Получи документы

Теоретические и практические предпосылки создания предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ

Ирина Ануфриева
Теоретические и практические предпосылки создания предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Теоретические и практические предпосылки создания предметно-пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении в контексте социального развития детей дошкольного возраста

1.1 Основные характеристики предметно-пространственной развивающей среды с учетом социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста

Публикация «Теоретические и практические предпосылки создания предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ» размещена в разделах

Современный анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что большой вклад в разработку проблем организации педагогической среды внесли Ж. Ж. Руссо, Ф. Фребель, Д. Дьюи, М. Монтессори, К. Н. Вентцель, С. Т. Шацкий, Н. И. Йораднский и др [8; 41; 55;]. Основные позиции ученых заключаются в следующем: «Предметная среда составляет то воспитательное пространство, в котором осуществляется педагогическое (т. е. целесообразно) организованное развитие личности» [49, с. 39]. Отмечая, что в категориальный аппарат педагогики постепенно входит понятие» воспитательное пространство», Л. И. Новикова понимает его как «воспитывающую среду», «среду в среде», адекватную составляющим воспитанности человека. «Для педагогов, - пишет Л. И. Новикова, - воспитательное пространство является объектом изучения (если оно уже создано, моделирования и конструирования (если его надо создавать в рамках определенной среды, а также инструментов воспитания (если его возможности целенаправленно используются в работе с детьми). Влияние воспитательного пространства обусловлено восприятием его ребенком, включенностью в процесс его создания и совершенствования. Эффективность освоения этого пространства со стороны ребенка зависит от того, каким он его видит (как уже сложившееся или только складывающееся)» [40, с. 13].

Н. Л. Селиванова отмечает о трех вариантах подхода к определению воспитательного пространства, которые имеют непосредственное отношение к развитию среды в ДОУ :[49].

- как педагогически целесообразно организованной среды, окружающей отдельного ребенка или множество детей группы, детского сада, дома, двора, микрорайона, села, города, области (Селиванова Л. И.);

- как части среды, в которой господствует определенный педагогический сформированный образ жизни;

- как динамической сети взаимосвязанных педагогических событий, которые создаются усилиями социальных субъектов различного уровня (коллективных и индивидуальных) и выступает интегрированным условием личностного развития человека [14; 20; 23; 26].

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что условиями эффективного функционирования различных современных моделей воспитательно-образовательного пространства, по мнению Н. Л. Селивановой, являются: «наличие цели, разделяемой всеми участниками процесса его создания; единая педагогическая концепция, ориентированная на приоритеты гуманистических ценностей; «мягкая» структура пространства, его событийность, диалоговый режим создания; разветвленная система отношений между различными компонентами, субъектами» [49].

Отметим, что у Л. И. Новиковой и Н. Л. Селивановой понятие «воспитательное пространство» выступает синонимом понятия «воспитательная среда» [40; 49]. Двигаясь в логике рассуждений Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, и И. Д. Демакова на основе обобщения исследований воспитательного и образовательного пространства выделяет следующие характеристики этого феномена [14, с. 22] :

1. воспитательно-образовательное пространство – это освоенная природная, культурная, социальная, информационная среда, которая приспособлена для решения педагогических задач;

2. понятие «пространство» не идентично понятию «среда». Если среда – это данность, которая не является результатом конструктивной деятельности человека, то пространство – это результат педагогического освоения этой данности;

3. воспитательно-образовательное пространство не складывается само по себе или приказом сверху, оно рождается внутри педагогической действительности благодаря специально организуемой деятельности;

4. воспитательно-образовательное пространство может стать фактором гуманизации детской жизни и воспитания в том случае, если оно будет пространством детской общности, наполненным реальным и значимыми для детей вопросами, на которые необходимо найти ответы, если дети воспринимают пространство как свою собственную территорию, за которую они несут ответственность, и которая создает позиции социальной ситуации развития детей;

5. создание воспитательно-образовательное пространства включает внутренние процессы, связанные с выбором приоритетов педагогической деятельности, и внешние, которые включают освоение сообществом детей и взрослых окружающей среды [10, с. 25].

