Лучший педагог года

Русские народные игры как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Анна Коршикова
Русские народные игры как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В последнее время все больше исследователей обращают внимание на «дефицит нравственности» современного общества, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Яркой иллюстрацией этой негативной тенденции является наблюдаемое сегодня отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

Темочки:

«Вопросы, связанные с воспитанием подрастающего поколения на основе ценностей патриотизма, уважения к отечественной истории и культуре, по праву находятся в числе значимых общенациональных задач, реализации которых государство неизменно уделяет приоритетное внимание» отметил президент в своем обращении к участникам V съезда Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственно-патриотическое воспитание. В дошкольном возрасте начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, т. к. воспитание ребёнка, получаемые им впечатления очень ярки и сильны, и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Это необходимо использовать в воспитании патриотических чувств.

В связи с тем, что ведущей видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, для нравственно-патриотического воспитания следует использовать различные народные игры.

Русские народные игры очень многообразны. Специальной физической подготовленности играющим не требуется. Они просты и общедоступны. В них каждый может найти себе активную роль по силам и способностям. Атрибуты для этих игр могут быть изготовлены самими играющими, большинство игр не требует специально оборудованного места. Даже для подвижных игр достаточно обычной лужайки или «пятачка» во дворе. В неё можно играть на прогулках, во время вечернего отдыха, на семейных праздниках.

Классификация народных игр

1. Пальчиковые игры («Сорока- ворона», «Этот пальчик хочет спасть», «Пять братьев – пальчиков»)

2. Игры, отражающие отношение к природе («Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Кошки-мышки», «У медведя во бору»)

3. Драматические или бытовые игры – это игры, в которых по определённому традицией сценарию надо разыгрывать сценки из реальной жизни. («Каравай», «Ловись рыбка», «Защита укрепления», «Захват флага»).

4. Орнаментальные – игры, во время которых участники двигаются в определённом порядке под песню или музыкальное сопровождение. Хореографический рисунок определялся мелодией, содержание же песни в игре не учитывалось. Игра строится так, что участники изображают какое-либо архитектурное сооружение – плетень, мост, либо природное явление – шум ветра, метель. Орнаментальные игры близки к хороводным. («Челночок», «Метелица» и т. д.)

5. Хороводные – игры, включающие в себя песню, хореографические движения, диалог и пантомиму. Содержание игры раскрывалось в сюжете песни. («Воробушки», «Где был, Иванушка?»)

6. Игры на ловкость. В этих играх нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию, равновесие, умение ориентироваться в пространстве («Городки», «Горелки», «Жмурки»)

7. Сезонно-обрядовые – эти игры проводятся в определенное время года соответствуют русским народным праздникам. («Катание яиц», «Два мороза», «Летят – не летят»)

8. Состязательные игры – это игры, направленные на развитие как физических, так и умственных способностей детей. По сути своей они представляют собой соревнование в силе, меткости, ловкости, устойчивости, скорости, быстроте реакции и сообразительности. Основной их чертой являлось наличие чётко сформулированных правил и установка на победу. («Горелки», «Лапта»)

Народная игра оказывает огромное влияние на развитие ребенка: подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирует умение договариваться, помогать друг другу, стремление радовать старших хорошими поступками.

В игре происходит и развитие волевых качеств, таких как:

- умение ограничивать свои желания;

- преодолевать препятствия;

- подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения;

- в своих поступках следовать положительному примеру.

Народные игры увлекают и оказывают успокаивающее воздействие даже на большинство гиперактивных детей, помогают раскрыться «зажатым» и неуверенным в себе детям, с помощью народных мелодий и движений можно снять негатив, страхи, боязнь, раскрыть чувства и эмоции.

Таким образом, патриотическое воспитание через игру – наиболее простой способ воздействия на сознание детей. Большинство игр простые, никаких специальных требований или инвентаря не потребуется. Самое главное – это правильно построить игровой процесс, чтобы воспитанникам было интересно познавать новое, начинать проникаться патриотическими настроениями незаметно для себя.

Публикации по теме:

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗНародные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ Сегодня, на волне подъёма казачьего движения, возрождение интереса к истории родного края, приобретает неоценимое значение в деле воспитания.

Экскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возрастаЭкскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Цель: создание условий для нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста через экскурсии в музей боевой славы МОУ.

Дидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитанияДидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитания Патриотическое воспитание через игру- наиболее простой способ воздействия на сознание детей. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Русские народные игры как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 17 февраля 2025 в 15:53
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Русские народные игры как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анна Коршикова (УИ 1062720) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 февраля 2025 пятница
Родной язык - народа достоянье!
Идем на экскурсию!
22 февраля 2025 суббота
Президент подписал закон о ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и ДНР



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД