Алла Саламатина
Мы учимся считать
▼ Скачать + Заказать документы
Мы учимся считать
Дорогие наши мамы, мне хочется рассказать, Вам сегодня какие требования предъявляются к математическим понятиям. Чему и как учить ребенка, развивая в нем математические умения и навыки. Ведь развивая данные умения и навыки ребенок учится думать, правильно отвечать на вопросы, а следовательно у него развивается логическое мышление, речь, память и внимание, которые так необходимы в школе. Развитие математических навыков, это довольно сложный, целенаправленный, последовательный и систематический процесс. Все знания ребенок получает постепенно с усложнением, нельзя перепрыгивать от простого к сложному, так как это не понятно будет ребенку. То есть, не усвоив более легкого материала, ребенок не может понять более сложного.
Публикация «Мы учимся считать» размещена в разделах
Понятие величины.
Так с чего же мы начинаем обучать ребенка? Мы обращаем его внимания, что нас окружает множество разных предметов, одни большие, а другие маленькие. НАПРИМЕР: Мама большая, а ты маленький. А кто еще большой? … У папы кружка большая, а у тебя? Посмотри какие маленькие твои тапочки, а мамины …
Так ребенок постепенно осваивает понятие большой – маленький. Постепенно мы начинаем вводить в речь ребенка такие понятия величины как высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий, толстый – тонкий. Нельзя вводить в речь ребенка сразу все понятия величины, он просто запутается в них. Только после того, как ребенок усвоит два противоположных понятия величины, мы начинаем говорить о следующем.
Количественные представления.
Одновременно с введением понятия величины мы обучаем ребенка количественному представлению. Многие родители говорят, что их дети умеют считать до 5 или 10. А когда начинаешь заниматься с ребенком, то видишь, что счет у ребенка механический, он рассказывает его как выученное стихотворения, а пользоваться счетными операциями не может. Он не может посчитать, сколько перед ним лежит предметов, хотя ребенок пересчитывает их, он просто механически считает без обобщения.
Вводя количественные представления, мы также обращаем внимание ребенка, на то, что нас окружает много разных предметов, но следует обратить внимание на предметы какой-то одной группы. НАПРИМЕР: Посмотри, сколько яблок лежит в вазе, их много. Возьми одно яблоко. Сколько яблок ты взял? … Посмотри, а сколько их лежит в вазе? … Давай папе дадим одно яблоко, дедушки одно яблоко и так далее. Посмотри, было много, а теперь нет яблок, куда они делись? … Сколько мы яблок дали папе, дедушке и так далее.
Вводя в речь ребенка количественные понятия, мы учим его соотносить количество с числом пальцев, хорошо если одновременно ребенку будет показана и цифра. Одно яблоко, один палец, цифра 1. Показывая ребенку один палец или цифру 1, можно сказать, возьми вот столько.
Когда ребенок освоит понятие один, мы вводим следующее число два, цифру 2. Мы учим ребенка, брать два предмета. Сравнивать две группы предметов, по количественному составу раскладывая их парами. НАПРИМЕР: 2 треугольника и 1 квадрат. Положим парами квадрат, треугольник, а одному треугольнику пары нет, значит треугольников больше, а квадратов меньше. Сделай так, чтобы треугольников и квадратов было поровну. Что надо сделать? Надо добавить один квадрат или убрать один треугольник. Обратите внимание, что вы сделали с ребенком, сколько добавили или убрали, сколько при этом получилось. Был 1, добавили 1, стало 2, или было 2, убрали (убавили) 1, осталось 1. 1 меньше, 2 больше. Больше на 1, так как мы добавили 1, или меньше на 1, так как мы убрали 1.
Постепенно мы вводим следующие числовые понятия, сравниваем их с предыдущими и последующими. Обращаем внимание, как у нас получились числа 2, 3 и так далее. Что они идут друг за другом, какое число или цифра, стоит впереди, а какое позади. Сначала мы учим добавлять или убавлять по 1 предмету, потом по 2 и так далее.
Решаем задачи.
Так мы постепенно переходим к решению задач. Сначала ребенок должен выслушать условие задачи, потом с помощью геометрических фигур выложить условие, а уже потом составить решение задачи при помощи цифр и знаков.
Задача на сложение. На дереве сидело два воробушка и одна синичка. Сколько птичек сидело на дереве?
Сколько воробушков сидело на дереве? Положи столько же желтых кружочков, сколько воробушков сидело на дереве.
Сколько синичек сидело на дереве? Положи столько же синих кружочков, сколько синичек сидело на дереве.
Сколько воробушков сидело на дереве? Положи нужную цифру.
Сколько синичек сидело на дереве? Положи нужную цифру.
Какой знак надо поставить между ними?
Какой знак мы поставим после примера?
Посчитай, сколько птичек сидело на дереве. Какую цифру нам надо поставить?
Давай вспомним условие задачи.
Давай вспомним вопрос. А теперь ответь на вопрос задачи. Сколько птичек сидело на дереве? Добивайтесь, чтобы ребенок отвечал полным вопросом. Три птички сидело на дереве.
Обратите внимание ребенка, что если мы переставим местами 1 и 2 в примере, ответ не изменится. Покажите это на геометрических фигурах.
Задача на вычитание. В гараже стояло три машины, одна уехала. Сколько машин осталось в гараже?
Сколько машин осталось в гараже?
Сколько машин уехало?
Положи столько же кружочков, сколько машин стояло в гараже.
Убери столько кружочков, сколько машин уехало.
Сколько машин осталось в гараже? Добивайтесь полного ответа.
После этого выкладывайте пример.
Задача на сравнение. У ежика в корзинке 3 грибочка, а у белочки два. У кого грибочков меньше?
Сколько грибочков в корзинке у ежика?
Положи столько же желтых кружочков, сколько грибочков в корзинке у ежика.
Сколько грибочков у белочки?
Положи столько же синих кружочков, сколько грибочков у белочки.
Обратите внимание ребенка, что, кружочки раскладываем парами, желтый кружок с синим.
У кого грибочков меньше?
Сколько грибочков у ежика в корзинке, положи нужную цифру.
Сколько грибочков у белочки, положи нужную цифру.
У кого грибочков меньше, какой знак мы поставим?
Какая цифра меньше?
Игры с цифрами.
Постепенно ребенок запоминает цифры, соотносит их с нужным количеством предметов. Но ему также необходимо знать: какая цифра больше, а какая меньше. Какое место в ряду она занимает; кто её соседи. Здесь можно предложить ребенку расставить цифры по порядку, найти соседей цифры. С помощью цифр, мы учим ребенка обратному счету. Ребенок должен уметь раскладывать цифры, начиная с любой, продолжить ряд или поставить предшествующие цифры в правильном порядке.
Знакомство с геометрическими фигурами.
Одновременно с понятиями много – мало, большой – маленький, мы начинаем знакомить ребят с геометрическими фигурами и формами. В первую очередь происходит знакомство с круглыми предметами – шарик, мячик. Предложите ребенку прокатить шарик и кубик, спросите его, почему шарик можно катать, а кубик нет. Если ребенок не сможет сам догадаться, объясните ему что шарик можно катать, он катится, потому что он круглый. Кубик не катится, ему мешают уголки.
Обращаете внимание ребенка, что на рисунке шарик похож на круг, а сторона кубика на квадрат. Вводите в речь ребенка такие понятия как круглый, квадратный. Ищете с ребенком в окружающем пространстве предметы похожие на круг и квадрат, на шар и куб. Постепенно в речь ребенка вводятся понятия треугольник, прямоугольник, овал, четырехугольник, многоугольник и объемные понятия, конус, параллепипед, призма.
Когда ребенок запомнит геометрические фигуры, его необходимо научить сравнивать их между собой по цвету, форме, величине. То есть мы обращаем внимание ребенка, что фигуры одинаковым цветом, но разной формы. С ребенком можно поиграть в такие игры как:
«Найди отличие» - ребенку предлагается 2 фигуры для сравнения. Он должен сказать, чем они отличаются: цветом, формой или размером. Сначала для сравнения дается 1 признак, а потом 2 – 3.
«Четвертый лишний» - ребенку предлагается 4 фигуры, 3 из которых похожи, а одна отличается. Вы раскладываете фигуры перед ребенком в разной последовательности, а он должен сказать какая фигура лишняя и почему. НЕПРИМЕР: 3 красных квадрата и 1 желтый или 3 круга и 1 треугольник и так далее.
Учимся ориентироваться в пространстве и на плоскости.
К математическим понятиям также относятся понятия вверху – внизу, справа, - слева. Сначала мы учим ребенка, ориентироваться в собственном теле. Малыш должен знать, где у него находится правая – левая рука, нога, ухо, глаз. Дальше мы учим ребенка, ориентироваться в пространстве, что находится от ребенка справа – слева, вверху – внизу, спереди – сзади.
Также следует учить ребенка ориентироваться на плоскости. Для этого можно взять лист бумаги и раскладывать различные картинки по разным углам. Хорошо сделать большой квадрат, состоящий из 9 квадратов. У него есть квадратики находящиеся вверху – внизу, справа – слева и в середине. С этим квадратом, очень много разных игр.
1 игра. Вы говорите ребенку, где должна лежать картинка, а ребенок должен найти это место и положить туда картинку. НАПРИМЕР: Пирамидка лежит верхнем правом квадратике (углу, зайчик в нижнем левом, в середине лежит мячик. Внизу под мячиком машинка и так далее.
2 игра. Вы раскладываете разные картинки и предлагаете ребенку найти нужную картинку. НАПРИМЕР: Дай мне картинку которая лежит между мишкой и машинкой, выше машинки, или вверху справа и так далее.
3 игра. Вы раскладываете разные картинки и предлагаете запомнить ребенку, что лежит. Затем закрываете квадрат, а ребенок называет, что там лежало.
4 игра. Вы раскладываете разные картинки и предлагаете запомнить ребенку, что где лежит. Затем убираете картинки с карты, а ребенок должен разложить из по своим местам.
5 игра. Вы берете коробочки с тремя разными геометрическими фигурами. Играете также как в первом варианте игры, только с тем учетом, что в каждом ряду и каждом столбике не должно лежать одинаковых геометрических фигур. Когда ребенок разложит 8 фигур, предложите ему подумать, какой фигуры не хватает. Если ребенок не может догадаться, обратите его внимание, что в каждом столбике и каждом ряду нет одинаковых фигур.
Когда ребенок хорошо поймет правило игры, постепенно можно не докладывать 2, 3 – 6 фигур. А когда игра будет хорошо освоена, можно предложить разложить фигурки самостоятельно.
Если ребенок хорошо справляется с квадратом из 9 квадратиков, уму можно предложить поиграть с квадратом из 16, а потом из 25 квадратов.
6 игра. Разложите цифры от 1 до 9 в квадратики хаотично и предложите ребенку найти цифры по порядку и назвать их. Можно разложить знакомые буквы и предложить ребенку найти их.
Игры с этими квадратами научат ребенка не только ориентироваться на плоскости, но они также развивают внимание, память, логическое мышление и речь ребенка.
Рекомендации.
Мне бы хотелось порекомендовать Вам, дорогие мамы, изготовить для занятий с детьми дома, пеналы из 6 спичечных коробков. В них должны быть геометрические фигуры. Цвет их должен быть с одой стороны один, а с другой стороны дугой. Это должны быть круги, овалы, треугольники, квадраты и прямоугольники, всех по 10 штук. Каждая фигурка должна лежать в своем домике. А в 6 коробочке положите цифры от 0 до 10, знаки плюс, минус, равно, больше, меньше.
С помощью этих пеналов вы научите ребенка сравнивать и называть цвет и форму фигуры, научите отсчитывать нужное количество предметов, сравнивать 2 группы предметов по количественному составу, научите решать задачи.
Мне бы хотелось пожелать вам успехов в воспитании детей и развитию у них математических способностей.