Следует отметить, что процесс создания воспитывающей и обучающей среды - есть процесс педагогического проектирования, которое в последние годы внимательно изучается наукой об образовании. Уточним, что, систематически проблема проектирования применительно к решению проблем теории и практики образования в отечественной педагогике стала разрабатываться лишь на рубеже 80-90-х годов 20 века.

Оригинальный подход к проектированию образовательной системы среды разработал В. А. Ясвин [59, с. 30]. С его точки зрения, само понятие образовательной среды определяется профессионально-управленческой позицией, т. к. специфическим свойством образовательной среды является насыщенность ее образовательными ресурсами. Он подчеркивает, что создание образовательных ресурсов, т. е. организация развивающих возможностей образовательной среды, является ключевой управленческо-педагогической задачей [59, с. 23].

Определяя образовательную среду как совокупность материальных факторов образовательного процесса и межчеловеческих отношений, (в том числе взрослых и детей) которые устанавливают субъекты образования в процессе своего взаимодействия, В. А. Ясвин вводит понятие «локальной образовательной среды». Под ней он понимает «функциональное и пространственное объединение субъектов образования, между которыми устанавливаются тесные разноплановые групповые контакты. Качество локальной образовательной среды определяется, во-первых, качеством пространственно-предметного содержания данной среды, во-вторых, качеством социальных отношений в ней, в-третьих, качеством связей между пространственно-предметным и социальным компонентами» [59, с. 276].

Таким образом, восприятие среды обусловлено характером деятельности в системе работы ДОУ; каждый элемент предметной среды, наряду с физическими характеристиками, обладает также и социальным значением; в восприятии среды определенную роль выполняет представление «центр-периферия»; восприятие среды характеризуется целостностью.

В этой связи отечественный педагог Ю. С. Мануйлов трактует среду как «средство воспитания, а не просто как его условие или фактор, он выделяет средовой подход в воспитании, являющийся способом познания и развития личности ребенка, системой активных действий со средой, превращающих ее в средство диагностики, проектирования и продуцирования воспитательного результата» [32, с. 158].

Ю. С. Мануйлов [32] обращает внимание на то обстоятельство, что понятие среды должно, во-первых, быть емким, многомерным, включающим в себя духовные, социальные, физические составляющие внешнего мира. Во-вторых, оно должно давать возможность видеть бытие ребенка «среди хаоса и порядка», выполняющее различные функции в его жизнедеятельности. В-третьих, понятие среды должно отражать как субъективные, так и объективные позиции ребенка в процессе воспитания. В-четвертых, оно должно быть технологичным, чтобы с его помощью можно было не только описывать и объяснять окружающий ребенка мир, но и создавать его.

Ю. С. Мануйлов формирует следующие концептуальные положения к развитию предметной среды в контексте средового подхода [32, с. 46] :

1. среда осредняет личность (богатая - обогащает, бедная - обедняет, свободная - освобождает, здоровая - оздоравливает, ограниченная -ограничивает);

2. позволяя ребенку «быть» (состояться, среда опосредует ребенка событийными возможностями, позволяющими созерцать, соревноваться, сообщаться (возможности «первого порядка», и возможностями, позволяющими что-либо уметь и иметь (возможности «второго порядка»);

3. надлежащее значение ниш среды превращает ее в средство воспитания;

4. средообразовательные действия субъектов управления при проектировании среды формируют среды с надлежащими значениями ниш. Любые действия, производимые субъектами управления (педагогами, ведут к появлению определенных стихий и ниш. При этом содержание действий (оформление, оборудование, обеспечение) преимущественно «работает» на ниши, а способы осуществления действия (соучастие, сотрудничество, соперничество) – на стихии.

Обозначенные положения мы рассматриваем и учитываем при формировании, создании и проектировании предметной среды в ДОУ.

В этой связи подчинить влияние среды воспитательным целям и таким образом превратить ее в воспитательное средство возможно только с помощью средообразовательных действий, порождающих, учреждающих, поддерживающих или разрушающих те или иные ниши и стихии, продуцирующих надлежащие значение жизненной среды при социальном развитии ребенка дошкольника.

