Папки-передвижки

Народная подвижная игра как средство формирования двигательных навыков и умений детей

Аксенова Эльмира
Народная подвижная игра как средство формирования двигательных навыков и умений детей

Содержание

Введение

Основная часть

Глава1. Народные подвижные игры

1.1 Из истории народных подвижных игр

1.2 Народные подвижные игры как часть патриотического воспитания

1.3 Народные подвижные игры как средство познавательного развития

Глава 2. Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников

2.1 Народные подвижные игры в структуре физкультурного занятия и утренней гимнастики

2.2 Народные подвижные игры вне занятий

2.3 Влияние народных подвижных игр на речь и эмоциональное состояние дошкольников

2.4 Методика проведения народных подвижных игр

Заключение

Введение

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача каждого дошкольного учреждения. Быть в движении — значит укреплять здоровье. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются здоровье, общая выносливость и работоспособность организма и другие качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности.

Формирование двигательных навыков и умений тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка, с воспитанием нравственно-волевых черт его характера.

Задачи физического воспитания должны решаться в комплексе и взаимосвязи с задачами умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Необходимо, чтобы занятия физической культурой доставляли детям радость, поддерживали хорошее настроение, побуждали к самостоятельности.

Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие — смекалку, третьи — воображение и творчество, но объединяет их общая задача — воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает мир и себя, учится ориентироваться и целенаправленно действовать в нем. Активные движения повышают устойчивость организма к заболеваниям, а недостаток движений (гиподинамия) вызывает патологические изменения в центральной нервной и эндокринной системе, которые могут привести к эмоциональной напряженности и неустойчивости, к нарушению обмена веществ в организме.

Физические упражнения способствуют развитию интеллекта детей, их восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений. Во время выполнения движений детьми воспитатель ак-тивно формирует у них волевые качества, целеустремленность, настойчивость, выдержку, смелость и др. Особенно важно поддерживать в детях желание и умение преодолевать препятствия, самостоятельно подбирать способ

действия в зависимости от тех конкретных условий, которые сложились в данный момент. При выполнении движений стабилизируется эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъема. Поэтому в современных условиях особенно актуальной задачей является привитие детям потребности в физической культуре и спорте, а также обучение их доступным умениям.

Таким образом, методически правильно организованная работа по физическому воспитанию призвана удовлетворить естественную потребность детей в движении и способствовать своевременному овладению ими двигательными навыками и умениями, формировать положительную самооценку, аналитическое отношение к себе и деятельности товарищей.

Такая работа с детьми дошкольного возраста ценна и тем, что создает условия для эмоционально-психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создает определенный духовный настрой, пробуждает интерес к самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику.

Использование музыки в физкультурной деятельности делает ее увлекательной и эффективной. Она поднимает настроение, организует движение детей и облегчает в ряде случаев усвоение умений и навыков. Музыка также облегчает усвоение различных построений и перестроений, которые обычно даются в начале или в заключительной части занятия.

При проведении спортивных праздников, организации развлечений дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Это открывает еще один немаловажный аспект воспитания: отпадает необходимость давать детям временные и пространственные ориентиры, так как дети без суеты, спокойно и уверенно выполняют задания.

Обращение к народному фольклору воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего и других народов.

Это возможно через приобщение детей к фольклору, так как он отражает жизнь нашего народа, его опыт, мысли, чувства наших предков. Соприкосновение с народным творчеством и традициями духовно обогащают ребёнка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории, культуре. Человек, незнакомый с традициями, историей и культурой своего народа – человек без прошлого, а значит, и без полноценного настоящего. Прививать интерес и любовь к русскому народному творчеству, русскому фольклору– одна из задач физического развития дошкольника.

Использование русских народных подвижных игр, считалок, сговорок, жеребьевок, пальчиковых игр и игрового массаж с русским фольклором на физкультурных занятиях и в свободной деятельности способствует решению этой задачи.

Глава 1

1.1Народные подвижные игры

Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой, воспитательной силой.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры (К. Д. Ушинский, Е. А. Покровский, Д. А. Колоцца, Г. А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании широких народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобра-зие языка, формы и содержания разговорных текстов.

В нашей стране повсеместно и неуклонно происходит возрождение древней культуры всех народов, населяющих Россию, развиваются и совершенствуются национальные традиции в искусстве и литературе, содержащие в себе богатейшие фольклорные пласты, куда относятся и народные игры. В целях исследования, восстановления и систематизации драгоценного фольклорного материала организуются этнографические экспедиции; ему уделяют внимание на страницах печати, в передачах радио и телевидения. Так возвращаются к жизни замечательные образцы многонационального народного творчества.

1.2 Народные игры – как часть патриотического воспитания дошкольникова.

Народные игры являются неотъемлемо частью патриотического, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

Неизгладимые впечатления дает детям знакомство с особенностями жизни народов. Дети разных национальностей, посещая детские сады, повседневно общаются, рассказывают сказки, рисуют, играют в разные игры, поют и танцуют, внося в свою деятельность элементы национальной культуры. Педагог помогает старшим дошкольникам понять, что людей разных национальностей объединяет любовь к России, интерес к ее много-национальной культуре и искусству, братская дружба, взаимопомощь, уважение к Человеку; что особенности жизни и труда людей зависят от природно-климатических условий (на севере распространено оленеводство, рыболовство, в южных степных районах преобладает коневодство, в тайге занимаются охотой, на юге выращивают хлопок и т. д.). Это находит отражение в народных песнях, сказаниях, в движениях танца и игры.

1.3 Народные подвижные игры как средство познавательного развития

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Чепена», «Олени и пастухи» и т. д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т. е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Палочка-выручалочка», «Пятнашки» и др.).

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить». Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллекти-визма, слаженности действий, взаимопомощи («один — за всех и все — за одного» — цыплята, ответственности, смелости, находчивости (наседка).

Народные подвижные игры можно классифицировать следующим образом:

по характеру использования фольклорного подкрепления:

- народные игры с речевым сопровождением (миниатюрами устного народного творчества);

- игры без речевого сопровождения;

-по способу распределения на роль:

-игры с выбором водящего при помощи считалок;

-игры с делением на группы при помощи скороговорок и жеребьёвок;

-с преимущественным проявлением двигательных качеств:

-игры на развитие ловкости и точности движений;

-игры на развитие быстроты реакции;

-игры на развитие меткости глазомера;

-игры на развитие ритмичности и пластики движений;

-игры на ориентировку в пространстве;

-с преимущественным проявлением психических качеств:

-игры на развитие концентрации и устойчивости внимания;

-игры на развитие зрительной, слуховой, моторной памяти;

-игры на развитие творческого воображения;

-игры на развитие наглядно-образного мышления;

-игры на развитие связанной речи;

В процессе использования русских народных игр решаются следующие задачи:

-создание здоровьесберегающей и развивающей среды;

-накопление ребёнком необходимого двигательного и речевого опыта;

-укрепление физического, психического и духовного здоровья;

-повышение творческого двигательного потенциала детей;

-формирование личностной культуры здоровья.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Глава 2

Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников

2.1 Народные подвижные игры в структуре физкультурного занятия и утренней гимнастики

Т. к. физкультурное занятие по своей структуре неоднородно, возможно использование народных подвижных игр практически в любой части занятия.

Вводная часть занятия выполняет задачу:

организовать детей,

активизировать их внимание,

вызвать интерес к занятиям,

создать бодрое настроение, подготовить организм к выполнению более сложных упражнений, которые планируются в основной части занятия, и к повышению физической нагрузки.

Поэтому здесь применимы такие игры как

«Змейка»,

«Улитка»,

«Челночок» и др.

При этом уместно загадать загадку или показать иллюстрацию.

При выполнении общеразвивающих упражнений удобно использовать игры

«У Маланьи»,

«У дядюшки Трифона».

В эти игры для подражания можно включить любые упражнения: и игровые, и имитационные, и обычные развивающие («Лодочка», «Дровосек», «Велосипед», «Качели», и упражнения акробатического характера («Верблюд», «Мостик», «Кольцо», «Корзиночка», и упражнения-асаны из хатха-йоги («Кобра», «Плуг», «Лев», «Орел») и др.

При переходе к основным видам движения нас выручают такие народные подвижные игры

«Петушиный бой» (русская, «Соколиный бой» (татарская) – отработка прыжков на одной ноге;

«Охотники и утки» (русская, «Мяч по кругу» (татарская) – попадание в цель, увертывание от мяча;

«Волк во ров» - прыжки в длину;

«Горелки», «Пятнашки» (варианты) – бег с увертыванием;

школа мяча (разнообразные игры с мячом).

После высокой нагрузки обычно мы выполняем упражнения на расслабление и дыхательные упражнения. Русские народные игры-молчанки я использую как дыхательные упражнения.

Первенчики, бубенчики,

Летали голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок. Молчок!

С этими словами мы задерживаем дыхание на определенное время. Затем можно использовать практически любые народные игры, только следует внимательно следить за детьми, чтобы не допустить их перегрузки.

Заключительная часть занятия решает задачу

снижения нагрузки;

приведения организма ребенка в спокойное состояние, сохраняя при этом бодрое настроение.

Поэтому здесь уместны игры «Совушка-сова», «Море волнуется», «Цапки».

Разнообразие видов утренней гимнастики позволяет использовать народные подвижные игры и в своей структуре, причем в утреннюю гимнастику с успехом можно включить игры большой, средней и малой подвижности (используя разумные варианты).

2.2 Народные подвижные игры благодаря своей универсальности и многофункциональности находят себе место и на прогулке, и в свободной деятельности.

Вместе с детьми мы играем в народные игры «Пустое место», «Третий лишний», во все разновидности «Горелок», «Ловишек», «Пятнашек», «Цепи», «Гуси-лебеди» и многие др.

Наградой нам становится самостоятельная организация детьми народных подвижных игр на прогулке и в свободной деятельности.

Дети с удовольствием играют сами в народные игры:

«Птицелов»,

«Воевода» (русские);

«Юрта» (башкирская);

«Волк и ягнята» (бурятская);

«Мяч по кругу» (татарская);

«Невод» (коми);

«Колдун» (украинская) и др.

Весной и осенью мы организуем для детей средних, старших и подготовительных групп мини-походы. И здесь мы не обходимся без народных подвижных игр. На природе, кроме внимания, ловкости, быстроты реакции, формируются умение ориентироваться в пространстве, выдержка, чувство коллективизма, умение действовать слаженно.

2.3 Народные подвижные игры оказывают благотворное влияние не только на развитие физических и нравственных качеств, но и на развитие речи, которая становится красивой, образной и мелодичной, улучшают эмоциональный настрой игроков.

Этому способствуют ритмичность, напевность или характерное

скандирование считалок, предшествующих игре:

Катился горох по блюду,

Ты води, а я не буду.

Я куплю себе дуду

И по улице пойду,

Громче, дудочка, дуди:

Мы играем, ты води.

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы, дети,

Кукушата просят пить,

Выходи — тебе водить.

Помимо считалок, существуют и жеребьевки, которые также создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды. Например, игроки выбирают путем считалки сначала двух детей, а они, договорившись, кто из них как будет называться, встают в пару и, подняв вверх соединенные руки, образуют воротца. Остальные играющие друг за другом проходят или пробегают в эти воротца. Последнего ворота задерживают: игроки опускают руки и тихо спрашивают:

Конь вороной остался под горой.

Выбираешь какого коня:

Сивого или златогривого?

Играющий встает позади того, кого выбрал.

Таким способом все дети делятся на две команды, и начинается игра.

В жеребьевке могут быть и более короткие загадки:

«Красное яблочко или золотое блюдечко?»,

«Ниточка или иголочка?» и т. п.

В некоторых народных играх перед их началом применяются забавные певалки. Например, выбирая водящего, все играющие садятся в круг и нараспев говорят:

Кто засмеется,

Губа задерется.

Раз, два, три, четыре, пять,

С этих пор молчать!

Все стараются не проронить ни слова и не засмеяться. Самый выдержанный из детей становится водящим. Постепенно «Молчанка» приобрела вид самостоятельной игры. Например, перед началом все садятся и хором произносят:

Первенчики, бубенчики,

Летали голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок. Молчок!

Тому, кто не выдержит и засмеется, назначают фант и предлагают исполнить танец, спеть песенку и т. д.

Певалки имеют место и в самом содержании народных игр. Например, в игре «Уголки» водящий подходит к кому-либо из стоящих в «уголке» (очерченном на земле круге) и говорит:

Мышка, мышка,

Продай уголок

За шильце,

За мыльце,

За белое полотенце,

За зеркальце!

После этих слов все играющие меняются уголками (перебегают, а водящий старается занять свободный уголок.

В игре «Ключи» содержание игровых действий аналогично: водящий подходит к игроку, стоящему в кругу среди играющих, и спрашивает: «Где ключи?» Тот отвечает, указывая рукой направление: «Там постучи». В это время все меняются местами. В игре «Жмурки» водящему завязывают гла-за, а затем происходит такой диалог:

«Кот, кот, на чем стоишь?»

Жмурка: «На квашне».

«Что в квашне?»

Жмурка: «Квас».

«Лови мышей, а не нас».

После чего начинается игра: все разбегаются, жмурка ловит.

Эти четкие считалки, напевно-забавные певалки, занимательные диалоги быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневных играх. Народный фольклор устно передается от поколения к поколению и никогда не стареет.

2.4 Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.

Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, певалка или жеребьевка, взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного зна-комства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин. Объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от ее вида и содержания. Так, несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально-выразительно. Воспитатель дает представление о ее содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать Один-два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры следует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил определенные качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.

Сюжетную народную игру тоже можно объяснять по-разному. Например, воспитатель предварительно рассказывает о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает национальными обычаями, фольклором. Или можно образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, дать прослушать диалог, если он имеется («Гуси-лебеди», «Редьки», «Мак», «Ястреб и утки» и т. д., и перейти к распределению ролей, которое, помимо применения считалок, проходит иногда путем назначения водящего в соответствии с педагогическими задачами (поощрить и активи-зировать застенчивого ребенка или, наоборот, показать на примере активного, как важно быть смелым и ловким; отклонить просьбу самоуверенного ребенка и включиться в игру самому воспитателю с целью показать ответственность роли водящего, от действий которого зависит, например, правильность ориентировки в пространстве всех остальных иг-роков).

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из крити-ческого положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т. е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

Заключение

Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами способствуют развитию активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и незабываемы. Они образуют фундамент для развития нравственных чувств, сознания дошкольника и дальнейшего проявления в общественно полезной и творческой деятельности.

Подвижные игры целесообразно варьировать. Однако варианты нужны не только для того, чтобы внести разнообразие, поддержать интерес детей к игре, но и для того, чтобы решить педагогические задачи:

совершенствование движений;

воспитание физических качеств при выполнении более сложных игровых действий, правил, условий, игровой ситуации; условий, требующих определенных умственных и физических усилий от детей и вместе с тем повышающих интерес к игре.

Многочисленные варианты народных игр позволяют использовать их для решения этих педагогических задач.

Варианты народных игр мы находим в литературе, создаем сами вместе с детьми с учетом уровня их физического и психического, интеллектуального развития детей.

Систематическое использование различных вариантов игр содействует

воспитанию у детей возможности разностороннего применения приобретаемых ими навыков движений;

совершенствованию физических качеств, навыков обращения с предметами;

развитию внимания, наблюдательности, пространственных ориентировок.

Публикации по теме:

«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей Наблюдая за детьми, часто замечала, что выходя из туалета или перед едой дети забывают мыть руки. Они моют чаще после напоминания воспитателя.

Диагностика умений и навыков по аппликации у детей 5 летДиагностика умений и навыков по аппликации у детей 5 лет Аппликация, как вид продуктивной деятельности, достаточно сложен для детей. Необходимо владеть главным инструментом - ножницами, чтобы.

Дидактическая игра для формирования навыков смыслового чтения слов «Домино с буквой Ж» для детей 5–7 летДидактическая игра для формирования навыков смыслового чтения слов «Домино с буквой Ж» для детей 5–7 лет Рабочие материалы пособия «Домино с буквой Ж» помогут в игровой форме отработать и закрепить навык слогового чтения двусложных слов с буквой.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Народная подвижная игра как средство формирования двигательных навыков и умений детей
Опубликовано: 18 июля 2024 в 14:29
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народная подвижная игра как средство формирования двигательных навыков и умений детей» (включая файлы) размещена пользователем Аксенова Эльмира в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 июля. Всемирный день китов и дельфинов. Передвижка с плакатами для детей «Морские...

Всемирный день китов и дельфинов отмечается ежегодно 23 июля. Цель экологической даты — привлечь внимание человечества к необходимости защиты всех морских обитателей нашей планеты.

19 июля. День летней безопасности. Передвижка «Польза и вред солнца»

Летом дети много времени проводят на улице, играя и наслаждаясь солнечным теплом. Как сделать их пребывание на солнце безопасным и полезным?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД