Наталия Показий
Мы и наши родители
▼ Скачать + Заказать документы
Нашему детскому саду уже более 30 лет. В учреждении создан слаженный коллектив, готовый решать поставленные перед ним задачи. Детский сад имеет высокий рейтинг в районе и пользуется авторитетом среди родителей
Нас всегда интересовал вопрос социального партнерства с родителями. И сегодня он встал острее, чем прежде. Изменились родители, их ценности и приоритеты. Конечно, все семьи разные. Разные по образованию, по социальному статусу, разные по мировосприятию и отношению к детскому саду.
Публикация «Мы и наши родители» размещена в разделах
Как же сделать так, чтобы объединить усилия родителей и ДОУ, найти такие точки соприкосновения, которые обеспечат качественное развитие ребенка. Как выстроить полноценные отношения между детским садом и родителями, которые удовлетворят всех участников образовательного процесса.
Старший воспитатель и педагог-психолог провели мониторинг по определению уровня готовности родителей детей к сотрудничеству с дошкольным образовательным учреждением.
Проанализировав результаты, мы вывили группы семей по уровню готовности к сотрудничеству, условно их обозначили следующим образом:
1 группа - «Деловые партнеры» : это родители, заинтересованные в сотрудничестве и могут стать, в дальнейшем, единомышленниками. Таких - 30%.
2 группа - «Наблюдатели» : их тактика поведения «чем меньше к ним обращаешься, тем лучше», таких до 50%. Высокий показатель.
3 группа - «Малоконтактные» : родители, которые избегают любого взаимодействия, общения с воспитателем, психологом, их - 20%.
Исходя из данных мониторинга, мы поставили перед собой задачу – число родителей - «Деловых партнеров» должно увеличиваться. Необходимо привлечь к сотрудничеству родителей, заинтересовать и увлечь их совместным решением вопросов развития своего ребенка.
Опасность в себе таит существующий формализм в работе с родителями, который сложился в дошкольном образовании. От любого формального взаимодействия всегда страдает качество. Родительское собрание, попечительские советы, консультации для родителей - недостаточно эффективные формы работы. Они используется только для решения организационных вопросов. Важно не нагружать родителей лекциями и отчетами, а нацелить на вопросы, связанные с самым дорогим в жизни – МОЙ РЕБЕНОК: что я, как родитель хочу, могу и желаю для своего ребенка, к чему готов. Ведь в решении этих вопросов родитель не одинок, есть специалисты, которые готовы прийти на помощь, принять активное участие и организовать совместную деятельность. Необходимо было обогатить родителей умением общаться со своим ребенком.
Современный российский психолог, профессор МГУ, Ю. Б. Гиппернейтер считает, что процесс взаимодействия почти всегда запускается по инициативе подготовленного человека, в нашем понимании – педагога.
Но выяснилось, что не все воспитатели в полной мере владеют технологиями построения и развития взаимодействия с родителями. Педагогика сотрудничества осталась на бумаге, в опыте воспитателей ее нет. Возникла необходимость определить стратегию, работы с персоналом ДОУ и работы с родителями; выстроить систему. Подключили к работе педагога-психолога. Она провела целую серию обучающих семинаров, в которых обсуждались современные формы и методы работы: - семинар-практикум «Растим вместе», о взаимодействие педагогов и родителей;
- игровой тренинг «Если мы вместе», где, педагоги упражнялись в решении практических задач и ситуаций;
- творческая мастерская «Давайте вместе создадим чудо», на которой педагоги разрабатывали советы и практические рекомендации для проведения совместных мероприятий с родителями.
Мы пытались сформировать понимание у воспитателей нужности и важности грамотно выстроенной работы с родителями, доказать, что только от них зависит позитивное отношение родителей к своим детям и к детскому саду в целом.
Необходимость развернуть родителей к себе, наладить контакт через ребенка приняли не все сотрудники ДОУ и не сразу. Многое зависит от личностных качеств педагога, его открытости, контактности, умения слушать и слышать. Но как всегда и бывает, появились педагоги – «звездочки», которые сразу «загорелись», и они помогли «зажечь» других.
В каждой группе внедрялись свои формы работы с родителями, исходя из интересов и возможностей коллектива группы. Основная задача, сделать их разнообразными и эффективными.
На наш взгляд, результативны все формы по совместному творчеству с родителями.
На художественных выставках стали появляться работы, сделанные дома вместе с мамой и папой. Тематика выставок самая разнообразная: «Чудеса осени», «Новогодние фантазии», «Мама мое солнышко», «Олимпийские игры 2014», Фотовыставки «В мире друзей», «Домашние питомцы» другие. С какой гордостью дети подходят к выставке, и рассказываю о том, как они творили все вместе дома!
Укрепляют связи совместное участие в конкурсах:
В районном конкурсе «С чего начинается Родина» - изготовление настольно-печатных игр 1 место заняла семья Королевых, игра «Бородинское сражение». Старшая группа.
В городском конкурсе открыток «С днем рождения маленький принц», 1 место у семьи Бецких, старшая группа.
В международном конкурсе «Птицы сказочной планеты» 1 место заняла семья Пугачевых, средняя группа.
Подготовительная группа занимается историей города и семьи.
Совместно, в издательстве «Петербургиздат», выпущена книга «Давайте познакомимся» (прогулка по родному городу).
Общие эмоции и переживания помогают сплочению. И мы учитывали этот факт в работе с родителями. Например, спортивные праздники, которые проводились в средней группе, организованы таким образом, что в них участвуют семейные команды, которые болеют друг за друга. А в литературной гостиной, в подготовительной группе, по сценарию, мамы поют романсы и читают стихи, а папы играют на гитаре, а так же могут парой пройти тур вальса. При этом каждая семья сидит вместе за отдельным столиком.
Посиделки с бабушками и дедушками - они самые мудрые советчики. Здесь можно и изготовить что-нибудь своими руками и починить, и чаю попить, и поговорить. Тематика может быть любая. Главное помнить: воспитывать ребенка – это жить вместе с ним.
В конце года провели повторный мониторинг, по тем же критериям:
- применение разнообразных форм работы,
- участие родителей,
- результат совместной деятельности оценивался по продукту деятельности совместных форм работы.
Результаты показали, что наблюдается положительная динамика в распределении числа родителе по группам. (См. таблицу 1)
Таблица 1 Результаты мониторинга
Группы родителей В начале года В конце года
Число родителей Формы работы Число родителей Формы работы
«Деловые партнеры» : 32% Не более 4-5 видов 48% 8-9 видов
«Наблюдатели» 48% 34%
«Малоконтактные» 20% 18%
На педагогическом совете были подведены предварительные итоги нашей работы, так как эта работа будет продолжена.
Основные выводы:
1. Используя ресурсы семьи, педагоги стали применять разнообразные формы работы, которые позволяют вовлечь родителей в сотворчество.
2. Сотрудничество с родителями уменьшило проблем во взаимоотношениях, мы стали больше доверять и помогать друг другу. Внимательнее стали слушать друг друга.
Мы стараемся оценивать результаты не по количеству проведенных мероприятий, а по активности родителей, их заинтересованности делами своего ребенка, вовлеченности в жизнь группы и сада. Удается не все и не сразу. Но мы четко понимаем, что только такое партнерство, где все члены команды вовлечены в единое пространство, приносит удовлетворение и позитивные изменения и для детей, и для родителей, и для педагогов группы.