Ангелина Ганаева
Семёнова Татьяна Васильевна «Мы против!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
– воспитание нравственно-патриотических чувств.
Задачи:
– расширять знания о событиях Великой Отечественной войны и формировать чувство гордости за народ освободитель и представления о том, какой ценой была достигнута Победа, насколько трудными были военные годы на фронте;
– развивать творческий потенциал, образное мышление, воображение, память, умение эмоционально выражать свои чувства.
– воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение к ветеранам Великой Отечественной войны, гордость за защитников Отечества;
Предварительная работа:
Публикация «Семёнова Татьяна Васильевна „Мы против!“» размещена в разделах
– беседы с детьми и чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне;
– рассматривание иллюстраций, фотографий на военную тематику;
– экскурсии к памятникам боевой и трудовой славы;
– прослушивание музыкальных произведений и песен военных лет;
– посещение мемориального музея военного и трудового подвига 1941-1945 гг.
Материалы к занятию:
демонстрационный: слайдовая презентация, «сундук памяти», письма-треугольники, почтовый конверт, репродукции картин военных лет, магнитная доска, карта-пазлы, медали ветеранов Великой Отечественной войны, почтовый ящик; предметы военных лет: офицерский планшет;
раздаточный: схемы-чертёж самолётов, строительный материал, шаблоны красных звёздочек, ножницы, рисунки детей посвящённых Дню Победы.
Ход занятия.
(Воспитатель вместе с детьми появляется в зале. Дети встают полукругом лицом к зрителю, на экране мелькают кадры событий военных лет).
В. Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуйте!
В. Сегодня на нашем занятии присутствует много гостей, давайте с ними поздороваемся. (Дети приветствуют гостей).
В. А теперь внимательно слушаем меня. Посмотрите на экран. Я думаю, что глядя на эти кадры, вы уже догадались, о чем мы с вами сегодня будем говорить?
Дети. О войне.
В. Правильно о войне. О войне Великой Отечественной. Вы много знаете о войне: смотрели фильмы, читали книги, слушали рассказы ветеранов.
Скажите, пожалуйста, а почему война называется «Великая»?
Дети. Большая, огромная громадная.
В. Правильно, молодцы. Слово «великая» – означает очень большая, огромная, громадная.
Война захватила большую часть территории нашей страны.
Ребята, скажите, а почему войну называют еще и «Отечественная»?
Дети. Солдаты защищали свое Отечество.
В. Правильно, молодцы. Отечественной она называется потому, что это была справедливая война, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша страна. Пожалуй, нет в нашей стране семьи, которой не коснулась бы война, ведь она унесла 20 миллионов жизней.
В. Вот в этом сундуке хранятся памятные вещи военных лет, а с вещами связаны судьбы людей, которые воевали на фронте. Этот сундук хранится в музее боевой славы нашего детского сада. Давайте заглянем в него и познакомимся, только отнеситесь к этим вещам бережно и с уважением.
(Дети вынимают из сундука письма-треугольники).
В. Вы выбрали самое дорогое – письма с фронта. 4 года шла страшная война, и все эти годы солдаты не забывали своих родных, которые ждали их дома. Писали в перерывах между боями. Иногда закончить письмо не удавалось и тогда солдат, свернув бумагу треугольником, торопясь писал свой адрес и передавал письмо почтальону.
В. Ребята, а вы знаете, как называлась почта во время войны?
Дети. Полевая.
В. А почему полевая?
Дети. Потому что она была в поле, без адреса.
В. Правильно. У полевой почты не было адреса, и ее местоположение зависело от места боя.
В. Ребята, посмотрите на эти письма и скажите мне, чем они отличаются от современных писем? (В руке воспитатель держит конверт с марками).
Дети. У военных писем нет конвертов, марок и все они треугольной формы.
В. Правильно! Современные письма имеют прямоугольную форму, марки, клеящуюся ленту на обороте.
А теперь возьмите бережно письма в руки и давайте подумаем, о чем писали солдаты родным с фронта?
Дети. Они скучают по дому, как им трудно на фронте, как мужественно они борются с фашистами, что скоро кончится война, и они вернутся домой, и чтобы их не забывали.
В. Правильно. В письмах-треугольниках солдаты писали о боях, которые были трудными, о любви к матерям, о своих заслугах и медалях, а чаще писали и просили: «Мы победим, жди меня, и я вернусь, всем смертям назло….».
В. Посмотрите на репродукцию картины.
(Воспитатель обращает внимание детей на слайд презентации).
В. В поле бронзовая фигура девочки с васильками в руке. Эта девочка – олицетворение спасенного детства. У ее ног – солдатское письмо-треугольник. На нем слова, которые 70 лет назад отправил в письме дочери комиссар полка, майор Дмитрий Петраков. Давайте его послушаем. (Фонограмма письма).
«Моя черноглазая Мила! Посылаю тебе василек…. Представь себе: идет бой, кругом рвутся вражеские снаряды, кругом воронки – и здесь же растет цветок…. И вдруг очередной взрыв… василек сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастерки…. Мила! Папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком».
В. Вот такие письма приходили с фронта. Папа Милы – Дмитрий Петраков – настоящий солдат. Он бился с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха и погиб, защищая жизнь своей дочери. А как вы думаете, как еще можно назвать таких солдат, как Дмитрий Петраков?
Дети. Герои, победители, воины, бойцы.
В. А какие они воины?
Дети. Храбрые, сильные, мужественные, смелые, бесстрашные.
В. Совершенно верно. Воины, победители, герои – они смелые, сильные, храбрые, мужественные, бесстрашные. Это они защищали нашу Родину, когда на нас напали фашисты.
