Фурманова Виктория Хайдаровна
Консультация «Как посеять в детских душах доброту»
▼ Скачать + Заказать документы
КАК ПОСЕЯТЬ В ДЕТСКИХ ДУШАХ ДОБРОТУ
Признание воспитательного потенциала семьи и ее роли как социального института на протяжении длительного времени обуславливает интерес к проблеме взаимодействия с семьей дошкольной организации, роли семьи в становлении и развитии личности ребенка. Воспитательная функция является одной из важнейших функций семьи. Даже самое хорошее дошкольное учреждение, а затем и школа не могут дать ребенку ту гамму чувств и широкий круг понятий о жизни, который дает семья.
Публикация «Консультация „Как посеять в детских душах доброту“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Консультации
- Консультации для родителей
- Темочки
В. М Сухомлинский в своем высказывании о том, что семья является первичной средой, где человек учится творить добро, затрагивает идею роли семьи и её важности в жизни человека. Ни для кого не секрет, что семья как институт воспитания незаменим. Ребенок находится в ней в течение значительной части своей жизни: растет, развивается, постигает жизненный опыт, готовится к вступлению во взрослую жизнь.
Если ребенок – это творение двух родителей, то важно, чтобы последние осознавали это и воспринимали воспитание как творческий процесс. Ведь дети наблюдают за словами и поступками своих родителей и окружающих взрослых, учатся у них и чаще копируют их поведение.
Философ Альберт Швейцер говорил, что взрослые могут научить ребенка тремя способами:
• во-первых, своим примером;
• во-вторых, своим примером;
• в-третьих, своим примером.
Чтобы показать хороший пример ребенку, взрослые должны поступать так, чтобы сказанные слова соответствовали действиям.
Отношения родителей между собой, их отношения к детям, внутрисемейная атмосфера – все это уже само по себе воспитывает личность. Дети переносят стиль семейных отношений в сферу общения с товарищами, в школу, во двор, а потом и повзрослев, в трудовые коллективы.
Развить в ребенке доброту – это важная задача всех родителей. Доброе и заботливое поведение появляется в самом раннем возрасте и развивается на протяжении всей жизни. Например, в раннем возрасте ребенок может проявлять такие признаки доброты в своем поведении :
- когда кто-то рядом плачет, ребенок тоже начинает плакать в знак сочувствия;
- во время игры ребенок может утешать плюшевого мишку или куклу;
-ребенок делится кубиками или конструктором с другим ребенком;
- ребенок обнимает и утешает младшего брата или сестру;
- ребенок проявляет доброту по отношению к животным
Я поддерживанию мнение о том, что доброту в ребенке необходимо целенаправленно воспитывать. Воспитать настоящего человека – непростое дело, оно требует и времени, и сил, и знаний, и определенных навыков, и высокой требовательности отца и матери к самим себе.
Согласно последним исследованиям педагогов-психологов в настоящее время для семей зачастую характерно эмоциональное неблагополучие детей, отсутствие совместного досуга родителей и детей, а также острая нехватка общения. И здесь важно взаимодействие детского сада и семьи. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования содержатся положения, ориентирующие педагогический коллектив на построение тесного и продуктивного взаимодействия с родителями воспитанников.
В своей работе воспитателем, я стараюсь уделять большое внимание нравственному воспитанию своих воспитанников. Воспитание доброты связано с пробуждением в ребенке сочувствия и сострадания, умения сопереживать горю и радоваться успеху другого.
В своей педагогической практике для формирования у дошкольников доброжелательных отношений я используют все доступные формы и методы работы. На уровне группы хорошие результаты в работе по воспитанию доброты дает использование художественной литературы, особенно сказок. После чтения мы с детьми обсуждаем прочитанное, проигрываем ситуации, учимся сравнивать и сопоставлять. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка
На уровне сада я поддержала в проект «Дорога любви, добрых слов и пожеланий», целью которого явилась психологическая профилактика, гармонизация внутреннего мира участников образовательного процесса. В фойе, коридорах и ступеньках, на лестничных маршах нашего сада закреплены картинки с высказываниями: «Скажите своему ребенку, что Вы его любите», «Обнимите своего ребенка», «Назовите друг друга ласковым словом», «Вы просто МОЛОДЦЫ, ведь то, что Вы сейчас сделали для своего ребенка очень ВАЖНО!» и т. д., каждый родитель, проходя по дороге к своей группе может прочитать своему ребенку хорошие и добрые пожелания, слова любви и доброты, обнять и поцеловать своего малыша. Нередко по пути в группу можно увидеть, как обнимаются родители и малыши, выполняя задания…
Так же мы с коллегами реализуем проект «Нескучные вопросы для беседы с детьми», цель которого укреплять связь общения родителей и воспитанников. Иногда дети неохотно раскрываются и не хотят рассказывать нам о своих мыслях, событиях, мечтах, волнениях. Для того, чтобы помочь родителям разговорить своих детей в детском саду разработана серия «Нескучных вопросов для беседы с детьми». Родителям предлагается положить за правило поддерживать ежедневные беседы с ребенком, задавая ему вопросы, которые уже придуманы нашими педагогами и 1 раз в неделю меняются на стендах в приемных группах и в холлах детского сада. Таким образом родители не только отвечают на вопросы маленьких почемучек, но и сами задают вопросы, раскрывающие фантазию, вопросы о самом ребенке, о жизни и устройстве мира и другие.
В ходе проектной деятельности мы с ребятами участвуем в пополнении экспонатов для выставок музея семейных историй, который представляет собой современный стеллаж, выполненный по специально разработанному эскизу, основой которого стали деревья, как символ рода, семьи, семейных корней. Расположен он в холле нашего детского сада и является открытым для всех посетителей. Экспонатами музея являются творческие работы детей, родителей и ближайших родственников, а также педагогов детского сада. Экспозиции включают в себя наиболее интересные, красочно оформленные страницы семейного альбома по определенной теме, записанные и оформленные рассказы детей, книги, фотографии, семейные творческие работы (рисунки, поделки, коллажи, модели и т. д.). Экспонаты нашего музея – это не просто набор предметов, который собирается в любой группе детского сада, это информационные носители истории семьи ребенка ее прошлого и настоящего. Выставки, вынесенные за пределы стен группы, раскрывают широкие возможности для работы с детьми и родителями всего ДОУ. Собирая экспонаты, дети и родители чувствуют свою причастность не только к музею, но и к жизни всего учреждения в целом.
Еще одной отличительной особенностью нашего музея семейных историй стала его доступность. В настоящих музеях редко разрешается что-то трогать. А экспонаты нашего музея можно брать в руки, рассматривать, переставлять, выполнять с ними действия. Здесь ребенок соавтор, создатель, творец, экскурсовод. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушки, дедушки и другие члены семьи
«Доброта- это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в жизни - от человека». (М. Пришвин). Исходя из всего изложенного, можно сделать вывод, что именно семья воспитывает в человеке способность творить добро, а воспитатели – первые помощники родителей в этом нелегком труде.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонова Т. В. Социальная компетентность ребенка-дошкольника: показатели развития и методы выявления//Дет. сад от А до Я. - 2004. - № 5. — С. 54-58.
2. Горлова H.A. Личностный подход в дошкольном образовании: стратегия и пути реализации. -М. : Прометей, 2000. - 195 с.
3. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника: Монография. -М. : Творческий Центр, 2005. - 145 с.
4. Лагутина, Н. Ф. Детский сад, как открытая развивающая система / Н. Ф. Лагутина // Дет. сад от А до Я. - 2008. - № 5. - С. 100-106. (0,4 п. л.)