Любовь Федотова
Наблюдение с детьми старшей группы за инеем
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдение с детьми старшей группы за инеем
Задачи:
- расширить знания детей о зиме;
- углубить знания об инее, как явлении природы; способствовать установлению причинно-следственные связей на основе понимания зависимости образования инея от холодной погоды;
- развивать у детей наблюдательность, интерес к явлениям природы.
Предварительная работа:
наблюдения во время прогулок за изменениями, происходящими зимой.
1. Вводная беседа (в группе).
Публикация «Наблюдение с детьми старшей группы за инеем» размещена в разделах
- Иней. Наблюдения за инеем на прогулке
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Воспитатель: Скажите, ребята, на что вы сегодня обратили внимание, когда шли с родителями в детский сад. (ответы детей - очень красиво, все белое)
Воспитатель:Но, сейчас, зима и на улице лежит снег, поэтому все белым – бело (ответы детей - а сегодня как – то по – другому). Давайте мы с вами отправимся на улицу, чтобы рассмотреть, что же изменилось на улице и так нас заинтересовало.
2. Основная беседа (на улице).
Воспитатель: Внимательно посмотрите вокруг. Что вы заметили.
Дети: Все деревья стоят белые, цвета веточек почти не видно. Белым снегом покрыто все!
Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим веточку поближе.
Дети: Она вся покрыта как – будто иголочками.
Воспитатель: Кто знает, как называется это явление природы?
Дети: Может это снег такой? Но, почему?
Воспитатель: Это иней. Вспомните, какая погода была вчера?
Дети: Вчера было теплее.
Воспитатель: А сегодня?
Дети: Очень холодно.
Воспитатель: Вчера на улице был ноль градусов, а сегодня сразу минус пятнадцать. Поэтому и иней образовался. Как вы думаете, что такое иней?
Дети: Это такие снежинки.
Воспитатель: А снежинки – это….?
Дети: Вода, которая замерзает.
Воспитатель: А когда образуется иней?
Дети: Когда холодно.
Воспитатель: Иней бывает, когда после теплой погоды ударит мороз и на всем осядут пары воздуха в виде кристаллов снега. Что мы можем сказать про иней?
Дети: Пушистый, блестящий, мягкий, колючий, искристый, серебристый.
Воспитатель: Вот сколько слов подобрали к инею. Попробуйте прикоснуться ладошкой к веточке, покрытой инеем (прошу ребенка, что произошло с веточкой и ладошкой?
Дети: Ладошка стала мокрой, а иней исчез.
Воспитатель: А куда исчез иней?
Дети: Он растаял.
Воспитатель: Да, иней растаял под действием тепла руки. Давайте попробуем сами сделать иней. На веточку, с которой предварительно смахнули иней и протерли ладошкой, подышали и оставили до конца беседы. (В конце беседы обратили внимание на нашу веточку – она начала покрываться инеем)
Воспитатель: А как вы думаете, может появиться на предметах иней, если дует ветер?
Мнения детей разделились. Одни говорили, что для образования инея нужна только холодная погода после сравнительно теплой, а ветер – это все равно. Другие утверждали, что с ветром не будет образовываться иней. Мы решили это проверить. Взяли лист черного картона (прихватила заранее) и потрясли веточки.
Воспитатель: Что мы видим?
Дети: Иней слетает с веточек, значит, при ветре иней не сможет образоваться на предметах, его сдувать ветер будет.
Воспитатель: А теперь, давайте по внимательнее рассмотрим кристаллики, которые слетели с веток. На что они похожи?
Дети: На треугольники, колючки.
Воспитатель: Оглянитесь вокруг еще раз, обратите внимание на деревья. Как они красивы! Легкой пуховой цепью окутаны и опутаны ветки деревьев, кустарников. Деревья замерли как сказочные исполины.
А какое дерево или куст вам больше понравилось и чем (почему? Ответы детей.
Воспитатель: Давайте проверим народные приметы: если ночью появился иней, то днем снег не будет идти. А сейчас я вам загадаю загадку и, думаю, вы ее сразу отгадаете:
Он сияет, серебрится,
И на солнышке искрится,
Белоснежной бахромой
Украшает лес зимой. (иней)
Воспитатель: Молодцы. А сейчас посмотрите еще раз на наши березки.
Кружевными арками согнулись под тяжестью инея веточки березок. Их тонкие веточки с белой бахромой похожи на узорное вязание, которое вяжет сказочный чародей. Березки наши как будто из сказки, из какого- то сказочного королевства. Попробуйте представить, кто в таком красивом сказочном королевстве может жить? Кто «заморозил» деревья?
Ответы детей. Мы решили придумать продолжение про сказочное королевство уже в группе, но это уже другая история и другое занятие.