Оксана Маликова
Нанотехнологии в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
НАНОТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Способствовать популяризации нанотехнологий через внедрение в образовательную среду ДОУ культурно-смысловых контекстов (культурных практик, технологий) для занятий познавательного цикла с дошкольниками, а в более длительной перспективе – подготовке кадров для наноиндустрии в условиях преемственности на уровне дошкольного и начального общего образования, способствовать освоению педагогами способов проектно тематического планирования для достижения качества планируемых результатов основной образовательной программы дошкольного образования (далее - ООП ДО, согласно Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС ДО) – одна из приоритетных задач национальной программы «Десятилетие детства», объявленной Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года №240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства». Изучение нанотехнологий на первой ступеньке научных знаний – это уникальная возможность вырастить не только творческую личность, но и, может быть, ученого или изобретателя, или просто успешного ученика, обладающего умением находить нестандартные решения при решении задач, умеющего делать выводы и находить выходы из любых сложных ситуаций. Маленькие исследователи и фантазеры – это будущее нашей науки! Привить детям интерес к российской науке – сегодня тренд в образовании. А начинать можно с дошкольного возраста. Потребность к познанию у дошкольников возникает через любознательность и любопытство. Получая новую информацию, малыши стремятся узнать как можно больше, задавая много вопросов. И совсем не обязательно давать им решать сложные головоломки и задачи, говорить о научных теориях, гипотезах и экспериментах ученых. Окружающий мир так интересен, что малышам хочется знать «отчего и почему». Вот эти «почему и зачем» будут являться первыми шагами к нанотехнологиям. Во ФГОС ДО используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия». Что обозначают эти термины, есть ли разница между ними? Познавательные интересы – это стремление ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения. Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора. Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности. Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития относят: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности. Анализируя имеющуюся практику реализации образовательной области «Познавательное развитие» в ДОУ (это перспективное планирование, на его основе календарное планирование, сочетание форм образовательной деятельности, как непосредственно-образовательная деятельность, совместная партнерская деятельность, самостоятельная познавательно исследовательская деятельность, детско-взрослые объединения для совместных проектов, культурных практик, событий, приходим к выводу, что воспитатель, в большинстве случаев, хаотично, бессистемно формирует целостную картину мира у ребенка. Что это значит? Преобладает репродуктивный способ подачи знаний, то есть при традиционной ориентации на тему, как таковую, педагог сконцентрирован скорее на конкретной информации, которую он преподносит детям, нежели на способах ее упорядочения детьми через овладение алгоритмами. Таким образом, выявляются противоречия: между традиционной подготовкой педагогических кадров и реальными трудностями педагогов в организации процесса познавательной деятельности детей. Эта ситуация сказывается негативно и на решении проблемы преемственности образования в дошкольном учреждении и в начальной школе; между потребностью учитывать специфику мышления детей дошкольного возраста (образность, эмоциональность, интуитивно- чувственный характер) и необходимостью развития у них логических форм мышления (понятий, суждений, умозаключений) для осуществления учебной деятельности в школе; между необходимостью реализации развивающих методов образования и реальными методическими затруднениями педагогов в их теоретическом осмыслении и внедрении. О чем бы вы рассказали своим коллегам?» : Изменение планирования по познавательному развитию; внесение изменений в положение о планировании образовательной деятельности для детей; все полученные знания пригодятся в проектной деятельности и в познавательном развитии, своим коллегам будут рассказаны способы упорядочения детского исследовательского опыта.