Гасина Екатерина
Музыкотерапия, как средство коррекции детских страхов
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье раскрыты понятия «детские страхи», «музыкотерапия», описаны возможности музыкотерапии в коррекции детских страхов.
Ключевые слова: детские страхи, музыкотерапия.
Публикация «Музыкотерапия, как средство коррекции детских страхов» размещена в разделах
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального образования, современное образование ориентировано на обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период младшего школьного возраста независимо от места проживания, нации, социального статуса, психофизиологических способностей [1]. Это требует от педагога начального образования умения диагностировать и корректировать нарушения развития и социальной адаптации, оказывать коррекционную помощь на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для детей методов. Об этом говориться в федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3 (поправки от 1.09.2013г. ,в главе 4,статье 42).
Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Ведущей целью образования становится гармоничное разностороннее развитие личности.
Ребёнок подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы самыми распространёнными явлениями являются страхи у детей.
Страх является наиболее опасной из всех эмоций.
По мнению А. И. Захарова, страх — это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула [2, с. 36]. Страхи сопровождают развитие ребенка и их появление связано с неблагоприятными событиями, произошедшими с ребенком.
Поступление в школу — серьёзное испытание для детей. Новое окружение, новые требования, а сколько всего нужно уметь делать — внимательно слушать учителя, уметь отвечать на вопросы преподавателя и др.
Наиболее частым видом страха в этом младшем школьном возрасте является страх опоздать в школу. Нередко, как отмечает А. И. Захаров, это не столько страх самой школы, сколько страх расставания с родителями, к которым привязан ребенок.
Ещё одна школьная проблема — переживание детей из-за возможных ошибок (вдруг будет неправильно, а иногда из-за боязни критики или насмешек со стороны учителей, родителей, ровесников.
Контрольные работы в школе часто являются источником появления страхов. Они кажутся детям очень важными и многие ученики думают, что им могут задать вопрос, на который они не смогут найти ответ.
Следующим видом страха является то, что дети, которые не приобрели до школы опыт общения со сверстниками, боятся не оправдать ожидания взрослых и испытывают трудности адаптации в школьном коллективе и страх перед учителем [3, с. 163].
Некоторые дети боятся сделать ошибку, когда готовят уроки. Это происходит, когда родители тщательно их проверяют.
В младшем школьном возрасте отметка — не просто оценка конкретного результата деятельности. Она субъективно воспринимается ребёнком как оценка всей его личности.
Еще одной причиной «школьных страхов» ребенка могут быть его конфликтные отношения с учителями, и со сверстниками, боязнь их агрессивного поведения. Часто сами родители провоцируют возникновение этого страха, когда хотят иметь ребенка-отличника, постоянно «давят ему на психику» во время приготовления им уроков и т. п.
Итак, большая часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности: боязнь «быть не тем», боязнь конфликта со сверстниками, страх сделать ошибку, боязнь получить плохую отметку. Школьные страхи способствуют развитию детских неврозов.
Многие авторы отмечают, что в детском возрасте одним из самых эффективных методов является музыкотерапия. Музыка имеет огромное влияние на психофизическое развитие детей. Музыкотерапию применяют во многих странах мира для лечения и профилактики младших школьников [4, с. 54].
Важным является изучение эмоциональных нарушений в детском возрасте. В этом возрасте психика очень гибка и пластична, поэтому психологическая работа наиболее эффективна.
Музыка, как и другие виды искусства, глубоко воздействуют на развитие человека, также она может передавать смену настроения, переживания и другие психологические состояния.
Музыкотерапия — представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции [5, с. 24].
Первым применил музыку для лечения доктор Келлогу. В его доме отдыха в широком масштабе использовали терапевтическую ценность музыки. [5, с. 49].
Также огромный вклад в развитие музыкальной психотерапии внес немецкий исследователь К. Шумпф. Его работы заложили основы концепции о двух компонентах высоты музыкального звука.
Однако, музыкотерапия, как самостоятельная отрасль знаний начала формироваться только в ХХ веке. Она начинала применяться в Европе, США, Австралии, Японии.
В России в 1913 году изучением лечебного действия музыки занимались психиатры и профессора Саккети и Бехтерев [5, с. 78].
Ребёнок подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы самыми распространёнными явлениями являются страхи у детей.
В процессе психокоррекционной работы ребенок может прослушать музыкальные произведения, проиграть и прожить разнообразные роли, научиться выстраивать гармоничные отношения с взрослыми и сверстниками.
Музыкальные занятия в коррекционно-педагогическом процессе,достигнут своей цели,если они будут направлены на конпенсацию и воспитание созидательных качеств целостной личности детей, если в процессе занятий будет увеличен потенциал положительных эмоций младших школьников в процессе восприятия музыки, основанном на правильном выборе музыкально-педагогического материала и ориентированного на коррекцию страхов младших школьников.
При использовании музыкотерапии следует придерживаться следующего алгоритма действия:
1. Необходимо расслабится и принять в полной мере действие музыки. При этом, не важно хотим ли мы испытать успокаивающее действие или стимулирующее.
2. Важно правильно выбрать дозу. Лечение музыкой должно быть достаточно коротким, чтобы не вызвать усталости.
3. Силу или громкость музыки нужно осторожно регулировать. Малую громкость выбирают для успокаивающей и для стимулирующей музыки. Большая громкость может утомить и потрясти нервную систему.
4. После прослушивания лечебной музыки необходимо отдохнуть некоторое время. Это делают для полного душевного равновесия.
5. Музыкальную терапию можно применять во время сна [4, с. 114].
Терапевтическое использование музыки во время сна рекомендуют для беспокойных и возбужденных детей.
С целью коррекции страхов у детей советуют использовать индивидуальную музыкотерапию. Выделяют три уровня индивидуальной музыкотерапии : коммуникативный, реактивный и регулирующий. На коммуникативном уровне психолог устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. В специальной игровой комнате специалист вместе с ребенком слушает музыку. На данном этапе используются мелодичные произведения классиков. Ребенок играет или танцует под музыку, психолог наблюдает за ним. На реактивном уровне ребенок под музыку играет с пугающим его предметом. Например, можно дать ребенку куклу-страшилку. Сначала ребенок дает имя кукле. Затем под звуки ритмичной музыки он начинает взаимодействовать с ней в соответствии с инструкцией психолога: «Страшилка» начинает убегать от нас, мы ее ловим, кидаем, прогоняем, она от нас уходит». На регулирующем уровне психолог предлагает различные ситуации, в которых может оказаться «страшилка». Ребенка просят выбрать музыку, под которую «страшилка» общается с ним: медленную, расслабляющую или быструю, активизирующую [6, с. 145] :.
Выбор музыки показывает эмоциональное состояние ребенка и его отношение к пугающим объектам. Тихая, спокойная, плавная музыка способствует снижению тревожности и страха.
Существует методика коррекции страхов младших школьников, которая состоит из четырех музыкальных уроков [7, с. 5].
На первом уроке дети получают шесть карточек с изображением детского лица с различной мимикой (радость,гнев,грусть, удивление и др.). авторы методики называют их «картинами настроения». Прослушав музыкальную пьесу, дети должны поднять одну из карт. Если все поднятые карты совпадают по настроению с настроением музыки, то эмоции изображенные на них не называются.
На последующих трех уроках дети учатся словесно описывать чувства, вызываемые контрастными музыкальными произведениями и соотносить их с «картами настроения». Для характеристики музыкальных образов, своих чувств и звучания музыки дети пользуются двумя наборами полярных определений:
веселый-грустный;
бодрый-усталый;
довольный-сердитый;
смелый-трусливый;
медленный-быстрый;
ясное-мрачное;
теплое-холодное [7, с. 7].
Таким образом, механизмы музыкотерапии, ее виды, разнообразные формы могут эффективно воздействовать на коррекцию детских страхов.
Список использованных источников
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.studfiles.ru/preview/5178168/ (дата обращения 08.03.2017).
2. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. — М., 1986. — 176 с.
3. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб. : Речь, 2005. — 320 с.
4. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия : теория и практика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М. : Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000. — 176 с.
5. Денер-Фойгт Г. Г. Введение в музыкотерапию. — СПб. : ПИТЕР, 2003. — 208 с.
6. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе. — М. : Академия, 1983. — 265 с.
7. Вышегородцева С. О. Исторические аспекты взаимосвязи музыкальной психологии и музыкального образования // Музыкальная психология и психотерапия, 2007 — №2. — С. 315.
8. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. — М. : Педагогика, 1995. — 181 с.
9. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс. — СПб. : Питер, 2001. — 278 с.
10. Вологодина Н. Г. Детские страхи днём и ночью / Н. Г. Вологодина. — М. : «Феникс», 2006. — 106 с.
11. Данилина Т. А. В мире детских эмоций : пособие для практических работников. — М. : Айрис-пресс, 2004. — 160 с.
12. Коломинский Я. Л, Панько Е. А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. — Минск. : Университет, 1997. — 237 с.
13. Котова, Е. О профилактике детской тревожности. — 2003. — № 5. — С. 34.
14. Кэмпбелл, Д. Эффект Моцарта. Древнейшие и самые современные методы использования таинственной силы музыки для исцеления тела и разума. — Минск. — 1999. — 320 с.
15. Шишова Т. Страхи — это серьёзно. — М. : Издат. дом. «Искатель», 1997. — 94 с.
16. Щербатых Ю. В. Психология страха : Популярная энциклопедия. — М. : ЗАО Изд-во ЭКСМО — Пресс, 1999. — 416 с.