Ирина Кривовичева
Наблюдение на прогулке «Снег»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать знания детей о снеге, его свойствах.
Задачи: уточнить и расширить знания детей о снеге, его свойствах;
развивать мышление, наблюдательность, интерес к зимним явлениям неживой природы; способствовать развитию умения делать выводы;
воспитывать у детей любовь к природе, эстетические чувства.
Ход наблюдения.
Воспитатель предлагает детям полюбоваться зимним пейзажем. Обращает внимание детей на большие сугробы снега, блестящие на солнце днем. Кустарники накрылись остроконечными и круглыми шапками. У некоторых деревьев ветки напоминают причудливые оленьи рога, у других кружево.
Публикация «Наблюдение на прогулке „Снег“» размещена в разделах
Как красиво сказал об этом времени года А. С. Пушкин:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
-Дети, какое у нас сейчас время года? Верно, зима.
-Какой идет месяц зимы? (январь). В народе говорят, что январь – корень зимы.
-Отгадайте загадку: «Скатерть бела, все поле одела» (снег).
-Вот еще загадка: «На всех садится,
Никого не боится.» Что это? (снег).
-Снег никого не боится и ничто его не может остановить. И ложится он куда захочет. Куда ложится снег? (на дома, деревья, людей, землю, машины).
-Что можно сказать про снег, какой он?
Дети-снег бывает : белый, холодный, блестящий, пушистый, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т. д.
-Снег часто меняет цвет зимой. Какого цвета он бывает?
Дети-то белый, то голубой, то синеватый или желтый в зависимости от освещения.
-Какие защитные свойства у снега? (сохраняет тепло, согревает землю от промерзания).
-Как образуется снег?
Дети- из всех водоемов, рек и озер - испаряется вода, пар поднимается высоко в небо, охлаждается, преобразуется в маленькие ледяные кристаллы, которые соединяется друг с другом, образуя шестигранные снежинки. Затем выпадает из темных снеговых туч.
-Проблемный вопрос: снег белый, можно утверждать, что он чистый? (нет, падая, снежинки собирали все, что находилось в воздухе-пыль, сажу).
-Можно такой белый снег есть? (нет). Почему? (ответы детей).
-Правильно, если есть холодный грязный снег, может заболеть горло и живот.
Словесная игра «Хорошо – плохо» (о снеге).
-Перечислить, когда снег - хорошо (можно делать снежные постройки, лепить снеговика, можно кататься на санках, лыжах, согревает землю от промерзания).
- Снег - плохо (летит в глаза, холодно, мешает идти, если с крыши упадет снег – может нанести травму)
-Как называется сильный ветер со снегом? (метелью)
В метель идти или ехать нельзя: можно сбиться с дороги и замерзнуть. Надо переждать непогоду.
-Вы слышали, как воет метель?
Дети - У-у-у, у-у-у…
-Как называется слабый ветер со снегом? (поземкой)
-В мороз снег поскрипывает под ногами. Снег — это много-много снежинок.
- Почему скрипит снег? (Это ломаются лучики снежинок).
Предложить, молча походить по снегу и послушать, как он скрипит.
-Кто знает, как называется явление, когда много падает снега?
Дети-это явление называется СНЕ-ГО-ПАД. (повторить вместе, индивидуально)
-Давайте устроим снегопад.
«На полянку, на лужок, тихо падает снежок
Падают снежинки, белые пушинки
Полетели, понеслись и на землю улеглись,
Тихо спят снежинки, белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок, закружился наш снежок.
Кружатся снежинки, белые пушинки»
-Какой у вас замечательный снегопад получился!
Исследовательская деятельность.
Понаблюдайте, где быстрее тает снег – на варежке или руке. Почему? Что образуется из снега?