Елена Виноградова
Конспект занятия по экономическому воспитанию «Натуральный обмен как первый этап появления денежных отношений»
▼ Скачать
НАТУРАЛЬНЫЙ ОБМЕН КАК ПЕРВЫЙ ЭТАП ПОЯЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Виноградова Е. А.
воспитатель МБДОУ детский сад № 3»Снежинка» г. Пушкино
Аннотация.
В связи с современными тенденциями в области образования, старшие дошкольники, в совокупности с прочими знаниями, должны получать и экономическое воспитание. В процессе ознакомления с экономикой воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности : бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.
Публикация «Конспект занятия по экономическому воспитанию „Натуральный обмен как первый этап появления денежных отношений“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Дети знакомятся с денежными отношениями : «труд-продукт-деньги» и с натуральным обменом, с которого они начинались еще с древних времен.
Ключевые слова: натуральный обмен, профессия, труд, продукт, деньги, денежные отношения, рынок.
Согласно Примерной парциальной образовательной программе дошкольников «Экономическое воспитание дошкольников. Формирование предпосылок финансовой грамотности», дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т. п., о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран. Дети осваивают взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества. К пяти-шести годам формируется произвольность поведения: на основе приобретенной ранее способности к осознанию собственных действий у ребенка возрастает способность к самоконтролю и волевой регуляции поведения. Способность к осознанности и волевой саморегуляции — это одна из определяющих психологических предпосылок для приобщения дошкольника к такой сложной области человеческой деятельности, как экономика.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте вполне возможно знакомить ребенка с миром экономики как c одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка.
Каждый человек имеет свою профессию (врач, строитель, педагог, космонавт, инженер др.). Знакомство с людьми разных профессий воспитывает уважение к человеку, умеющему хорошо и честно зарабатывать деньги, у которого есть собственное дело, уважение к труду вообще. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения. Хорошая работа, интересная профессия — великое благо, которым следует дорожить.
Результатом труда людей является продукт — полезная и нужная вещь, предмет, изделие (строитель строит дом, повар готовит обед, художник пишет картину, парикмахер стрижет людей и т. п.). Продукты труда — это мир вещей, который окружает нас. Вещи могут жить много лет, дольше, чем люди. Создать красивую вещь — это целое искусство, ею восхищаются люди многих поколений; красивые вещи как предметы искусства выставляются в музеях, продаются в антикварных магазинах и т. п.
С древних времен, продукты своего ремесла люди разных профессии реализовывали на рынках, ярмарках. До появления денег, продукты своего труда они обменивали на другие продукты, которые сами производить не могли.
Рассмотрим натуральный обмен в контексте ознакомления детей с окружающим миром.
Конспект по познавательному развитию. Формирование центральной картины мира. Расширение кругозора.
Тема занятия : Натуральный обмен как первый этап появления денежных отношений.
Цель: Дать представление о натуральном обмене как первом этапе денежных отношений.
Задачи:
Образовательная:
- дать представление о понятии: натуральный обмен, труд, продукт, деньги, денежные отношения, рынок;
- закрепить знания о людях различных профессии и результате их труда;
Развивающая:
- развивать память, внимание, творческое мышление, речь, воображение;
- развивать сенсорику, цветовое восприятие;
Воспитательная :
- формировать представление о том, что к вещам надо относиться с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь;
- воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия с окружающим вещным миром, бережного отношения к вещам.
Словарная работа: натуральный обмен, труд, продукт, деньги, рынок.
Материалы и инструменты: мультимедийная доска, презентация по теме: «Натуральный обмен», дидактическая игра «Профессии», дидактическое пособие «Волшебный сундучок», ракушки, камни, отрезок меха, кольцо из металла, деревянную ложку, баночку меда, бусы.
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в гости пришел Знайка и принес с собой красивую корзинку с вещами. Знайка хочет их продать.
Знайка, а ты знаешь, что раньше, давным –давно, денег не было, и одну вещь обменивали на другую вещь. Это по другому называли – натуральный обмен.
Натуральный обмен- это обмен одних товаров (продуктов) и услуг на другие товары или услуги.
Ребята, как вы думаете, чем именно люди могли обмениваться между собой?
Ответы детей.
В далекие времена, когда денег еще не было, люди обменивались результатом своего труда – продуктом.
Труд - это такая деятельность человека, которая приносит пользу людям. Эта деятельность требует затрат умственной и физической энергии.
Продукт - это результат выполненного труда.
Обмен продуктами происходил на рынке.
Рынок – место встречи продавцов и покупателей.
- Ребята, еще с давних времен у людей было свое ремесло, или как мы сейчас это называем – профессия.
Физкультминутка
Мы в профессии играли – ходьба на месте
В миг мы летчиками стали! – прямые руки в стороны
В самолете полетали – покружиться вокруг себя
И шоферами вдруг стали!- ходьба на месте
Руль теперь в руках у нас – руки перед собой держа руль
Быстро едем, просто класс! - бег вокруг себя с рулем
Теперь на стройке мы – ходьба на месте
Кладём ровно кирпичи – руки перед собой согнуты в локтях
Раз –кирпич и два и три – поднимаем руки вверх
Строим дом мы, посмотри! – соединяем прямые руки над головой
Вот закончена игра.
