Наталья Жданова
Национально-региональный компонент в ДОУ
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Северяночка»
Консультация для родителей
«Внедрение национально-регионального компонента в ДОУ»
Подготовила:
воспитатель Жданова Н. Ю.
п. Нижнеангарск
2018 г.
Национально-региональный компонент в ДОУ
Сегодня современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение национально-регионального компонента в процесс развития ребенка.
Публикация «Национально-региональный компонент в ДОУ» размещена в разделах
При составлении образовательных программ дошкольного учреждения второй частью рекомендован национально-региональный компонент. Этот компонент каждое учреждение для себя определяет самостоятельно, учитывая тип учреждения, специфику организации образовательно-воспитательной деятельности педагогического коллектива. В связи с этим, проблемы, связанные с определением содержания и путей реализации национально-регионального образовательного компонента представляется весьма важной как с теоретической, так и с практической точки зрения.
Национально-региональный компонент – это, во-первых, реальная форма функционирования федерального стандарта в конкретном регионе; во-вторых, он выполняет в образовательном процессе ряд очень важных функций и обладает определё нными дидактическими и воспитательными возможностями:
- обеспечивает единство и преемственность содержания образования в рамках региона и Российской Федерации, решая задачу целостности образовательного пространства;
- способен формировать новое мышление человека на основе целостного представления о мире, природе, человеке;
- позволяет использовать идеи индивидуально-личностного обучения;
- создаёт условия для возрождения национальной культуры, воспитания патриотизма;
- способствует адаптации к окружающей социальной и природной среде в условиях региона;
- формирует региональную общность людей.
Включение национально-регионального компонента в образовательный процесс позволяет решать педагогам следующие задачи:
1. Воспитывать нравственные качества личности ребё нка: доброты, отзывчивости, способности сопереживать, любви к Родине, гордости за неё.
2. Побуждать детей к изучению истории и настоящего родного края.
3. Расширять объё м знаний об искусстве: формировать умения отличать национальное своеобразие декоративно-прикладного, изобразительного искусства, его характерные особенности.
4. Формировать умения и навыки для самостоятельной художественной деятельности.
Пластилинография «Бурятский орнамент»
5. Развивать произвольное внимание, восприятие, память, воображение, мышление, развивать эмоциональную отзывчивость, умение сосредоточиться.
6. Стимулировать речевую активность детей, совершенствовать лексико-грамматический строй речи, развивать её семантическую сторону, совершенствовать коммуникативные навыки.
7. Организовать плодотворное сотрудничество детского сада и семьи по организации воспитания и обучения детей на национально-региональной основе.
Какие пути реализации национально-регионального компонента в ДОУ наиболее оптимальны? Обозначены наиболее приоритетные на сегодня направления деятельности дошкольных учреждений в рамках реализации общей проблемы национально-регионального компонента. Это:
• интегрирование национально-регионального компонента в учебно-воспитательный процесс старших дошкольников;
• кружковая работа, в программе которой могут быть обозначены различные узкие направления (сказки, театр, туризм, музей и т. д.)
Обыгрывание бурятской народной сказки
«Волшебные рога Огайло»
Обогащая круг представлений о родном крае, мы не только решаем задачи познавательного развития, но и способствуем быстрейшему овладению правильной речью. Наиболее эффективной формой работы является использование методов проблемно-поискового развивающего характера: исследования, опытно-экспериментальной деятельности, метод проекта, экскурсий - поисков, бесед, комплексных занятий. Метод диалога является основным в процессе всех видов занятий.
Включение национально-регионального компонента в учебно-воспитательный процесс несёт познавательную, воспитательную и развивающую функции. Знакомство детей с родным краем позволит сформировать нравственно-патриотический компонент в базисных характеристиках личности ребё нка-дошкольника:
• интерес к людям родного края, их профессиям, уважение к их труду, любовь к природе родного края, неравнодушие к экологическим проблемам города, желание принимать посильное участие в экологических природоохранных мероприятиях;
• интерес к истории родного края, желание заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;
• интерес и уважение к культуре и традициям бурятского народа;
• интерес детей к своему ближайшему окружению: к родному дому, семье, детскому саду, улице, городу, республике;
• восприятие людей другой культуры, других традиций, выделяя в них существенные отличия и одновременно находя в них общечеловеческие ценности: доброту, дружбу, честность, любовь, трудолюбие, справедливость, взаимопомощь.
Экскурсия в историко-краеведческий музей
Экскурсия в эвенкийский музей