И. Г. Шендрик [54] изучал проектирование воспитательно-образовательного пространства субъекта. По его мнению, образовательное пространство, будучи формой единства людей (педагогов, детей, родителей, формируется в процессе их совместной образовательной деятельности, в ходе которой образовывающий субъект создает оптимальные условия и возможности для образовывающегося субъекта, прямо или косвенно взаимодействуя с ним [54, с. 38].

Анализ теоретической литературы и практики свидетельствует, что предметно-пространственная развивающая образовательная среда ДОУ представляет собой особое пространство растущего человека и не сводится лишь к функции, способствующей его взрослению, подготовке к жизни. Отметим из опыта практики, что в современной культуре оно обретает смысл творчества или детской игры.

Ю. С. Мануйлов, В. А. Ясвин, И. Г. Шнедрик [16; 30; 32; 34; 36; 54; 59] предлагают не взаимоисключающие, а взаимодополняющие подходы к организации педагогической среды, образовательного пространства развития личности.

Анализ психолого-педагогической литературы и опыт практики позволяет обозначить оптимальные организационно-педагогические условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей дошкольного возраста.

На наш взгляд представленный комплекс организационно-педагогических условий соответствует специфике дошкольного детства и может быть внедрен в практику работы ДОУ, с целью оптимизации процесса социально-личностного развития детей дошкольного возраста с учетом положений ФГОС ДО [22] :

1. обеспечение эмоционального благополучия детей:

- через непосредственное общение с каждым ребенком;

- через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2. поддержка индивидуальности и инициативы детей:

- через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

- через создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

- через недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);

3. установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, сверстниками, в том числе принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные личностные проблемы, в том числе ограниченные возможности здоровья;

- развитие коммуникативных способностей и навыков детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

- развитие умения детей работать в группе сверстников;

4. построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности («зона ближайшего развития» для каждого ребенка);

- через создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

- через организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

- через поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

- через оценку индивидуального развития детей;

5. взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

В разные периоды жизни ребенок включается в разные микрогруппы, которые имеют разное для него значение в ходе его социализации: семья, возрастная группа, школа.

В психологическом климате возрастной группы ДОУ, в условиях комфортной предметно-пространственной активной развивающей среды, доброжелательности и поддержки, дети приобретают немало преимуществ в своем психическом развитии, стимулирующем успешные процессы социального развития.

В следующем параграфе выпускной квалификационной работы рассмотрим более подробно принципы и требования к созданию предметно-пространственной среды с учетом успешного процесса социального развития дошкольников в условиях ДОУ.

Публикации по теме:

Благоустройство развивающей предметно-пространственной среды прогулочного участка в ДОУБлагоустройство развивающей предметно-пространственной среды прогулочного участка в ДОУ Все может превратиться в красоту… Когда не будет сердце равнодушным И сделать явью детскую мечту, И место для прогулок самым лучшим.

Консультация для воспитателей «Особенности создания предметно-развивающей среды в ДОУ» Создание предметно-развивающей и игровой среды. (принципы и содержание).Большую часть времени в детском саду ребёнок проводит в группе,.

Многофункциональная ширма как элемент предметно-пространственной развивающей среды в ДОУМногофункциональная ширма как элемент предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ Цель: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, оптимизация предметно.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе Сегодня, уважаемые коллеги, я хочу пригласить вас в нашу группу, где вы сможете познакомиться с развивающей предметно – пространственной.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУ Отношение государства в этом вопросе отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [3] и вступившим.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Для обеспечения наиболее благоприятных условий для самовыражения, инициативы и самостоятельности детей, проектирую образовательную среду.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной средыОсобенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Педсовет «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ». ФотоотчетПедсовет «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ». Фотоотчет В последних числах января в нашем детском саду, согласно годового плана работы, состоялся педагогический совет на тему "Моделирование развивающей.

Рекомендации для создания условий предметно-пространственной среды по театрализованной деятельности в старшей группе «Театр-это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет духовное развитие детей» Б. М.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические и практические предпосылки создания предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ
Опубликовано: 11 мая 2021 в 14:06
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теоретические и практические предпосылки создания предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Ануфриева (УИ 2667930) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД