Ирина Дунаева
Музыкотерапия в работе с детьми ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Практическая консультация для педагогов ДОУ
«Музыкотерапия в работе с детьми ОВЗ»
2024 г.
Особое место среди арттерапевтических методик, используемых в коррекционной работе с дошкольниками занимает музыкотерапия. Практический опыт работы средствами искусства показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с разными проблемами в развитии. Как коррекционная методика музыкотерапия отличается от музыкального воспитания целями, способами, технологией.
Публикация «Музыкотерапия в работе с детьми ОВЗ» размещена в разделах
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Музыкальное воспитание — одно из направлений художественного развития, формирования художественной культуры детей, обеспечивающее удовлетворение познавательных потребностей ребенка, расширение общего и музыкального кругозора, знакомство с музыкой как с искусством, развитие музыкально - практических навыков в восприятии, пении, движении, игре на музыкальных инструментах.
Музыкотерапия — один из видов арттерапии (терапии искусством, направленный на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений в развитии ребенка с проблемами, где музыка используется как символическая форма, вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на регуляцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию рефлексивно - коммуникативной сферы ребенка.
По организации и способу воздействия музыкотерапия подразделяется на рецептивную, активную и интегративную.
Основная цель музыкотерапии применительно к ребенку с проблемами в развитии состоит в гармонизации личности через развитие способности самопознания, самовыражения, и связано с продуктивным характером искусства вообще и музыки в частности. В качестве коррекционного механизма рассматривается процесс творчества, познание его новых сторон, создание продукта как источника новых позитивных переживаний ребенка.
Музыкотерапия всегда предполагает катарсис, который осуществляется в процессе музыкального восприятия, представляющего сложнейшую работу чувств, мыслей ребенка, слушающего музыку. И, естественно, что не все дети с проблемами подготовлены к осуществлению такой работы. Применение той или иной формы музыкотерапии как психокоррекционной методики определяется, прежде всего, вариантом и характером имеющегося у дошкольников нарушения, коррекционными задачами и возможностями ребенка.
Наиболее сенситивным периодом для использования музыкотерапии в коррекционной работе с дошкольниками с проблемами оказывается возраст 6 —7 лет, а в отдельных случаях 5—6 лет. Это определяется также и тем, что в это время у ребенка уже сформированы основные речевые, двигательные навыки, а также навыки, связанные с художественной, музыкальной деятельностью, которые могут быть использованы в сеансах рецептивной, активной и интегративной музыкотерапии.
Рецептивная музыкотерапия
Такая форма направлена на регуляцию вегетативных процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния, релаксацию, катарсис, она проводится только индивидуально с ребенком. Посредством терапевтически направленного восприятия музыки педагог помогает ребенку преодолеть проблемы в эмоциональном развитии. Сеансы рецептивной музыкотерапии с дошкольниками с проблемами в развитии могут проводиться в различных вариантах, которые условно можно объединить в три модели.
«Музыкальные картинки» — в таком сеансе восприятие музыки осуществляется ребенком совместно с педагогом, который в процессе слушания помогает дошкольнику мысленно шагнуть из реальной жизни в мир музыкальных образов, сосредоточиться на «музыкальной картинке» и в течение 10—15 мин побывать в мире музыкальных звуков, мелодий, общение с которыми оказывает благотворное влияние на ребенка.
Для проведения таких сеансов могут использоваться классические инструментальные музыкальные произведения, но только те, которые не применяются в учебно - воспитательном процессе на музыкальных занятиях. Положительный эффект в таких сеансах также дают музыкальные миниатюры в аудиозаписи из серии «Звуки живой природы», «Морской прибой», «Рассвет в лесу», «Шум дождя», «Звенящий ручей» …
Звуки морских просторов, шум прибоя, крики чаек или пения птиц, шелест листвы создают в воображении ребенка музыкальную картинку, которую с эмоционально - вербальной поддержкой педагога ребенок начинает представлять. Спокойным мягким голосом, направляя слушание музыки, педагог усиливает музыкальное восприятие. После восприятия музыки в беседе с ребенком он выясняет, что ребенок «видел», чувствовал, переживал, делал в воображаемом музыкальном путешествии, предлагает словесно описать воображаемую картинку или нарисовать ее красками или карандашами.
Такое восприятие музыки с момента выхода за пределы реальной ситуации приводит к разрядке внутреннего психоэмоционального напряжения, очищает от наслоившихся переживаний ребенка. Исследования показывают, что 10—12 целенаправленных музыкотерапевтических сеансов позволяют обеспечить стабилизацию положительного эмоционального состояния ребенка, позитивного настроения.
«Музыкальное моделирование» — этот вариант рецептивной музыкотерапии направлен на моделирование положительного психоэмоционального состояния (повышения эмоционального тонуса или снятия чрезмерного возбуждения, тревожности). Положительный коррекционный эффект в данном варианте музыкотерапии может быть достигнут, если составлена мини - программа из фрагментов классических музыкальных произведений; если первоначальный музыкальный отрывок соответствует душевному, эмоциональному состоянию, настроению ребенка, которое он испытывает в данный момент, и если последующие два отрывка создают комбинацию произведений, слушание которых постепенно выводит ребенка из неблагоприятного для него состояния, переключает на противоположное и желаемое эмоциональное состояние.
В процессе музыкального моделирования, направленного на снятие эмоционального возбуждения, можно использовать «музыкальный сюжетный рассказ», логика которого должна отвечать основной цели сеанса. Примерами расслабляющего воздействия могут быть такие произведения, как «Баркаролла», «Осенняя песня», «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского, «Лебедь» К. Сен-Санса, Ноктюрн (фа-мажор, ре-бемоль мажор) Ф. Шопена. А снятие подавленного, угнетенного состояния может обеспечиваться такими пьесами, как «Аве Мария» Ф. Шуберта, «К радости» Л. Бетховена,
«Мелодия» Глюка. Радостное, бодрое настроение возникает от слушания «Праздничной увертюры» Д. Б. Шостаковича, «Чардаша» В. Монти, «Финала венгерских рапсодий (6, 10, 11, 12)» Ф. Листа и других произведений.
«Живая музыка» — такая модель рецептивной музыкотерапии предполагает свободное владение педагогом музыкальным инструментом. В этом варианте он помогает ребенку как бы войти в образ исполнителя и представить, что он сам играет на инструменте (скрипке, фортепиано) или дирижирует оркестром. Важно, чтобы разрядка внутреннего переживания выражалась во внешнем движении (от легкого покачивания рук, тела, дирижирования до «игры» пальцами на воображаемых клавишах, а в отдельных случаях даже внезапного плача).
Варианты использования рецептивной музыкотерапии с дошкольниками с проблемами в развитии могут быть различны. Помимо специальных занятий положительный эффект дают мини - релаксации под музыку в режиме дня в конце активных занятий. Они направлены на оптимизацию мышечного тонуса ребенка, что является очень важным моментом в коррекционной работе. Любое отклонение от оптимального тонуса может быть как причиной, так и следствием возникающих изменений в психической и двигательной активности ребенка и негативно сказывается на общем ходе его развития.
В мини - релаксациях, проводимых в режиме дня, важно дать peбенку почувствовать свое тело, его собственный тонус, показать возможности им управлять, научить расслабляться при напряжении. И в этом процессе детям помогает музыка, ее образное начало, средства выразительности (динамика, метроритм, темп). Мини - релаксации могут проводиться в конце занятий, требующих от ребенка большого напряжения и таким образом снимать его, или в начале занятия, когда после двигательной активности от детей требуется определенный настрой на занятие. Музыкальное сопровождение для мини - релаксаций используется в аудиозаписи, произведения подбираются в соответствии и с образом, и с задачей релаксации.
Другим вариантом релаксации под музыку (в аудиозаписи) может быть мини - сценарий, условно обозначенный как «музыкальный сон». Такая релаксация может проводиться лежа (на ковре, кровати, кушетке) после активной деятельности детей, прогулки. Продолжительность музыкального сна 5 — 7 мин. Его тематика может быть различна: «На лесной лужайке», «Малыш на берегу моря», «На волшебном облаке». После одно - двухминутного дыхания в индивидуальном для ребенка темпе детям предлагается один из вариантов рассказа на фоне звучащей музыки в аудиозаписи — «Доктор сон», «Волшебство леса», «Морской бриз»… После релаксации сеанс завершается разными движениями (потягиванием с| открытыми глазами, хлопками в ладоши, глубоким вдохом и выдохом).
Активная музыкотерапия
К данному варианту музыкотерапии относятся вокалотерапия, инструментальная терапия. Характерной особенностью такого вида музыкотерапии является активное исполнительское участие ребенка в музыкотерапевтическом процессе : в пении или игре на простом музыкальном инструменте. Эффективность данного вида музыкотерапии определяется большими возможностями через музыкально - исполнительскую деятельность корректировать не только отклонения в психоэмоциональном развитии (эмоциональную лабильность, сниженный эмоциональный тонус, чувство одиночества, но и дисгармоническую самооценку, низкую степень самоприятия, проблемы в развитии коммуникативной сферы ребенка с проблемами.
Занятия вокалом проводятся как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме. Они направлены не на овладение вокально - хоровыми навыками, а на формирование с помощью пения оптимистического настроения, умения радоваться жизни. Выработку психологической устойчивости, расслабления и успокоения. С этой целью могут использоваться очень коротенькие песенки -формулы, которые способствуют гармонизации внутреннего мира ребенка посредством активной вокальной деятельности. Адаптированные песенки -формулы (из методики В. И. Петрушина) — «Формула радости», «Я хороший, ты хороший», «Колыбельная самому себе», основанные на самовнушении положительных установок, результативны в работе с дошкольниками с проблемами.
Сеансы инструментальной музыкотерапии основаны на процессе музыкального творчества, где акцент делается на уникальной роли «живой» музыки как средства коммуникации. Они требуют от педагога способности к музицированию в сочетании с выполнением задач коррекции средствами инструментальной импровизации. Для этого выбираются инструменты, которые, будучи достаточно выразительными по звучанию, могут должным образом вознаградить усилия ребенка и не требуют специальной подготовки для игры на них. Это, например, барабан, бубен, ложки, колокольчик, треугольник — такие музыкальные инструменты, которые обладают большой ритмической силой, но, в тоже время, передают эмоциональные нюансы.
Музыкальная импровизация с дошкольниками может проводиться на фоне звучания музыкального произведения в аудиозаписи. Это облегчает педагогу руководство процессом импровизации.
Активное участие в музыкально - терапевтическом процессе самого ребенка, получающего возможность выразить непосредственно свое эмоциональное состояние и игрой на музыкальном инструменте, и пением, приводит к разрушению имеющегося внутреннего конфликта и, как следствие, к стабилизации психоэмоционального состояния и коррекции трудностей в коммуникации со взрослыми и сверстниками.
Активная музыкотерапия во всех вариантах помогает формировать у ребенка оптимистическое, жизнеутверждающее мироощущение, с которым он мог бы жить, побеждая и радуясь. Активная музыкальная деятельность (пение, движения, игра на инструментах) обеспечивает возможность выстроить «Я - концепцию» в музыкально - творческом проявлении. С точки зрения гуманистической направленности коррекционные возможности музыкотерапии связаны с предоставлением ребенку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации, что помогает утверждать и познавать свое Я, является источником новых позитивных переживаний, обеспечивает рождение новых художественно - эстетических потребностей и способов их удовлетворения.
Интегративная музыкотерапия
В коррекционной работе с детьми с ОВЗ может использоваться интегративная музыкотерапия. Она построена на синтезе музыкального и наглядно - зрительного восприятия. Сеансы строятся таким образом, что на них восприятие музыки сопровождается просмотром ярких картин природы (на картине, слайде, видеозаписи). При этом педагог предлагает ребенку как бы «шагнуть» в глубь изображения, к звенящему ручью или на солнечную лужайку, мысленно вместе с педагогом собрать большой букет полевых цветов, коснуться руками прохладной воды в ручье, расслабиться лежа на зеленой мягкой траве.
Слушание музыки и просмотр слайдов проводятся в удобной для ребенка позе в мягком уютном кресле. Наибольший эффект в интегративном музыкотерапевтическом сеансе дает сочетание музыки П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, И. Гайдна, В. Моцарта с показом картин природы, просторов лугов, покрытых цветами, с порхающими над ними бабочками. Органическое сочетание зрительного и слухового восприятия усиливает коррекционный эффект в работе с дошкольниками с проблемами в развитии.
Таким образом, музыкотерапия во всех ее вариантах является составной частью общей коррекционной работы с детьми, она не подменяет музыкального воспитания, которое выполняет свои конкретные задачи. Музыкотерапия, используемая в системе коррекционной помощи ребенку с проблемами в дошкольном учреждении, должна способствовать гармонизации личности такого ребенка и его социальной адаптации.
Литература 1. Котышева Е. Н. Музыкальная психокоррекция детей с ограниченными возможностями здоровья. — СПб. 2010 2. Кэмпбелл Д. Эффект Моцарта // Древнейшие и самые современные методы использования таинственной силы музыки для исцеления тела и разума. — Минск. — 1999 3. Петрушин В. И. Музыкальная психология : Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М. : Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1997. 4. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия : Теория и практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М. : Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000. 5. Тарасова К. В., Рубан Т. Г. Дети слушают музыку : Методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. – М. : Мозаика-Синтез. 2001. 6. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М. : Педагогика, 1985.