Наумова Ольга
Направления работы по адаптации гиперактивного ребенка в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Направления работы по адаптации гиперактивного ребенка в дошкольном образовательном учреждении
В этой статье речь пойдет о детях, которые зачастую оказываются наиболее трудными для воспитателей детских садов. Они создают наибольшее количество проблем, как для себя самих, так и для своих родителей, для детей в группе и для воспитателей. Как правило, в каждой группе детского сада находится 1-2 таких ребенка, но есть и несколько других, у которых проблемы выражены мягче, но тоже требуют внимания.
Публикация «Направления работы по адаптации гиперактивного ребенка в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Темочки
Это дети с родовой травмой в анамнезе, последствия которой называются по-разному: это и энцефалопатия, и минимальная мозговая дисфункция, и синдром дефицита внимания, и гипервозбудимость. В соответствии с МКБ-10 эта группа расстройств имеет название «Гиперкинетические расстройства» (F90) (5, хотя в нашей отечественной литературе наиболее часто встречается термин минимальных мозговых дисфункций. В соответствии с диагностическими критериями, разработанными Американской психиатрической ассоциацией и опубликованными в «Диагностическом и статистическом руководстве по психическим заболеваниям (DSM-1V) диагностика этого синдрома осуществляется в двух измерениях : это нарушения внимания и гиперактивность- импульсивность.
Гиперактивность у детей оказывается несвойственной для нормального, соответствующего роста развития ребенка невнимательностью, импульсивностью. По данным психолого – педагогической литературы, в описании таких детей употребляются термины: «подвижные», «импульсивные» ,«шустрики».
По статистике, чуть ли не половина детей страдает так называемой гиперактивностью. Не только в нашей стране, но и во всем мире количество таких детей неуклонно растет. Если ребенок гиперактивен, то трудности испытывает не только он сам, но и его окружение: родители, сверстники, воспитатели. Такому ребенку необходима своевременная помощь, так как таким детям очень сложно адаптироваться в социуме.
Количество гиперактивных детей в дошкольном учреждении от 5% до 10%! Значит в каждой группе из 23 человек присутствует 2-3 ребенка!
Гиперактивность детей с синдромом дефицита внимания характеризуется тем, что они чрезвычайно подвижны, их избыточная моторная активность бывает бесцельной, не соответствующей требованиям конкретной обстановки. Причем многие родители считают, что подобное поведение – следствие избытка энергии.
Существует возрастная динамика проявления гиперактивности : пик ее приходится на старший дошкольный и младший школьный возраст.
Импульсивность обычно наблюдается у гиперактивных детей в разнообразных повседневных ситуациях. Она выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав. Из-за импульсивности гиперактивные дети склонны к травматизации, так как чаще всего не задумываются о последствиях своих поступков.
Для работы с такими детьми необходимо четко выстраивать план работы в период адаптации и на протяжении всего времени посещения ребенком ДОУ.
Работа включает в себя следующие направления : проведение диагностического обследования, работа с педагогами, с родителями и непосредственно с детьми.
Первое направление – диагностическое
В ходе психологического обследования оцениваем уровень развития когнитивных функций, а так же индивидуальные особенности гиперактивного ребенка. В группу тестов включаем простые и доступные задания,позволяющие оценить степень развития внимания,памяти, мышления, двигательной и эмоциональной сферы.
При проведении тестирования учитывается,что дети с синдромом СДВГ обладают повышенной отвлекаемостью и умственной утомляемостью. Занятия должны не превышать 40-50минут (с учетом одного перерыва) обследование проводится в течение нескольких дней.
Второе направление – работа с педагогами.
Содержание работы в данном направлении заключалось в оказании психологической и информационной помощи педагогам.
Приоритетные задачи:
1)расширить знания педагогов об особенностях гиперактивных детей;
2)обучить педагогов адекватным способам взаимодействия с гиперактивными детьми;
3)Выработать единый подходя ход к воспитанию гиперактивного ребенка с родителями.
Основная работа педагога- психолога с воспитателями
1) Индивидуальные консультации по выбору единой стратегии воспитания детей с синдромом СДВГ
2) Семинары-практикумы, лекции, тренинги.
Третье направление – работа с родителями
Содержание работы в этом направлении заключается в оказании родителям психологической помощи, ориентированной на индивидуальную работу с ними.
В процессе индивидуальных консультаций необходимо объяснить родителям особенности их ребенка, помочь принять его таким,какой он есть. Следующим шагом является выработка единого подхода к воспитанию ребенка. На всех этапах необходимо учитывать уровень педагогической и индивидуальной культуры родителей.
Основная работа педагога-психолога с родителями
1) индивидуальные консультации;
2) групповые консультации;
3) информациооный материал для родителей (памятки, методические рекомендации);
4)тренинги.
Для отслеживания динамики изменений в социально-эмоциональной сферы личности ребенка необходимо проводить анкетирование родителей
Четвертое направление-работа с детьми
Содержание работы в данном направлении заключается в реализации коррекционно-развивающей работы в форме специально организованных занятий, а так же участии педагога-психолога в играх детей.
Целью работы устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения.
Общими задачами коррекции гиперактивного поведения можно считать следующее
во-первых, снятие аффекта «неадекватности», формирование самосознания, адекватной самооценки детей;
во-вторых, развитие навыков общения, игровых умений и навыков, регуляция социальных отношений детей;
в-третьих, снятие чрезмерного напряжение и тревожности этих детей;
в-четвертых, профилактика нежелательных негативных тенденций в поведении детей;
в-пятых, развитие и обогащение навыков адекватного, конструктивного поведения.
Средства коррекции, рекомендуемые для использования в работе с гиперактивными детьми :
1) этюды и игры на развитие психомоторных функций и регулирование поведения в коллективе;
2) упражнения и игры, направленные на развитие у ребенка устойчивости, концентрации, переключаемости и распределения внимания;
3) упражнения и игры, направленные на преодоление двигательного автоматизма;
4) упражнения и игры, способствующие произвольному изменению мышечного тонуса и релаксации.
Считаю, что специально подобранные игры для гиперактивных детей - наиболее эффективны, а порой единственный метод коррекционной работы.
Таким образом, только создание единой системы взаимодействия родителей, педагогов и специалистов, формирование у них знаний о гиперактивных детях и навыков работы с ними поможет нам в успешной адаптации гиперактивного ребенка к условиям дошкольного учреждения, а следовательно, в достижении поставленной нами цели.