Ирина Осипова
Музыкальный фольклор Урала. Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальный фольклор Урала многонационален по характеру, что обусловлено пестротой национального состава населения региона. Ареалы расселения народов на территории Урала переплетены между собой, это способствует возникновению различных этнических контактов, проявляющихся и в музыкальном фольклоре. Наиболее изучены башкирские, коми, удмуртские, русские музыкально-фольклорные традиции.
Публикация «Музыкальный фольклор Урала, Консультация для родителей» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Урал - наш край родной
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Башкирский музыкальный фольклор
Корни башкирского фольклора - в культуре тюркских скотоводческих племен, живших на южном Урале с конца IX до нач. XIX в. В фольклоре башкир соединились отголоски языческих и мусульманских верований. Основные праздники приходились на весну и лето; канун полевых работ отмечался сабантуем -праздником плуга. В числе песенных жанров - эпические, обрядовые, протяжные лирические, плясовые, частушки.
Традиционные башкирские инструменты - смычковый кыл кумыз, курай (тростниковая продольная флейта, кубыз (варган).
Музыкальный фольклор Коми
Музыкальный фольклор Коми составляет следующие песенные жанры: трудовые, семейно-бытовые, лирические и детские песни, причитания и частушки. Бытуют и местные формы - ижевские трудовые песни-импровизации, севернокоми богатырский эпос, вымские и верхневычегодские эпические песни и баллады.
Распространено сольное и ансамблевое пение, обычно двух- или трехголосное.
Народные инструменты: 3-струнный сигудэк (смычковый и щипковый); брунган - 4- и 5-струнный ударный инструмент; духовые - чипсаны и пэляны (дудки, разновидность многоствольных флейт, этика пэлян (дудка с надрезанным одинарным бьющим язычком, сюмэд пэлян (берестяная дудка); ударные - тотшкэдчан (вид колотушки, сярган (трещотка, пастушеский барабан. Значительное место в быту занимают русские балалайки и гармошки. На национальных инструментах исполняются звукоподражательные пастушеские наигрыши, охотничьи сигналы, песенные
и плясовые наигрыши в форме импровизаций или в куплетно-вариантной форме.
Русский музыкальный фольклор
Сформировался в конце XVI-XVIIIв. Местная народно-музыкальная система включает в себя жанры песенного и инструментального фольклора. Ранний пласт образуют приуроченные жанры - обрядовые (календарные, семейно-бытовые) и необрядовые (хороводные, колыбельные, игровые). Среди календарных наиболее древними являются песни святочные, масленичные, троице-семицкие. Важную роль в местном календаре играют необрядовые жанры - хороводные, лирические, частушки, выступающие в значении сезонно приуроченных.
К группе необрядовых приуроченных принадлежат хороводные песни. Наиболее типичны 4 хореографические разновидности хороводов: "паровые", "половые", "поцелуйные"; "стенка на стенку"; "круги; "шествия". Приуроченными являются также колыбельные. Во время игр детьми исполняются детские игровые песни, небылицы, потешки.
Плясовые песни бытуют на Урале с тремя типами плясок: круговыми, переплясами, кадрилями и их разновидностями.
В каждом населенном пункте распространены общерусские и местные частушечные мелодии, именуемые по названию села или деревни. Народные исполнители дифференцируют частушечные напевы на скорые ("крутые", "частые", "короткие") и медленные ("растяжные", "пологие", "длинные").
Особую область музыкального фольклора Урала составляет народная инструментальная музыка.
Марийский музыкальный фольклор
Фольклор восточных марийцев имеет развитую систему традиционных жанров: героический эпос, легенды и предания, сказки и шуточные рассказы, пословицы и поговорки, загадки. Среди песен с действием выделяются: 1) семейно-обрядовые - свадебные, колыбельные, песни марийского этикета; 2) календарные; 3) песни-коротышки.
Особую группу в музыкально-песенном фольклоре марийцев составляют песни марийского этикета, которые являются результатом крепких родовых взаимоотношений. К ним относятся: гостевые, застольные, уличные песни. Гостевые песни исполнялись в основном по случаю прихода или приезда гостей. Застольные песни исполнялись, как правило, по праздникам. Уличные песни исполнялись также в кругу родных, но вне застолья.
К календарным песням относятся: молитвенные чтения, рождественские, масленичные песни, песни весенне-летних земледельческих работ; песни сезонных женских работ.
Большое место в фольклоре восточных мари принадлежит неприуроченному жанру - такмак. Большинство песен - коротышек (такмак, разнообразных по темам и типам, имеют легкий плясовой характер.
Народный музыкальный инструментарий восточных марийцев достаточно обширен. В списке музыкальных инструментов, о которых имеются сведения в настоящее время:
1) группа ударных инструментов - барабан, коса, стиральная доска, стиральная колотушка, деревянные ложки, шумящий инструмент в форме коробочки с ручкой, деревянный барабан.
2) группа духовых инструментов с семействами: флейт; труб; кларнетов.
3) группа струнных инструментов подразделяется на:
а) смычковые, к которым относятся музыкальный лук, скрипка с двумя струнами и смычком из конского волоса;
б) гусли с корпусом полукруглой формы.
Кроме того, широким распространением у марийцев пользуются общеизвестные массовые музыкальные инструменты: марийская гармоника, тальянка, двухрядка, саратовская, минорка.
Удмуртский музыкальный фольклор
На формирование удмуртского музыкального фольклора оказало влияние искусство соседних финно-угорских, тюркских, позже русских народов.
Основу традиционной жанровой системы удмуртов составляют обрядовые песни: земледельческие календарные и семейно-обрядовые - свадебные, гостевые, похоронно-поминальные, рекрутские. В удмуртском необрядовом фольклоре представлены лирические и плясовые песни.
В удмуртском народном искусстве выделяются две основные локальные традиции –северная и южная.
В жанровой системе северных традиций преобладают семейно-обрядовые песни, в функции календарных используются русские песни.
В системе жанров южных удмуртов преобладают песни земледельческого календаря.
Удмуртские народные инструменты - крезь, быдзым крезь (гусли, великие гусли, кубыз (скрипка, домбро (домбра, балалайка, мандолина, чипчирган (труба без мундштука, узьы гумы (продольная флейта, тутэктон, скал сюр (пастуший рожок, ымкрезь, ымкубыз (варган, одно- и двухрядная гармонь.