В. Давайте еще заглянем в сундук. (Дети подходят к сундуку и полукругом встают около него. Из сундука достается офицерский планшет).
В. Это, ребята, офицерский планшет моего прадеда. В нем сохранилась военная карта, где отмечены движения войск. Такие карты были у разведчиков, пограничников и у летчиков. И от того, как командиры умели разбираться в них, зависела жизнь солдат. Я хочу вас проверить, хорошо ли вы ориентируетесь на поле боя и как сможете отметить движение войск на карте.
( Игра с картой: воспитатель предлагает детям на магнитной доске из пазлов собрать карту и отметить движение войск).
В. Соберите карту и отметьте движение войск красными флажками.
В. Молодцы, вы хорошо разбираетесь и правильно отметили движение войск! Вы настоящие будущие защитники Родины!
В. А что же еще есть в нашем сундуке?
(Дети достают из сундука военный самолет).
В. Что это?
Дети. Самолет.
В. А кто управлял военным самолетом.
Дети. Летчики.
В. Правильно. Наши летчики бесстрашно защищали небо от врагов. Им приходилось очень трудно: вести самолеты и одновременно бой. Летчики совершали много вылетов в день, и каждый летчик вел счет сбивших самолетов противника, и когда возвращался снова на землю, рисовал красные звезды на фюзеляже самолета.
В. Ребята, я для вас приготовила задание. (На столе строительный материал, цветная бумага красного цвета, ножницы, двухсторонний скотч).
Из строительного материала мальчикам предлагаю по схеме собрать военный самолет, а девочкам вырезать красные звездочки и приклеить на фюзеляж полученного самолета.
Но, для начала, скажите мне, пожалуйста, а знаете ли вы, как назывались самолеты времен Великой Отечественной войны?
Дети. ЯК – 9, МИГ – 17, истребители, бомбардировщики.
В. Правильно. Молодцы! Давайте приступим к заданию. (Дети приступают к выполнению задания).
(После выполнения задания воспитатель задает вопросы детям). Какой самолет у вас получился?
Дети. Ответы детей. (У меня истребитель, у меня штурмовик….)
В. А каких героев-летчиков времен Великой Отечественной войны вы знаете?
Дети. Николай Гастелло, Алексей Маресьев, Виктор Талалихин, Иван Кожедуб. (Если дети затрудняются ответить, воспитатель помогает).
В. Правильно, молодцы! Ребята, скажите, пожалуйста, а чем награждали героев-летчиков, моряков, пограничников?
Дети. Медалями, орденами.
В. Да. За подвиги, за мужество, за храбрость и отвагу наших славных моряков, бесстрашных летчиков и всех воинов героев награждали орденами и медалями.
Давайте подойдем к интерактивной доске и посмотрим, как они выглядели. (Работа с интерактивной доской, рассматривание медалей и орденов).
Орден Красного Знамени – за исключительное мужество, храбрость и самоотверженность во время защиты интересов Отечества.
Орден Красной Звезды – за большие заслуги в деле обороны Союза ССР.
Орден Славы трех степеней – военнослужащие рядового и сержантского состава Красной Армии и медалями.
Медаль «За отвагу» – вручалась за личное мужество и отвагу, проявленные при защите социалистического Отечества и выполнении воинского долга.
Медаль «За боевые заслуги» – награждались военнослужащие за активное содействие успеху боевых действий, укрепление боевой готовности войск, за хорошие успехи в боевой и политической подготовке и прочие заслуги в период прохождения действительной военной службы.
Медаль «За оборону Ленинграда», «За оборону Севастополя», «За оборону Москвы».
В. Во многих семьях есть награды, которых удостоились наши дедушки и прадедушки. Они бережно хранятся как великая память о подвигах тех, кто боролся за мир и победил. Мой прадедушка, тоже был участником Великой Отечественной войны и у него остались медали. Я бережно храню это всё!
(Воспитатель из сундука достает медали, подходит к детям и предлагает их рассмотреть).
В. Вы счастливые дети, потому что родились в мирное время. Но вы не должны забывать о тех, кто дал вам это право – быть счастливыми, и не пожалел своей жизни ради мира на земле.
А сейчас, возьмем рисунки, которые вы нарисовали к празднику Победы и свернем их в письмо-треугольник и отправим в почтовый ящик, а почтальон разнесет их ветеранам Великой Отечественной на День Победы.
(Дети, вместе с воспитателем сворачивают приготовленные рисунки письмом-треугольником).
В. Скажите, что мы можем им пожелать?
Дети. Счастья, здоровья, долгих лет жизни, благополучия, мира, тепла, понимания, уважения.
В. А теперь, давайте пройдем к нашему почтовому ящику и опустим письма…. (Дети проходят к почтовому ящику, отправляют письма и встают полукругом).
В. Ребята, вы, наверное, заметили, что на протяжении всего нашего занятия на стене висят картины с изображением войны.
В. Я предлагаю убрать картины, на которых изображена война!
(Воспитатель первым снимает картину и отправляет ее в историю, за ним тоже самое повторяют дети).
( Дети подходят по очереди и убирают картины и говорят: Нет войне! Мы не хотим войны! Миру Мир! Долой войну! Ясного солнышка! Мирного неба! Пусто всегда будет мир! Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет мама)
В. Вот так мы сегодня с вами выразили протест против войны и внесли свой вклад в дело мира.
Долго шла война. Это 1418 дней и ночей, 20 миллионов погибших. Вы только представьте, если по каждому погибшему объявить минуту молчания, то страна будет молчать 32 года!
Поэтому, ребята, помните!
Через века, через года, – помните!
О тех, кто уже не придет никогда, – помните!
(Звучит музыка, дети уходят.)