Получи документы

Конспект занятия для детей 5–7 лет «Народная игрушка. Тряпичная кукла»

Надежда Попова
Конспект занятия для детей 5–7 лет «Народная игрушка. Тряпичная кукла»
▼ Скачать

Конспект

Открытого занятия для детей 5-7 лет по ознакомлению с русским народным творчеством и предметами старины.

«Народная игрушка. Тряпичная кукла»

Цель: приобщение детей к народному творчеству через создание мини музея в коробе «Тряпичная кукла».

Задачи:

Образовательные:

Публикация «Конспект занятия для детей 5–7 лет „Народная игрушка, Тряпичная кукла“» размещена в разделах

-формировать у детей представление о создании мини –музея в чемодане;

-формировать понятие русской народной тряпичной куклы;

-познакомить с историей создания и видами тряпичных кукол на Руси;

- русскими народными хороводными играми;

Развивающие:

-развивать у детей интерес к традициям и обычаям русского народа;

-развивать художественные способности, воображение;

-развивать мелкую моторику рук;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;

-воспитывать у детей интерес к музею, как  хранилищу  истории, обычаев и традиций своего народа;

-вызывать положительные эмоции и гордость от результатов своего труда.

Планируемые результаты:

-ребенок владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, задает вопросы и отвечает на них, распределяет действия при сотрудничестве);

-ребенок способен к аргументированным суждениям;

-ребенок способен самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности, в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.

Форма организации : групповая

Оборудование и материалы:

Демонстрационный дидактический материал: видеозапись экскурсии в краеведческий музей, чемодан музейные экспонаты-тряпичные куклы разных видов.

Раздаточный материал: лоскуты ткани разных цветов и форм, нитки красного цвета, карты-схемы последовательного изготовления тряпичных кукол.

(Дети за столом играют в куклы)

В. : Дети, чем вы занимаетесь? Что делаете?

Дети: Мы играем со своими куклами.

В. : Когда я была маленькая, таких кукол  как у вас, у меня не было. Я играла в другие куклы. (показ куклы). А  мне моя бабушка рассказывала, когда она была маленькой кукол не было, поэтому кукол они делали сами. Просто скручивали лоскутки ткани так, чтобы они были похожи на куклу и играли с ними.

В. : Ребята, посмотрите,  какой интересный чемодан достался мне от моей бабушки. Вам интересно посмотреть что в нем?

Дети: Да.

В. : Как вы думаете, что там может быть?

Дети: лоскутки ткани, куклы, ленточки. ,и т. д.

В. : Правильно, в моем чемодане лежат куклы в которые играли ваши прабабушки  подойдите ближе  к столу.

В. : Тряпичная кукла была самой  распространенной игрушкой. Даже в самых бедных крестьянских семьях такие куклы имелись обязательно. К кукле относились бережно. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, где попало. Их хранили в специально отведенных корзинах, коробах или ящиках.

Пока дети были малы, кукол шили матери, бабушки, старшие сестры. При всей своей  занятости они находили для этого время. А потом ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления тряпичной куклы, и лет с пяти такую куклу  могла сделать любая девочка. Тряпичные куклы имели свое предназначение, они были игровые, обереговые, обрядовые.

В. :Ребята, а вы заметили, что у кукол нет лица?

Дети: Да.

В. : Как вы думаете почему?

Дети: Ответы детей

В. : Куклам никогда не рисовали лицо. Такие куклы назывались безликими. По старинным поверьям, в кукле без лица (т. е. без души) не может селиться нечистая сила. «Безликая» кукла считалась предметом неодушевленным и не могла навредить ребёнку.

В. : Ребята, давайте сядем на стулья и вспомним  , где вы  могли видеть такие же игрушки, похожие на наши? (дети садятся). Так где же вы видели таких кукол?

Дети:   На картинках, по телевизору, в музее.

В. : Правильно, ребята, в музее!

В. : Что такое музей?

Дети: Место, где хранятся старинные вещи.

В. : Кто из вас был в музее? Что вы там видели?

Дети(Рассказы детей)

В. : Кто проводит экскурсии в музее?

Дети: Экскурсовод.

В. : Давайте вспомним правила поведения в музее!

Дети(Называют правила).(В музее нельзя кричать, бегать, трогать экспонаты руками)

В. : А вы хотите побывать сегодня в музее?

Дети: Да

В. :  А как можно оказаться в музее не выходя из группы?

Дети: Посмотреть по телевизору, на фотографиях, на компьютере, на большом экране.

В. : Сегодня, мы отправимся в виртуальную экскурсию и посетим  музей народной игрушки. Сели удобно, внимание на экран.

(Просмотр видеоролика про музей кукол)

В. : Ребята,  а какой музей мы можем создать у нас в группе?

Дети( Перечисляют : пуговиц, ракушек, книг, кукол).

Дети: Музей народных кукол.

В. : Ребята, а что нужно сделать чтоб создать  музей народной куклы?

Дети(Нужно сделать народные куклы).

В. : Как вы думаете, что нам понадобится, чтобы сделать  народные куклы?

Дети: Лоскутки ткани, нитки. (Если говорят иголки или ножницы, то такое ни в коем случае, не нужно, для этого).

В: :А хотели бы вы сделать такие куклы?

В:  Сегодня мы будем делать куклу ХОРОВОДНИЦУ.

В. :(Достаю кукол из чемодана и рассказываю)

В. :  Это кукла ХОРОВОДНИЦА.  Русская народная тряпичная кукла очень веселая и забавная игрушка, она относится к игровой. Эта кукла всегда оставалась не только забавой, но и своеобразным тренажером. Чтобы хороводница расправила свои юбочки  и закружилась в пляске ее нужно  оживить. Для этого быстро вращают пальчиками  палочку, на которой закреплена кукла. Такое движение готовило руки девочек  к работе пряхи.

В. : А теперь, ребята, проходите за столы и сделаем таких прекрасных кукол (Дети идут за столы).

В : У каждого из вас на столе лежит схема последовательного изготовления вашей куклы.

В. : Прежде чем приступить к работе подготовим  наши пальцы.

ФИЗМИНУТКА

Пальчиковая гимнастика «Я хочу построить дом».

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутон»

Куклу делать нам пора.

ПРАКТИЧЕСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ (под народную музыку дети изготавливают кукол)

В. : Молодцы, ребята, посмотрите какие замечательные куклы у вас получились. Кто   хочет рассказать нам про свою куклу?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КУКОЛ ДЕТЬМИ.

Я делала куклу Хороводницу, мне она показалась веселой когда ее кружишь то самой хочется с не потанцевать.

В. А давайте мы  Хороводницей поиграем  и потанцуем.

(Проводится хороводная игра с куклами)

Гори, гори ясно, чтобы не погасло, глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят». Как только заканчивается речёвка, водящий подходит к детям, взмахивает куклой между двумя детьми, как бы их разделяя. Эти два ребёнка бегут в разные стороны, обегая круг снаружи. И возвращаются к своему месту и ведущему.

В. :Ребята, кто может нам напомнить, что мы хотели с вами создать в нашей группе?

Дети: Мы хотели создать мини-музей.

В. : Правильно мы Всех кукол   разместим в чемодане и получится у нас мини-музей  в чемодане. Как мы назовем наш мини музей в чемодане?

Д. : "Музей Народной кулы"

Наш мини музей мы расположим в нашей группе и будем дальше пополнять его разными куклами ведь их было очень много.

РЕФЛЕКСИЯ

В: Ребята, а давайте мы нашим куклам подарим цветные ленточки. Если вам было интересно  на занятии - подарите красную ленточку, если вы испытывали затруднения – подарите жёлтую ленточку.  Ну а если вам было не интересно и  скучно - подарите зелёную ленточку.

Публикации по теме:

Конспект занятия по изодеятельности «Народная игрушка — русский сувенир матрёшка» с детьми подготовительной к школе группы Цель:расширение представлений детей о разнообразии народной игрушки, разных видах росписей матрёшек. Задачи:1. Создать условия для сравнения.

Фотоотчет итоговой работы с детьми подготовительной группы по теме недели народная культура и традиции «Тряпичная кукла»Фотоотчет итоговой работы с детьми подготовительной группы по теме недели народная культура и традиции «Тряпичная кукла» По теме недели "Народная культура и традиции", я ставила перед собой задачи: 1. Ознакомление детей с волшебной сказкой, афоризмами, народными.

Фотоотчет о проведении мастер-класса для родителей «Народная тряпичная кукла «Колокольчик»Фотоотчет о проведении мастер-класса для родителей «Народная тряпичная кукла «Колокольчик» Вот и близится к завершению реализация общесадовского проекта «Русская народная кукла». Коллективом детского сада «Колокольчик» проведена.

Конспект занятия в средней группе «Народная игрушка-матрёшка» «Народная игрушка- матрёшка». Цель: Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой. Задачи: 1. Познакомить детей с историей матрёшки.

Мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Хороводница»Мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Хороводница» Русская народная тряпичная кукла Хороводница очень веселая и забавная игрушка. И сделать ее своими руками несложно. Вполне справятся дети.

Мастер-класс по рукоделию «Народная тряпичная кукла-закрутка»Мастер-класс по рукоделию «Народная тряпичная кукла-закрутка» Автор: Черноусова Ирина Алексеевна, воспитатель, МДОУ №72, г. Раменское, Московской обл. Мастер класс  рассчитан на детей старшей группы.

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет)Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет) Участвуя в конкурсе традиционной русской народной игрушки "Забытая старина" мы более тесно прикоснулись к русской истории, к народным традициям,.

Народная тряпичная кукла Кувадка тульскаяНародная тряпичная кукла Кувадка тульская Увидев на сайте акцию " Гирлянда Дружбы" конечно не смогла пройти мимо И тут же родилась идея этого мастер-класса, мастер-класс для тех.

«Народная тряпичная кукла». Наша национальная история  (фотоотчёт)«Народная тряпичная кукла». Наша национальная история  (фотоотчёт) Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. И мы должны стремиться к тому, чтобы наши дети знали.

Совместное занятие по ручному труду детей средней группы и студентов педколледжа «Тряпичная кукла  «Отдарок на подарок»Совместное занятие по ручному труду детей средней группы и студентов педколледжа «Тряпичная кукла  «Отдарок на подарок» Цель:Создание условий для приобщения дошкольников и студентов к народному искусству, через изготовление кукол - Отдарок на подарок. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для детей 5–7 лет «Народная игрушка. Тряпичная кукла»
Опубликовано: 29 июня 2022 в 22:55
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия для детей 5–7 лет «Народная игрушка. Тряпичная кукла»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Попова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД