Базик Ольга
Наглядно-действенное мышление. Метод фокальных объектов в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мышление рождается из действия. В младенчестве и раннем возрасте оно неотделимо от действия. В процессе манипулирования с предметами ребенок решает различные мыслительные задачи. К примеру, играя со сборно-разборными игрушками типа головоломок, пирамидок, матрешек, ребенок практически, методом проб и ошибок ищет принципы их разборки и сборки, учится учитывать и соотносить между собой величину и форму различных деталей. К пяти-шести годам дети обучаются совершать действия в уме. В качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы-представления. Чаще всего дети представляют наглядный, зрительный образ предмета. Поэтому мышление ребенка-дошкольника называют наглядно-действенным.
Публикация «Наглядно-действенное мышление, Метод фокальных объектов в развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Очень важным для развития мышления являются задания на исследование образа-представления. К пяти годам дети обучаются расчленять представление на отдельные части, анализировать контуры предметов, сопоставлять похожие предметы между собой и находить сходство и различие.
Один из методов развития наглядно-действенного мышления является Метод фокальных объектов. Рассмотрим его подробнее. Название метода произошло от глагола "фокусироваться". В переносном смысле это означает, что мы концентрируем свое внимание на каком-то объекте, который нужно изучить или усовершенствовать. Он предстает перед нами как в фокусе объектива фотоаппарата - четко и ясно, в самых разных своих проявлениях.
Произвольно выбираем несколько других объектов и называем их. Желательно, чтобы это были предметы, хорошо знакомые ребенку. Затем мы "примеряем" признаки этих предметов к нашему объекту. Неожиданные сочетания этих признаков с изучаемым объектом позволяют его рассмотреть с разных, порой необычных сторон. Новые ракурсы рассмотрения позволяют глубже понять его особенности, открыть новые и интересные свойства.
Допустим, мы хотим изучить понятие "река. " Его мы будем сочетать со свойствами любого предмета домашнего обихода. Например, молоток. Назовем признаки молотка: маленький, железный, большой, тяжелый. Теперь соединяем каждый из названных признаков молотка со словом река. Железная река-это может быть расплавленная сталь на заводе. Большая река - ребенок называет самые большие реки, которые он знает. Тяжелая река - так называют свои маршруты водные туристы, работники речного транспорта. Мы видим, что метод фокальных объектов погружает ребенка в ситуацию исследования, пробуждает познавательную активность, интерес к объекту.