мы провели исследование состояния атрибутивного словаря младших школьников с общим недоразвитием речи.
В обследовании принимали участие ученики 1х классов, посещающие ГБОУ СО «Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 1 г. Саратова»
Публикация «Уровень сформированности атрибутивной лексики младших школьников с третьим уровнем речевого развития» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Таким образом, обследуемую группу составили 30 младших школьников, имеющих заключение психолого-медико-педагогической комиссии о наличии у них общего недоразвития речи третьего уровня.
В группе 23 мальчика и 7 девочек. Дети адекватные, с лёгкостью идут на контакт, любят общаться со взрослыми людьми, уважительно относятся к педагогам. С интересом относятся к заданиям, особенно к заданиям с использованием картинок. Некоторые дети проявляют пассивность к выполнению заданий. Быстро утомляются, не доводят дело до конца, быстро охладевают к работе. Наблюдается не устойчивое внимание и быстрая переключаемость на другие действия.
У каждого ребенка группы разные особенности речи.
Для достижения поставленной цели была использована адаптированная методика, составленная на базе методики психолого-логопедического обследования речи Г. А. Волковой (которая наиболее информативно показывает уровень сформированности атрибутивной лексики у старших дошкольников с ОНР) и исследования Н. А. Курочкиной.
Адаптированная методика включает два раздела: 1 блок – исследование пассивного атрибутивного словаря, 2 блок – исследование активного атрибутивного словаря.
Блок I. Исследование пассивного словаря прилагательных.
Задание 1. Понимание антонимов - прилагательных.
Задание 2. Понимание формы предмета.
Задание 3. Понимание цвета.
Задание 4. Понимание видов пейзажной живописи.
Блок II. Исследование активного словаря прилагательных.
Задание 1. Исследование активного словаря антонимов-прилагательных
Задание 2. Употребление прилагательных, обозначающих цвет.
Задание 3. Употребление прилагательных, обозначающих форму.
Задание 4. Употребление синонимов прилагательных.
Задание 5. Употребление в речи прилагательных, обозначающих виды пейзажа.
Для количественного анализа используется балльная система, в которой полный и правильный ответ школьника оценивается в 2 балла, если ребенок затрудняется или находит правильный ответ с помощью логопеда, то в 1 балл, если испытуемый отказывается от ответа или отвечает неправильно, то получает 0 баллов.
По итогу, дети набравшие от 98 до 114 баллов, могут быть включены в группу с высоким уровнем сформированности атрибутивного словаря, дети, набравшие от 83 до 97 баллов, будут включены в группу со среднем уровнем сформированности атрибутивного словаря, а дети, меньше 82 баллов будут включены в группу с низким уровнем сформированности атрибутивного словаря.
Первый блок состоит из четырех заданий, в каждом задании разное количество проб. В первом задании 6 проб, во втором 4, в третьем 11, в четвертом 4 пробы. Итого 25 проб, в результате чего ребенок может набрать максимальное количество баллов – 50.
Второй блок состоит из пяти заданий, в каждом задании разное количество проб. В первом задании 9 проб, во втором 10, в третьем 5, в четвертом 4 пробы и в пятом 4 пробы. Итого 32 пробы, максимальное количество баллов за второй блок исследования – 64 балла.
В результате выполнения всех заданий методики, испытуемый может набрать максимальное количество баллов – 114
Для сбора данных Нами был проведен опрос, дети заходили в кабинет парой. Одному ученику выдавались разрезные картинки на отвлеченные темы. Пока первый ребенок собирал картинки, второму задавались вопросы и задания из методики исследования. Все ответы ребенка заносились в специальные анкеты. После выполнения вторым ребенком всех заданий, дети менялись видом деятельности, и первый ребенок приступал к выполнению заданий из методики обследования.
Испытуемый выполнял задания по порядку, начиная с первого блока, каждый ответ фиксировался в сводные таблицы. Таким образом, были получены 30 анкет, которые мы обработали и полученные данные занесли в таблицы, по итогу получили 9 таблиц, после каждой таблицы был сделан подсчет правильных ответов, был проведен анализ каждой пробы из задания, выявлялось наиболее сложное задание. После выполнения всех девяти заданий, был проведен подсчет баллов за первый блок – исследование пассивного атрибутивного словаря, затем подсчет баллов за второй блок – исследование активного атрибутивного словаря. На основании чего, мы сделали вывод о том, что пассивный атрибутивный словарь сформирован достаточно лучше чем активный атрибутивный словарь.
После мы подсчитали баллы за два блока, на основании чего поделили испытуемых по уровням сформированности атрибутивного словаря.
9 слайд. На примере рассмотрим Таблица 4 – Задание на понимание видов пейзажной живописи
Имя ребенка Лесной пейзаж Городской пейзаж Сельский пейзаж Морской пейзаж Количество баллов
Александр А.
8
Александр Л.
6
Алексей Г.
8
Лев Д.
0
Вероника К.
8
Довлат К.
6
Михаил К.
4
Наталья М.
5
Ангелина Н.
8
Кирилл С.
4
Кирилл Т.
4
Степан Б.
4
Егор Д.
4
Иван Д.
4
Дарья Д.
8
Дмитрий И.
6
Ангелина К.
8
Алиса М.
8
Антон М.
4
Василий Р.
2
Виктор В.
3
Владислав Е.
5
Денис М.
0
Алан Н.
4
Вадим П.
6
Лев П.
6
Даниил П.
4
Владислав Р.
4
Борис С.
4
Софья Т.
8
12-
8-
10- 21-
7-
3- 8-
8-
14- 27-
1-
2-
Опираясь на данные таблицы 4, можно сделать вывод, что половина детей из экспериментальной группы не могут показать, где на картинке изображен сельский пейзаж. Все ученики, за исключением, Дениса М. и Льва Д. ответили верно на вопрос о морском пейзаже. Половина группы перепутали лесной пейзаж с сельским пейзажем.
Проанализировав все задания из методики исследования атрибутивной лексики, можно сделать вывод, что сложнее всего детям далось задание на использование синонимов-прилагательных. Возникли сложности с использованием активного словаря антонимов-прилагательных.
При этом младшие школьники неплохо справились с заданиями на определение видов пейзажной живописи. Кое-где путали между собой названия признаков геометрических фигур – в задании на употребление прилагательных, обозначающих форму.
Лучше всего обследуемые дети справились с заданиями на определение и употребление прилагательных, обозначающих цвет. С помощью грамотной логопедической работы можно скорректировать отдельные пробелы в узнавании лазурного и сиреневого цвета.
Таким образом, мы делаем вывод, что в группе из 30 человек у 5-ти человек атрибутивный словарь сформирован на среднем уровне, у остальных 25-ти человек на низком уровне.
Таким образом, мы выяснили, что детям с общим недоразвитием речи необходимо развивать лексическую сторону речи, расширять объем активного и пассивного словаря, в частности, развивать словарь слов, обозначающих признаки предметов, уточнять определение цветов, активно вводить в речь синонимы и антонимы, уметь правильно их употреблять, расширять знания о признаках геометрических фигур.
Правильное формирование словаря детей с ОНР служит средством полноценного общения и развития личности. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. Умение выделять свойства предметов и обозначать их соответствующим словом влечет за собой более быстрое развитие всех мыслительных операций.
Именно поэтому формирование атрибутивной лексики остается актуальной проблемой в современной логопедии.