Вера Ташкина
Наглядные и вербальные методы в образовательном процессе в дошкольных организациях. Приложение 2
▼ Скачать + Заказать документы
Часть 2. Наглядные методы обучения в дошкольном образовании
2.1. Наблюдение как метод обучения в дошкольном образовании
Метод наблюдения играет важнейшую роль в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Это естественный для ребенка способ познания окружающего мира, который позволяет ему самостоятельно изучать явления и объекты, делать выводы и обобщения. В процессе наблюдения у детей развиваются важные когнитивные навыки, формируются первичные научные представления, укрепляется познавательный интерес и закладываются основы для дальнейшего успешного обучения.
Публикация «Наглядные и вербальные методы в образовательном процессе в дошкольных организациях, Приложение 2» размещена в разделах
Цели и задачи метода наблюдения в дошкольном образовании
Наблюдение как метод обучения в дошкольном возрасте преследует несколько целей:
Развитие познавательного интереса. Способствует формированию интереса к миру вокруг, поощряет стремление к самостоятельным открытиям.
Развитие аналитического и логического мышления. Дети учатся сопоставлять, классифицировать, делать выводы на основе увиденного.
Формирование первичных знаний об окружающем мире. Благодаря наблюдению, дети получают знания о природе, социальных явлениях и процессах, людях и их деятельности.
Развитие речи. В ходе наблюдения дети учатся описывать увиденное, используя различные части речи, расширяя свой словарный запас и развивая связную речь.
Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру. Наблюдения помогают детям проявлять заботу о природе и выражать свои эмоции и чувства по отношению к увиденному.
Преимущества метода наблюдения
Метод наблюдения является одним из самых эффективных и доступных для дошкольников. К его преимуществам можно отнести:
Естественность. Наблюдение — естественная деятельность для детей, которая стимулирует их к самостоятельному изучению и исследованию.
Комплексное развитие. Этот метод способствует развитию не только когнитивных, но и эмоциональных, волевых качеств.
Активное участие. В процессе наблюдения дети становятся активными участниками познания, самостоятельно формулируют вопросы и гипотезы, что делает обучение более мотивированным и интересным.
Гибкость. Наблюдение можно проводить как в помещении (наблюдение за растениями или животными в уголке природы, так и на улице (в парке, на экскурсии, что делает процесс обучения вариативным и насыщенным.
Подготовка к научному познанию. Наблюдение приучает детей к последовательности, точности и систематичности, что является основой научного подхода в дальнейшем обучении.
Виды наблюдений в дошкольном образовании
Метод наблюдения можно классифицировать по различным критериям, в зависимости от целей и задач, поставленных педагогом:
По продолжительности:
Кратковременные наблюдения. Они проводятся на занятиях или в игровых ситуациях, помогают детям быстро изучить конкретные объекты и явления.
Длительные наблюдения. Проводятся на протяжении нескольких дней или недель (например, наблюдение за ростом растений, помогают увидеть процесс в развитии, сформировать представление о временных изменениях.
По характеру объекта:
Наблюдение за природными объектами. Включает изучение растений, животных, природных явлений (дождь, снег, смена времен года).
Наблюдение за социальными явлениями и трудом взрослых. Дети знакомятся с профессиями, правилами общественной жизни, трудовыми процессами.
По форме проведения:
Фронтальные наблюдения. Проводятся для всей группы, обычно под руководством педагога.
Индивидуальные наблюдения. Включают самостоятельное наблюдение детей, что помогает развить навыки самоконтроля и самоорганизации.
Роль педагога в организации наблюдений
Педагог играет важнейшую роль в организации наблюдений. Его задачи включают:
Выбор объекта для наблюдения. Педагог выбирает объект или явление, которое будет интересно детям и соответствует их возрасту и уровню развития.
Планирование наблюдения. Подготавливает план занятия, который включает цели, задачи, этапы наблюдения и вопросы для обсуждения.
Руководство процессом. Педагог направляет детей в процессе наблюдения, задавая вопросы, предлагая гипотезы и делая выводы.
Закрепление материала. После наблюдения педагог обсуждает с детьми увиденное, дает творческие задания для закрепления знаний (рисование, лепка, аппликация).
Основные этапы организации наблюдений
Мотивационный этап. Педагог вызывает интерес к объекту или явлению, предлагает детям предположить, что они могут узнать или увидеть.
Постановка цели и задач. Совместно с детьми педагог формулирует цель наблюдения: "Что мы хотим узнать или увидеть?"
Сам процесс наблюдения. Дети рассматривают объект, фиксируют свои наблюдения. Педагог задает вопросы и помогает детям анализировать.
Обсуждение результатов. Педагог вместе с детьми подводит итоги, обсуждает увиденное и делает выводы.
Творческое закрепление. Закрепление знаний через выполнение творческих заданий: дети рисуют, делают поделки или разыгрывают сценки, связанные с объектом наблюдения.
Примеры наблюдений в дошкольном образовании
Наблюдение за растениями. Педагог вместе с детьми наблюдает за ростом комнатного растения. Дети ухаживают за растением, фиксируют изменения, делают зарисовки.
Наблюдение за погодой. В течение недели дети наблюдают за погодой и записывают результаты в дневник погоды, что помогает им понять сезонные изменения и природные циклы.
Наблюдение за трудом взрослых. Экскурсия на кухню, где дети наблюдают за работой повара, учатся понимать и уважать труд взрослых.
Наблюдение за животными. Например, наблюдение за поведением домашних животных в уголке природы. Дети отмечают, как зверек ест, двигается, спит, и делают выводы о его потребностях.
Применение метода наблюдения с учетом возрастных особенностей
Младшая группа (3-4 года). На этом этапе важно выбирать яркие, простые объекты для наблюдения, которые привлекут внимание детей (например, листок дерева, игрушку, животное).
Средняя группа (4-5 лет). Детям можно предложить более сложные объекты и явления, попросить их сравнить несколько объектов, выделить отличительные признаки.
Старшая группа (5-6 лет). Дети способны участвовать в длительных наблюдениях, фиксировать результаты. Им можно поручить вести дневник наблюдений, отмечать свои выводы.
Примеры методик работы с методом наблюдения
Наблюдение с вопросами. Педагог задает детям вопросы, чтобы они обратили внимание на определенные детали объекта, развивая умение анализировать и делать выводы.
Сравнительное наблюдение. Дети сравнивают два объекта или явления (например, осенний и зимний лист, находят сходства и различия.
Наблюдение с использованием наглядных пособий. Педагог показывает детям картинки, иллюстрации, таблицы для лучшего понимания объекта наблюдения.
Значение метода наблюдения для развития дошкольников
Развитие познавательных способностей. Дети учатся задавать вопросы, анализировать, обобщать, что формирует базовые навыки исследовательской деятельности.
Развитие самостоятельности и ответственности. В процессе самостоятельного наблюдения дети учатся быть внимательными, фиксировать свои впечатления и контролировать свои действия.
Формирование экологического сознания. Наблюдая за природными объектами, дети начинают лучше понимать ценность и уникальность окружающей природы, что способствует воспитанию бережного отношения к ней.
Метод наблюдения — важный и эффективный инструмент для дошкольного обучения, позволяющий детям лучше понимать окружающий мир. Этот метод развивает у дошкольников аналитическое и логическое мышление, способствует обогащению их словарного запаса, воспитывает любознательность и формирует позитивное отношение к процессу познания. Педагогу важно грамотно организовать наблюдения, делая процесс интересным и познавательным для каждого ребенка.
2.2. Рассматривание картин как метод обучения в дошкольном образовании
Рассматривание картин — это значимый метод обучения в дошкольном образовании, который развивает у детей эстетическое восприятие, обогащает их словарный запас и стимулирует творческое мышление. Процесс анализа и обсуждения картин помогает детям развивать наблюдательность, учит их видеть красоту в простых вещах, а также дает им возможность выразить свои чувства и мысли. Метод рассматривания картин является эффективным способом формирования у детей первичных знаний об окружающем мире, истории и культуре.
Цели и задачи метода рассматривания картин
Цели метода рассматривания картин в дошкольном образовании включают :
Развитие эстетического восприятия. Формирование у детей чувства красоты, умения видеть и ценить художественные образы и композицию.
Расширение словарного запаса и развитие речи. Дети учатся описывать увиденное, используя новые слова и термины.
Формирование аналитических способностей. Развитие наблюдательности и способности анализировать изображенные ситуации.
Развитие эмоционально-ценностного отношения к искусству и окружающему миру, пробуждение интереса к культуре.
Задачи включают:
- обучить детей осознанному восприятию изобразительного искусства;
- развивать навыки анализа и синтеза, учить выделять главное, описывать детали и обобщать впечатления;
- помочь детям выразить свои чувства и ассоциации, развивая творческое мышление и воображение.
Преимущества метода рассматривания картин
Метод рассматривания картин имеет ряд преимуществ в дошкольном образовании :
Комплексное развитие детей. Картины дают возможность обсудить сразу несколько аспектов: цвета, формы, сюжеты, эмоции и культурные особенности.
Эмоциональное развитие. Процесс рассматривания картин побуждает детей к переживанию, помогает развивать эмоциональную сферу, формирует способность к эмпатии.
Развитие наблюдательности и восприятия. Рассматривая картину, дети учатся замечать детали, выделять интересные фрагменты и анализировать их.
Простор для творческого мышления. Картины стимулируют фантазию детей, позволяют им придумывать истории, продолжения сюжета, интерпретировать события.
Виды картин для рассматривания в дошкольном образовании
Выбор картины для рассматривания зависит от возраста детей и образовательных задач. Используемые картины можно условно разделить на следующие категории:
Художественные произведения классических художников (например, Айвазовский, Левитан, Ван Гог). Они дают детям возможность познакомиться с культурой и историей искусства.
Детские иллюстрации. Это могут быть иллюстрации к сказкам или детским книгам, которые дети уже знают, что помогает создать положительное отношение и доверие к процессу.
Тематика, связанная с природой. Пейзажи, изображения животных и растений развивают у детей интерес к природе, учат наблюдательности.
Картины с социальной тематикой. Изображения людей в различных ситуациях (например, картины о профессиях) способствуют развитию у детей социального восприятия, учат понимать повседневные и трудовые процессы.
Этапы работы с картиной в дошкольном образовательном процессе
Работа с картиной включает несколько этапов, каждый из которых направлен на достижение конкретных образовательных целей и задач.
Подготовительный этап.
Задачи педагога: подготовить картину, кратко рассказать детям о сюжете, если это необходимо.
Методы : заинтересовать детей, задать вопросы на актуализацию темы картины, кратко рассказать о художнике.
Основной этап — наблюдение и анализ.
Педагог задает детям вопросы: «Что изображено на картине?», «Какие цвета использованы?», «Что делает человек (или животное) на картине?».
Задачи: развивать у детей навыки наблюдательности и анализа, учить выделять основные объекты и события на картине, описывать их.
Методы : вопросы на наблюдение, стимулирование описания и анализа картины, обсуждение деталей изображения.
Этап эмоционального осмысления.
Задачи педагога: помочь детям выразить свои чувства и переживания по поводу увиденного.
Методы : педагог предлагает детям поделиться впечатлениями, задать вопросы: «Какое настроение у этой картины?», «Как ты думаешь, о чем думал художник?», «Какое настроение вызывает у тебя картина?».
Дети учатся выражать свои эмоции, описывать собственные впечатления.
Заключительный этап — творческое закрепление.
Педагог предлагает детям нарисовать собственную картину по мотивам увиденной или придумать историю, связанную с сюжетом.
Дети могут выполнить творческую работу, например, нарисовать понравившуюся деталь картины или рассказать, что могло бы произойти дальше.
Этот этап способствует закреплению впечатлений и делает процесс рассматривания картины более осознанным и продуктивным.
Роль педагога в организации работы с картинами
Выбор и подготовка картины. Педагог тщательно подбирает картины, которые соответствуют возрасту и уровню развития детей. Картина должна быть интересной, но не слишком сложной для восприятия.
Формулировка вопросов. Важно правильно формулировать вопросы, которые помогут детям понять и описать увиденное. Вопросы должны быть направлены на разные аспекты восприятия: от описательных (Что ты видишь) к аналитическим (Почему это может происходить).
Поддержание эмоционального настроя. Педагог способствует созданию эмоциональной атмосферы, поддерживает интерес детей и помогает им выразить свои чувства и переживания.
Закрепление впечатлений. После обсуждения педагог дает детям возможность закрепить впечатления через творческую деятельность (рисование, рассказывание, сочинение истории).
Примеры использования картин в работе с дошкольниками
Пейзажи. Рассматривание пейзажей развивает у детей эстетическое восприятие природы. Педагог может предложить детям обсудить, какая это пора года, какое настроение передает картина, какой запах или звук они себе представляют.
Сюжетные картины. Сюжетные картины помогают детям понять социальные и бытовые ситуации. Рассматривая картину, где изображена семья за столом или дети, играющие во дворе, дети могут рассказать, что делают персонажи, почему они это делают.
Картины с изображением животных. Такие картины побуждают детей к обсуждению поведения животных, их привычек и среды обитания, помогают развить уважение и бережное отношение к природе.
Применение метода в зависимости от возраста детей
Младшая группа (3-4 года). Для младшей группы выбираются картины с яркими, крупными изображениями, с простыми сюжетами. Педагог задает простые вопросы, помогает детям описывать основные элементы.
Средняя группа (4-5 лет). Дети начинают обсуждать картины с более сложными сюжетами. Педагог вводит вопросы на анализ настроения, мотивирует детей придумывать истории на основе увиденного.
Старшая группа (5-6 лет). В этом возрасте дети уже могут обсуждать картины более подробно, описывать детали, выражать свое отношение к изображенному. Педагог помогает развивать аналитические и логические способности.
Метод рассматривания картин в дошкольном образовании способствует развитию у детей эстетического вкуса, аналитического мышления и способности к самовыражению. Педагог, работая с картинами, помогает детям развивать речь, эмоциональную сферу и познавательные способности, а также закладывает основы для их творческого развития. Рассматривание картин как метод обучения — это не просто знакомство с произведениями искусства, но и возможность для ребенка увидеть мир глазами художника, выразить свое восприятие и сформировать ценностное отношение к окружающему миру.