Кондратьева Людмила Ивановна
Народные игры в духовно-нравственном воспитании детей
Методические рекомендации для воспитателей
Народные игры в духовно-нравственном воспитании
детей
Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя.
Публикация «Народные игры в духовно-нравственном воспитании детей» размещена в разделах
Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет этнокультурное развитие. В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовнонравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на этнокультурных ценностях родного края.
Практика показывает, что именно изучение традиционной отечественной культуры в дошкольном учреждении позволяет естественно сочетать обучение и воспитание без резких границ между ними. Потому что весь процесс освоения родной культуры есть не что иное, как воспитывающее обучение. Системное включение материала этнокультурного развития в привычные для детского сада программы расширяет возможности индивидуального развития ребенка; не только воспитывает, но и открывает нравственный и эстетический потенциалы.
В настоящее время практическим работникам дошкольных учреждений предлагается обширный выбор различных программ воспитания обучения детей дошкольного возраста. Опыт организационно административной работы МДОУ детского сада №1 "Колокольчик" в условиях реализации программы по изучению культурного наследия
родного края предполагает организацию педагогического процесса в рамках действия обычного штатного расписания, где воспитатель берёт на себя основные функции воспитания и обучения дошкольников. Речь в данном случае идет об организации работы по программе, в которой воспитательные задачи, рожденные целью передачи детям нравственных и эстетических ценностей народа, занимают приоритетное место. Учебная деятельность дошкольника предполагает определенный набор тех или иных знаний, которые включены в учебную программу. Остальное время пребывание ребёнка в дошкольном учреждении в течение дня распределяется на игровую деятельность, режимные моменты и т. д. Эти промежутки времени наиболее благоприятны для осуществления воспитательного процесса (хотя отнюдь не отвергается значимость его непосредственно в учебной деятельности).
Для успешной работы по духовно - нравственному воспитанию дошкольников на основе этнокультурного развития в детском саду последовательно выполнялись несколько принципиально важных условий. Эти условия таковы:
- непосредственное участие в названном процессе и взрослых и детей ( пример: мы не просто смотрим на концертное исполнение календарных и семейных обрядов - мы стремимся реализовать те из них, что могут естественно войти в нашу жизнь; мы все вместе участвуем в игровом исполнении старинных обрядов, о которых хотим помнить как о прошлом опыте наших предков);
- продвижение от опыта к знанию ( пример: мы не объясняем детям, как раньше колядовали, дети понимают это, участвуя в ритме культурной жизни всего детского сада);
- использование народного опыта непосредственно в жизни детей ( пример: на занятии знакомились с лекарственными травами, учились их заваривать, теперь знаем, как они называются, и пьём отвары ежедневно);
- усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, сотрудниками детского сада.
Освоение культурного наследия родного края в нашем детском саду - это не проведение отдельных праздников, стилизованных "под фольклор" - это образ жизни, который включает в себя постепенную и целенаправленную организацию предметно - развивающей среды; внутреннее изменение каждого в процессе свободного принятия нравственных и эстетических ценностей народа; развитие дружеских отношений, душевного и духовного обогащения. Поэтому, приступая к работе по данному направлению, мы ясно представляли себе, что она будет успешна только тогда, когда в этом участвуют все: и педагогический коллектив, и технический персонал, и дети, и их родители.
Это позволило спланировать дальнейшую организационно - педагогическую работу. Например, оснащение групповых помещений предметами, выполненными в национальных традициях родного края, создание в них уголка старинного русского быта; открытие в детском саду "Музея русского быта", комнаты духовно-нравственного воспитания и т. д.
В планировании воспитательно-образовательной работы уделено внимание разделу по организации выставок народного творчества характерного для нашего региона, организации и проведения экскурсий в краеведческий музей, центр "Народных ремесел". Здесь же планируем встречи с хранителями культуры региона - песенниками, народными мастерами и т. д. Такие мероприятия проводятся не реже одного раза в месяц. Эти мероприятия являются интересным дополнением к плану развлечений.
Традиционно планируем проводить Дни русской кухни, опираясь на кулинарную традицию родного края. На огородах проводить посадку традиционных для нашей местности культур. Впоследствии проводится праздник урожая.