Ольга Черникова
Нарушение взаимоотношений между педагогами и детьми в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Причины нарушений взаимоотношений педагогов и детей в ДОУ.
Предупреждение проблем во взаимоотношениях педагогов и детей.
Различного рода нарушения во взаимоотношениях педагогов и детей подавляют творческий саморазвивающийся потенциал ребёнка, стимулируют негативные чувства, асоциальные формы поведения детей, напряженные состояния педагогов, сопровождаемые в наиболее острых случаях невротическими реакциями, соматическими и психическими заболеваниями.
Публикация «Нарушение взаимоотношений между педагогами и детьми в ДОУ» размещена в разделах
Из собственного опыта работы и опыта работы коллег, мы можем выделить следующие причины нарушений взаимоотношений педагогов и детей :
1. Позиция педагога по отношению к детям, стиль взаимодействия с ребенком. Авторитарная позиция, проявляющаяся в строгих требованиях, прямых указаниях, «дрессировке» детей, наказаниях, подавлении естественной активности детей, ведет к выработке у детей двойной позиции, манипулятивных способностей (ложь, лесть, пассивности, невротизации отдельных детей. Воспитатель не интересуется личными переживаниями детей, не пользуется у них доверием. При освобождении от давления такого воспитателя активность детей направляется на выплеск накопившейся энергии, дети не обращают внимания на слова взрослых, быстро привыкая к сильным стимулам (окрикам, перестают реагировать на спокойный голос. Это может вызвать трудности при взаимодействии с такими детьми других педагогов и специалистов. Позиция безразличия, формальное общение, не регулирование деятельности детей, попустительство ведут к тому, что дети становятся безразличны к окружающему миру либо к расторможенности, стремлению баловаться, утрате авторитета воспитателя, привязанности к нему. Неустойчивая позиция, проявляется в том, что отношении к ребенку, его успехам и неудачам, выбор стиля взаимодействия зависит от эмоционального состояния и конкретной ситуации, что ведет к дезориентации детей, появлению ситуаций несправедливости по отношению к детям.
Оптимальным стилем взаимоотношений педагога с детьми многими специалистами признается демократический. Причины его отсутствия:
- объективные неблагоприятные обстоятельства (переполненность групп, отсутствие необходимых материальных условий и др.);
- в силу стереотипности и косности традиций дидактики обучения и воспитания прежней модели образования;
- из-за недостаточной подготовки специалистов дошкольного образования, не включающего в профессиональную подготовку студентов развитие коммуникативных навыков и умений, профессиональных способностей к диалогическому общению;
- отсутствие или слабое развитие «педагогического слуха»;
- неразвитость способности понимать и принимать состояния, чувства ребенка;
- отсутствие стремления осознавать свою эмоциональную реакцию на его поведение;
- отсутствие потребности быть открытым для общения с ребенком, исходя из его желаний, а не собственных;
- отсутствие убежденности в необходимости принимать ответственность за свои чувства и позволять ребенку нести ответственность за его чувства и действия.
2. Стаж работы сильно влияет на характер взаимоотношений педагога и детей. В первые годы работы, когда не хватает опыта общения с детьми, знания преобладают над умениями, идет концентрация на своих способностях, педагог эмоционально перенапряжен, испытывает неуверенность в своих силах, не всегда может найти адекватные формы взаимодействия, в работе преобладают дисциплинарные меры воздействия на детей, неустойчивость в оценках, не выработан свой стиль взаимоотношений с детьми. После 25 лет работы возникает синдром «эмоционального выгорания», педагог становится не восприимчив к новому, позиция по отношению к детям строго фиксирована.
3. Несовпадение индивидуально-типологических особенностей (темперамента) педагога и ребенка. Несоответствие или противоречие воспитания, его средств и методов особенностям темперамента ребенка ведет к серьезным расстройствам поведения, нервным срывам, психическим заболеваниям, снижению познавательных интересов, негативизму и упрямству.
4. У педагогов, имеющих личностные проблемы и проблемы в семейных отношениях, создаётся деформированная модель отношений с детьми в детском саду.
5. Наличие невротических и личностных отклонений у педагогов.
6. Проблемы в отношениях педагога с родителями некоторых детей ведут к нарушению взаимоотношений с этими детьми.
7. Отрицательное отношение к воспитателю взаимосвязано у ребёнка с его конфликтными взаимоотношениями с матерью. Если ребёнок боится наказания родителей, то он боится и наказания со стороны воспитателя.
8. Нарушения в воспитании детей в семье, личностные особенности детей, различные эмоциональные нарушения, затрудняющие общение с ними. К ним относятся агрессивность, демонстративность, импульсивность, пассивность, замкнутость, тревожность и др., а так же психические отклонения у детей.
Мы предлагаем следующие варианты предупреждения проблем во взаимоотношениях педагогов и детей.
1. Диагностика взаимоотношений педагогов и детей и выявление их нарушений или предпосылок возможных нарушений. Ранняя диагностика этих проблем являются необходимым условием разработки эффективных психолого-педагогических методов предотвращения эмоциональных конфликтов между педагогами и детьми.
2. Проведение семинаров и индивидуальных консультаций с педагогами и родителями по ознакомлению с особенностями детей разных темпераментов, разного пола, детей «группы риска» и др.
3. Выработка рекомендаций по взаимодействию с такими детьми.
4. Оказание психологической помощи детям, родителям и педагогам в конкретных ситуациях, когда у них возникают проблемы во взаимоотношениях.
5. Так как внутреннее состояние педагогов и детей отражается во взаимоотношениях, именно на него необходимо направлять психологическую коррекцию. Проведение с педагогами тренингов для снятия психоэмоционального перенапряжения. Эмоциональная поддержка, развитие уверенности в себе у молодых специалистов, помощь в анализе достижений.
6. Выработка программы занятий игровой коррекции трудностей у детей и их проведение.
7. Организация игрового взаимодействия педагогов, детей и их родителей. Проведение ролевых игр.
Воспитатель ГДОУ №128 О. А. Черникова