Кесслер Лидия
Сценарий праздника «Народные посиделки — веселые Кузьминки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №110» г. Сыктывкара
«Весёлые Кузьминки»
Составитель:
Кесслер Лидия Владимировна,
(8212) 63-73-75, det-sad110@yandex.ru
167026, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Мира, д. 49
Актуальность мероприятия
Публикация «Сценарий праздника „Народные посиделки — веселые Кузьминки“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Посиделки
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
В настоящее время, в период переосмысления исторического пути развития нашего общества, гуманизации и демократизации всех сторон его жизни, с особой остротой встаё т извечная проблема нравственного воспитания: что воспитывать и как воспитывать. Интересы общества диктуют необходимость нового подхода к воспитанию и обучению, предполагающего формирование духовности.
Духовность – это интегрированное свойство личности, показатель уровня человеческих отношений, способности к сопереживанию, милосердию. Это высшее проявление воспитанности.
Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности, в основе которого, безусловно, лежит приобщение к отечественной истории и национальному культурному наследию.
Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, сохранив самое ценное в фольклоре, изделиях народных промыслов, декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество (фольклор) – это неисчерпаемый источник любви к Родине, патриотического воспитания.
Разнообразные формы знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины.
Вводить элементы народной культуры в детскую жизнь надо естественно, не навязывая, ничего специально не заучивая, не заставляя часто пользоваться русскими народными выражениями, достаточно, если дети понимают связь пословицы с действием, например: «Поспешишь, людей насмешишь», «Не сиди, сложа руки, не будет и скуки».
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. Ни что так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык
Фольклору отводится всё более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Фольклор в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и приобщение к высокой культуре и традициям своего народа.
Фольклор близок детям по содержанию. С его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие.
Теоретическая часть
Цель: Формирование знаний о народном календарно-обрядовом празднике «Кузьминки»
Задачи мероприятия:
Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к национальной культуре;
- организовать совместную деятельность в рамках культурно-досуговой занятости детей и взрослых;
- способствовать развитию культуры взаимоотношений в коллективе детей и взрослых;
Развивающие:
- развивать у детей интерес к русскому фольклору;
- формировать навыки позитивного коммуникативного общения;
Обучающие:
- знакомить детей с народными праздниками, традициями и обычаями, коми народными играми и танцами;
Место мероприятия в системе воспитательной работы
Данное мероприятие является одним из большого количества мероприятий, направленных на воспитание патриотизма, нравственных ценностей. В системе воспитательной работы группы ДОУ данное мероприятие приурочено к народно-обрядовому празднику «Кузьминки» и организовано в рамках проекта «Путешествуй и играй – познавай любимый край». Мероприятие позволяет окунуться в прошлое.
Форма воспитательного мероприятия
Формой воспитательного мероприятия – народные посиделки. Посиделки — сезонная форма досуга в осенне-зимнее время. Посиделки не требуют подготовки участников. Дети и взрослые включаются в игры, танцы, пение непосредственно в ходе «действа». При этом предлагаемые детям игры, хороводы, танцы, песни могут быть самыми разнообразными.
Для развития интереса дошкольников к фольклору необходимо соблюдение ряда педагогических условий. Прежде всего, следует обеспечить синтез познавательной, игровой, музыкальной, художественной деятельности (с элементами поисковой) при подготовке народных праздников, обрядов в которых большой эмоциональный и познавательный заряд несёт музыкальный фольклор. Необходим учёт особенностей возраста, интересов, различного опыта художественно – эстетической деятельности (в том числе музыкальной).
Методы воспитания
В процессе подготовки и проведения воспитательного мероприятия использовались разные методы воспитания: словесные (беседа, рассказ, наглядные (фотографии, рисунки, практические, аудиовизуальные.
Предварительная работа
Предварительная работа заключается в заучивании народных стихов и песен, хороводов и частушек, пословиц и поговорок, в подборе музыкальных произведений для посиделок, в подготовке народных костюмов, в оформлении зала.
Оборудование: народные костюмы, клубки ниток, спицы, самовар, рушник, музыкальный центр, выпечка, скамейки, половики.
«Весёлые Кузьминки»
Девочки в народных сарафанах сидят на лавочках, вяжут, вышивают, беседуют
1 ведущий: Здравствуйте гости дорогие, желанные, долгожданные! На осенние посиделки приглашаю вас. Ноябрь за окном месяц студёный, с долгими тёмными вечерами. Нынче у нас праздник веселый! Проводы осени золотой. Да встреча зимушки снежной. В ноябре зима с осенью борется.
2 ведущий: У нас сегодня посиделки – Весёлые Кузьминки. Праздник Кузьминки – по осени поминки. Праздник этот, не безделья, домашнего рукоделия! Праздник этот ремесла, домашнего очага!
1 ведущий: А скоро ли к нам гости придут?
2 ведущий: Да уж, должны подойти!
Стук в дверь. Заходят парни.
Мальчик : Девочки, на посиделки пускаете?
Девочки: А деньги у вас есть?
Мальчики: Есть.
Девочки: Сколько?
Мальчики: Копейка цельная!
Девочки: Фу-ты, ну-ты, сани гнуты! Для копейки на улице скамейка! Не нужны вы нам!
