Надежда Попова
Конспект занятия для детей 5–7 лет «Народная игрушка. Тряпичная кукла»
▼ Скачать
Конспект
Открытого занятия для детей 5-7 лет по ознакомлению с русским народным творчеством и предметами старины.
«Народная игрушка. Тряпичная кукла»
Цель: приобщение детей к народному творчеству через создание мини музея в коробе «Тряпичная кукла».
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия для детей 5–7 лет „Народная игрушка, Тряпичная кукла“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
-формировать у детей представление о создании мини –музея в чемодане;
-формировать понятие русской народной тряпичной куклы;
-познакомить с историей создания и видами тряпичных кукол на Руси;
- русскими народными хороводными играми;
Развивающие:
-развивать у детей интерес к традициям и обычаям русского народа;
-развивать художественные способности, воображение;
-развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;
-воспитывать у детей интерес к музею, как хранилищу истории, обычаев и традиций своего народа;
-вызывать положительные эмоции и гордость от результатов своего труда.
Планируемые результаты:
-ребенок владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, задает вопросы и отвечает на них, распределяет действия при сотрудничестве);
-ребенок способен к аргументированным суждениям;
-ребенок способен самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности, в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.
Форма организации : групповая
Оборудование и материалы:
Демонстрационный дидактический материал: видеозапись экскурсии в краеведческий музей, чемодан музейные экспонаты-тряпичные куклы разных видов.
Раздаточный материал: лоскуты ткани разных цветов и форм, нитки красного цвета, карты-схемы последовательного изготовления тряпичных кукол.
(Дети за столом играют в куклы)
В. : Дети, чем вы занимаетесь? Что делаете?
Дети: Мы играем со своими куклами.
В. : Когда я была маленькая, таких кукол как у вас, у меня не было. Я играла в другие куклы. (показ куклы). А мне моя бабушка рассказывала, когда она была маленькой кукол не было, поэтому кукол они делали сами. Просто скручивали лоскутки ткани так, чтобы они были похожи на куклу и играли с ними.
В. : Ребята, посмотрите, какой интересный чемодан достался мне от моей бабушки. Вам интересно посмотреть что в нем?
Дети: Да.
В. : Как вы думаете, что там может быть?
Дети: лоскутки ткани, куклы, ленточки. ,и т. д.
В. : Правильно, в моем чемодане лежат куклы в которые играли ваши прабабушки подойдите ближе к столу.
В. : Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Даже в самых бедных крестьянских семьях такие куклы имелись обязательно. К кукле относились бережно. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, где попало. Их хранили в специально отведенных корзинах, коробах или ящиках.
Пока дети были малы, кукол шили матери, бабушки, старшие сестры. При всей своей занятости они находили для этого время. А потом ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления тряпичной куклы, и лет с пяти такую куклу могла сделать любая девочка. Тряпичные куклы имели свое предназначение, они были игровые, обереговые, обрядовые.
В. :Ребята, а вы заметили, что у кукол нет лица?
Дети: Да.
В. : Как вы думаете почему?
Дети: Ответы детей
В. : Куклам никогда не рисовали лицо. Такие куклы назывались безликими. По старинным поверьям, в кукле без лица (т. е. без души) не может селиться нечистая сила. «Безликая» кукла считалась предметом неодушевленным и не могла навредить ребёнку.
В. : Ребята, давайте сядем на стулья и вспомним , где вы могли видеть такие же игрушки, похожие на наши? (дети садятся). Так где же вы видели таких кукол?
Дети: На картинках, по телевизору, в музее.
В. : Правильно, ребята, в музее!
В. : Что такое музей?
Дети: Место, где хранятся старинные вещи.
В. : Кто из вас был в музее? Что вы там видели?
Дети: (Рассказы детей)
В. : Кто проводит экскурсии в музее?
Дети: Экскурсовод.
В. : Давайте вспомним правила поведения в музее!
Дети: (Называют правила).(В музее нельзя кричать, бегать, трогать экспонаты руками)
В. : А вы хотите побывать сегодня в музее?
Дети: Да
В. : А как можно оказаться в музее не выходя из группы?
Дети: Посмотреть по телевизору, на фотографиях, на компьютере, на большом экране.
В. : Сегодня, мы отправимся в виртуальную экскурсию и посетим музей народной игрушки. Сели удобно, внимание на экран.
(Просмотр видеоролика про музей кукол)
В. : Ребята, а какой музей мы можем создать у нас в группе?
Дети: ( Перечисляют : пуговиц, ракушек, книг, кукол).
Дети: Музей народных кукол.
В. : Ребята, а что нужно сделать чтоб создать музей народной куклы?
Дети: (Нужно сделать народные куклы).
В. : Как вы думаете, что нам понадобится, чтобы сделать народные куклы?
Дети: Лоскутки ткани, нитки. (Если говорят иголки или ножницы, то такое ни в коем случае, не нужно, для этого).
В: :А хотели бы вы сделать такие куклы?
В: Сегодня мы будем делать куклу ХОРОВОДНИЦУ.
В. :(Достаю кукол из чемодана и рассказываю)
В. : Это кукла ХОРОВОДНИЦА. Русская народная тряпичная кукла очень веселая и забавная игрушка, она относится к игровой. Эта кукла всегда оставалась не только забавой, но и своеобразным тренажером. Чтобы хороводница расправила свои юбочки и закружилась в пляске ее нужно оживить. Для этого быстро вращают пальчиками палочку, на которой закреплена кукла. Такое движение готовило руки девочек к работе пряхи.
В. : А теперь, ребята, проходите за столы и сделаем таких прекрасных кукол (Дети идут за столы).
В : У каждого из вас на столе лежит схема последовательного изготовления вашей куклы.
В. : Прежде чем приступить к работе подготовим наши пальцы.
ФИЗМИНУТКА
Пальчиковая гимнастика «Я хочу построить дом».
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутон»
Куклу делать нам пора.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ (под народную музыку дети изготавливают кукол)
В. : Молодцы, ребята, посмотрите какие замечательные куклы у вас получились. Кто хочет рассказать нам про свою куклу?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КУКОЛ ДЕТЬМИ.
Я делала куклу Хороводницу, мне она показалась веселой когда ее кружишь то самой хочется с не потанцевать.
В. А давайте мы Хороводницей поиграем и потанцуем.
(Проводится хороводная игра с куклами)
Гори, гори ясно, чтобы не погасло, глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят». Как только заканчивается речёвка, водящий подходит к детям, взмахивает куклой между двумя детьми, как бы их разделяя. Эти два ребёнка бегут в разные стороны, обегая круг снаружи. И возвращаются к своему месту и ведущему.
В. :Ребята, кто может нам напомнить, что мы хотели с вами создать в нашей группе?
Дети: Мы хотели создать мини-музей.
В. : Правильно мы Всех кукол разместим в чемодане и получится у нас мини-музей в чемодане. Как мы назовем наш мини музей в чемодане?
Д. : "Музей Народной кулы"
Наш мини музей мы расположим в нашей группе и будем дальше пополнять его разными куклами ведь их было очень много.
РЕФЛЕКСИЯ
В: Ребята, а давайте мы нашим куклам подарим цветные ленточки. Если вам было интересно на занятии - подарите красную ленточку, если вы испытывали затруднения – подарите жёлтую ленточку. Ну а если вам было не интересно и скучно - подарите зелёную ленточку.