Нам на стульчики пора!
- Знайка, а что это у тебя лежит в корзинке?
Воспитатель вынимает из корзинки ракушки, камни, отрезок меха, кольцо из металла, деревянную ложку, баночку меда, бусы.
- Ребята, как вы думаете, что это за вещи?
Ответы детей.
- Верно, ребята! Это как раз и есть продукты труда, которым раньше обменивались межу собой люди.
Воспитатель включает презентацию по теме занятия.
- Ребята, как вы думаете, где люди находили ракушки?
Ответы детей.
Презентация на тему «Натуральный обмен»
1-й слайд
- Верно, ракушки люди добывали на берегах водоемов (рек, озер, морей и океанов). В древности у многих народов ракушки использовались в качестве обменной монеты и считались символом благополучия. Даже сейчас сохранилась примета класть мелкую ракушку в кошелек для привлечения денег. Ракушка - символ странствий, считалось, что он помогал путешественнику в дороге.
Ракушки использовали в качестве украшений. Мастера делали из них бусы, расшивали ими головные уборы, оплетали сосуды, украшали сумки и корзины и другие бытовые предметы.
2-й слайд.
- Из красивых камней мастера издревле изготавливали украшения, статуэтки, посуду. Из огромных камней – большие статуи, строили дворцы, мосты и. т. п.
Мастеров, работающих с камнем, называли каменщиками.
3-й слайд.
- А это- кусочек меха. По другому его еще называли пушнина. Добывали ее охотники. Из меха шилась одежда, ими покрывали мебель, пол.
4-й слайд.
- Еще с давних времён, появились мастера, которые умели обрабатывать металл и изготавливать из него всяческие вещи: оружие, посуду, драгоценности и т. п. В основном металлом занимались кузнецы, позднее появились ювелиры.
5-й слайд.
- Дерево – это был материал, из которого изготавливали великое множество предметов: начиная с посуды и игрушек для детей, заканчивая постройкой домой и кораблей. Это огромное количество профессий: корабельщики, мебельщики, токари, столяры, ложечники и т. д.
6-й слайд.
- Мёд, в давние времена, добывали бортники. Бо ртничество (от слова борть — дупло в дереве, жилище пчелиной семьи) – вид пчеловодства, заключающийся в добыче мёда у пчёл, живущих в дуплах деревьев. Мёд использовался для приготовления блюд, ароматических средств и даже в медицине.
- Ребята, это лишь одни из немногих продуктов труда, которыми занимались мастера своего дела.
- Давайте с вами поиграем в игру «Четвертый лишний» по теме: «Профессии».
Проведение игры по дидактическим картинкам.
- Со временем, натуральный обмен перестал существовать. Так как стало сложно измерять равноценность продуктов. Например, сколько нужно зерна, для того, чтобы обменять его на бочку меда. И тогда придумали первые деньги : драгоценные камни, золото, серебро.
Деньги – это особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.
С появлением денег начались денежные отношения.
Денежные отношения - отношения между продавцом и покупателем, в результате которого обменивают продукт труда или услугу на деньги.
- Ребята, давайте и мы с вами изготовим продукт, который можно будет потом обменять. У вас у каждого на столах лежат полоски цветной бумаги. Давайте, путем переплетения бумажных полос между собой, изготовим коврик.
Продуктивная деятельность детей.
- Вот и готовы наши коврики. Знайка, выбирай себе коврики, на какие предметы ты их обменяешь?
Литература:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации». [ Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/11799850322, свободный. – (Дата обращения 29.02.2021).
2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15). URL. [Электронный ресурс].- Электрон. дан. – Режим доступа: http//fgosreestr.ru. свободный. - (Дата обращения 29.01.2021).
3. Шатова, А. Д., Аксенова Ю. А., Кириллов И. Л., Давыдова В. Е., Мищенко И. С. Экономическое воспитание дошкольников. Формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольников. [ Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа: https://ciur.ru/deb/deb_ds1/pages/Парциальная %20 программа%20экономическое%20 воспитание%20дошкольников. pdf,
свободный. – (Дата обращения 29.01.2021).
4. Сазонова А. В. Натуральный обмен. Деньги и цена. Занятие по экономическому воспитанию. [ Электронный ресурс]. – Электрон. дан. - Режим доступа: https://planetadetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa/naturalnyj-obmen-dengi-i-cena-zanyatie-po-ekonomicheskomu-vospitaniyu.html, свободный. – (Дата обращения 29.01.2021).
5. Табих Е. Н., Дошкольникам об экономике. Пособие для педагогов/ Е. Н. Табих: Издательство. : Высшая школа. 2007- 47,
6. Шатова, А. Д., Экономическое воспитание дошкольников : учеб. -метод. пособие / А. Д. Шатова. - М. : Пед. о-во России, 2005 - 252,