Мальчики: А за кулёк сладостей пустите на посиделки?
Девочки: Проходите, садитесь!
2 ведущий: Вот так-то и хорошо! Вот так-то и ладно! Усаживайтесь вот здесь на лавке да за работу принимайтесь.
Мальчики проходят, садятся.
1 ведущий: Всех сегодня приглашаю
С нами петь, играть, плясать.
Но сначала предлагаю
Про посиделки рассказать.
Любава: На завалинке, в светёлке.
Иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
Велена: При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод.
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
Арина: А играли как? В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом эти посиделки
Были праздником души.
2 ведущий: По осенним и зимним вечерам собиралась деревенская молодёжь на посиделки, отдохнуть, позабавиться. Здесь молодые люди могли поведать сокровенные тайны, обсудить последние новости, показать своё искусство в рукоделии, пляске, пении - показать себя.
1 ведущий: На Руси посиделки начинались после окончания осенних забот, когда собран урожай. У каждого своё занятие в долгие зимние вечера: парни лапти да корзины плетут, девушки рукоделием занимаются: кто пряжу прядёт, а кто вышивает да вяжет.
2 ведущий: Сел сверчок на шесток
Таракан в уголок
Сели, посидели,
Песенку запели
Песня «На Кузьму Демьяна»
1 ведущий: Эй девчонки-подружки
Веселушки-хохотушки
2 ведущий: Эй ребята молодцы
Озорные удальцы
1 ведущий: Всех гостей повеселите
Да умом своим блесните.
2 ведущий: Загадаем вам коми загадки,
Отгадайте все по порядку.
Загадки
1 ведущий: Ребята, а вы знаете кто такие Кузьма и Демьян?
2 ведущий: Кто ж их не знает! Это святые, они девушкам рукодельничать помогали. А ещё я слышала, что они людей лечили. Ни копеечки за это не брали. Всем известно, что эти святые мир в домах, семье хранить помогали.
2 ведущий: А что это мы в тишине сидим? Да песен не поем, да в игры не играем? Весело поется – весело прядется. Весело играется – вечер продолжается.
1 ведущий: А ну-ка, девчата! Поскорей выходите, мальчишек выводите! Будем весело играть, капусточку завивать.
2 ведущий: А где же огородник? Огородника выбираем, игру начинаем.
Игра «Вью, вью, вью я капусточку»
Игра «Медведушка бабушка»
1 ведущий: Ай, да, молодцы. Поиграли от души.
Присаживаются
2 ведущий: Ой, гляньте-ка, что-то наши мальчишки заскучали. Давайте их скорее развеселим!
Катя: Мы-девчонки боевые,
Очень весело живем
Мы Кузьминки отмечаем,
И частушки всем поем.
Частушки (поют девочки)
- Девки, пойте, девки, пойте, веселитесь от души!
Хороши Кузьминки наши и мы тоже хороши!
- Не хотели мы плясать. Стояли и стеснялися!
А Кузьма заиграл, мы не удержалися!
- А у нас во дворе квакали лягушки!
А я с печки босиком – думала – подружки!
- По деревне мы пошли и Кузьму увидели!
Под кустом сидел и плакал – курица обидела!
- Я плясала в три ноги, потеряла сапоги!
Оглянулася назад – сапоги мои лежат!
- Балалаечка – гудок свое дело знает!
Она в Кузькиных руках хорошо играет!
1 ведущий: Кузьма нас потешил, осень с собой принес, дорогу зиме вымостил. А зима-то нас встречает с пушистым снегом, ледяными горками, да речкою студеною.
2 ведущий: Чтоб зима на нас не злилась, надо зимушку встретить с почтеньем! А мы сейчас её так рассмешим и развеселим, и зимушка у нас будет добротная!
Поем песню «Марья моль»
1 ведущий: Пришли Кузьминки – оберег принесли : для души, для дома, для здоровья, для счастья,
чтобы поросятки-писклятки водились, горшки не бились.
2 ведущий: И вам на память о посиделках дарим оберег наш - «неразлучников», чтобы они ваш дом оберегали и в работе помогали.
1 ведущий: Ну, гости желанные, гости званные!
Хорошо потрудились, пора и подкрепиться.
Пора и чай пить!
Угощайтесь, чем бог послал.
Пироги, да ватрушки, сладкие пампушки.
Чем богаты, тем и рады!
Любава: На завалинке, в светёлке.
Иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
Велена: При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод.
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
Арина: А играли как? В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом эти посиделки
Были праздником души.
Катя: Мы-девчонки боевые,
Очень весело живем
Мы Кузьминки отмечаем,
И частушки всем поем.
- Девки, пойте, девки, пойте, веселитесь от души!
Хороши Кузьминки наши и мы тоже хороши!
- Не хотели мы плясать. Стояли и стеснялися!
А Кузьма заиграл, мы не удержалися!
- А у нас во дворе квакали лягушки!
А я с печки босиком – думала – подружки!
- По деревне мы пошли и Кузьму увидели!
Под кустом сидел и плакал – курица обидела!
- Я плясала в три ноги, потеряла сапоги!
Оглянулася назад – сапоги мои лежат!
- Балалаечка – гудок свое дело знает!
Она в Кузькиных руках хорошо играет!