Наталья Викторовна Удовыченко
Игры и упражнения для развития речеслуховой и слуховой памяти
Речеслуховая память отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение информации, переданной через речь. Для развития этой памяти можно использовать различные игры и упражнения.
«Повтори и продолжи». Ребёнок называет слово, следующий участник повторяет его и добавляет новое. Варианты игры : составление рядов из слов одной обобщающей группы, из определений к существительному или из тематических групп.
Публикация «Игры и упражнения для развития речеслуховой и слуховой памяти» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры и пособия
- Слуховая и звуковая память. Игры, дидактические пособия
- Темочки
«Запоминай и выполняй». Ребёнку предлагают запомнить несколько простых действий и выполнить их, не нарушая последовательность. Например: «Встань, положи руки на плечи, подойди к стулу, возьми мяч, сделай шаг вперёд».
«Добавь что-то своё». Ведущий говорит, например: «Я положил в чемодан полотенце». Ребёнок должен повторить и добавить что-то своё : «Я положил в чемодан полотенце и халат». Третий игрок снова повторяет и добавляет ещё что-то, и так далее.
«Магазин»
Вы можете послать ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 1—2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5 —7. В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди могут быть и дочкой (или сыном, и мамой (или папой, и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Продукты», «Овощи», «Игрушки» и другие.
Для детей лучшей формой упражнений на развитие слуховой памяти
является игра. Именно во время игры дети воспринимают намного
лучше и больше информации. Для улучшения слуховой памяти
нужно выполнять следующие упражнения :
Упражнение «10 пар» — для его выполнения нужно заранее подготовить десять пар слов, которые связаны по смыслу, к примеру: кровать — подушка, кошка —мышка, солнце — лучик, день — ночь, ботинки — шнурки, конфеты — фантики, дерево — листик, тетрадь — ручка, лисичка — норка, книга — знание. Затем нужно выразительно, эмоционально и в медленном темпе трижды прочитать ребенку все словосочетания. На четвертый раз прочесть только первые слова, а малышу нужно вспомнить подходящие к ним.
Упражнение «сделай как я» — для этого нужно взять несколько предметов
(бумага, 2 стакана воды, скотч, ручка, ложки) и попросить ребенка закрыть глаза. Затем проделать действия с предметами издавая при этом характерные шумы. Ребенку нужно будет повторить эти звуки с нужными предметами.
Упражнение «Что это было?» — упражнение проводят в игровой форме. Для выполнения нужно заранее подготовить запись на диктофоне или скачать в интернете звуки дождя, прибоя, птиц, грома, потрескивания горящих дров и другие. Включать ребенку поочередно каждую запись и попросить угадать, что это было, показать это в маленькой сценке-рассказе.
Упражнение «Ощути ритм» — наиболее элементарное упражнение. Нужно при помощи пальцев, палочки или карандаша выстукивать определенный ритм, а затем попросить ребенка повторить его.
Через 2-3 недели вы заметите, что ваш ребенок стал запоминать лучше. Успехов в развитии памяти и речи. Играйте с удовольствием!