Виктория Ракитская
Музыкальные игры
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальные игры
Солнышко и тучка.
Цель: Развивать у детей представление о различном характере музыки (веселая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; грустная, печальная)
Описание: В комплекте: карточка с тремя полями и три квадрата с изображением сияющего солнышка, чуть прикрытого тучкой солнышка, тучки с дождем. Рисунки условно соответствуют разному характеру музыки : бодрому, веселому, жизнерадостному; спокойному, колыбельному; грустному, печальному.
Публикация «Музыкальные игры» размещена в разделах
Методика применения: Детям раздают по одному комплекту и предлагают прослушать три музыкальных произведения. Дети определяют характер каждого из них, закрывая пустые квадраты на прямоугольной карточке квадратами с условными изображениями.
Музыкальный репертуар. 1 гр. раннего развития: «Ах, вы сени мои сени» русская народная, «Баю, бай» Красев; «Грустная песенка» А. Гречанинов; «Два веселых гуся» рус. нар. ; «Колыбельная» А. Гречанинов; «Рожок» рус. нар. ; «Шутка» Д. Кабалевский
Песня – танец – марш.
Цель: Развивать представление об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш.
Описание: На квадратных карточках изображены поющая девочка (песня, плящущая девочка (танец, мальчик марширующий с барабаном (марш).
Методика применени:. Дети слушают поочередно три пьесы разных жанров. После прослушивания берут квадрат с соответствующим рисунком и кладут его на пустой квадрат прямоугольной карточки.
Чей это марш?
Цель: Расширять у детей представление о жанрах музыки, развивать умение различать характер марша.
Описание: Прямоугольная карточка разделена на три квадрата, на которых изображены: марширующие солдаты, марширующие дети, марширующие игрушечные солдатики. Три фишки.
Методика применения: Дети прослушивают три разнохарактерных отрывка маршей. По характеру звучания, по выразительным особенностям музыки дети должны догадаться, чей это марш и закрыть фишкой соответствующую картинку.
Выбери инструмент.
Цель: Развивать у детей представление об изобразительных возможностях музыки.
Описание: Набор карточек с изображением различных музыкальных инструментов.
Методика применения: Муз. руководитель рассказывает детям о том, что музыка может не только передавать разные чувства, но и рассказывать своими выразительными средствами о том, что встречается в жизни. Дети прослушивают пьесы, в которых переданы характерные особенности звучания разных музыкальных инструментов. После прослушивания дети должны рассказать о ком или о чем им рассказала музыка и выбрать карточку с соответствующим изображением инструмента.
Узнай героя сказки.
Цель: Различать контрастный характер частей в музыке в связи с её содержанием и развитием музыкального образа.
Описание: комплект состоит из двух видов карточек: 1 – по две карточки с изображением Красной Шапочки и Серого волка; 2- По два квадрата зеленого и красного цветов.
Методика применения: После прослушивания пьесы дети выкладывают карточки с изображением Красной Шапочки и Серого волка в такой последовательности, в какой изменялся характер музыки, т. е. менялись музыкальные характеристики героев.
Или квадратами зеленого спокойного цвета дети обозначают первую и третью часть пьесы, в которых раскрывается нежный, лиричный образ Красной Шапочки, квадратом тревожного, красного цвета дети обозначают среднюю часть, характеризующую появление Серого волка.
Музыкальный репертуар. «Красная шапочка и Серый волк» Г. Левдокимова.
Лесенка.
Цель. Различать высоту звуков и направление движения мелодии вверх, вниз.
Описание. Две карточки с изображением лесенки со ступеньками. На одной девочка поднимается вверх, на другой спускается вниз.
Методика применения. После прослушивания музыкальный руководитель предлагает детям узнать куда идет девочка (вверх по лесенке или вниз, а затем показать карточку с соответствующим изображением.
.
Кто поет?
Цель. Развивать у детей способность различать регистры (высокий, средний, низкий).
Описание. Три карточки на которых изображены мама, папа, маленький сынишка.
Методика применения. Муз. руководитель рассказывает о музыкальной семье, показывает соответствующие картинки и говорит, что все в этой семье любят музыку и полют разными голосами : папа – низким, мама средним, сын – высоким, тонким. Затем дети прослушивают три произведения, звучащие в разных регистрах. Педагог объясняет, что пьеса, звучащая в низком регистре, называется "Рассказ папы"; пьеса, звучащая в среднем регистре, называется "Колыбельная песня" и поет ее мама; пьеса, звучащая в высоком регистре, называется "Маленький марш", его исполняет мальчик маршируя под музыку. После повторного прослушивания дети отгадывают, чья музыка звучала, выбирают нужную картинку и показывают её, объясняя свой выбор. Задание может выполнять как один ребенок, так и несколько детей.
Музыкальный репертуар : "Рассказ папы", "Колыбельная песня", "Маленький марш" Г. Левдокимова
Карусель.
Цель. Учить чувствовать изменение темпа от медленного к умеренному и быстрому, а затем от быстрого к умеренному и медленному.
Описание. Небольшая игрушечная карусель, легко приводимая в движение.
Методика применения. Прослушивается музыкальное произведение, в котором четко прослеживается изменение темпа от медленного к быстрому и наоборот. Музыкальный руководитель обращает внимание детей на эту особенность произведения и предлагает при повторном исполнении кому-либо из детей попробовать передать постепенное изменение темпа в музыке с помощью игрушечной карусели. Ребенок должен раскручивать её то сильнее, то медленнее в зависимости от темпа мелодии.
Звенящие колокольчики.
Цель. Развивать у детей умение различать динамические изменения в музыке.
Описание. Прямоугольная карточка разделенная на три части. Три квадратные карточки, на которых изображены музыкальные инструменты, условно обозначающие различные динамические оттенки в музыке. На первом изображен один колокольчик, что соответствует тихому звучанию (p piano, на втором – два колокольчика, что соответствует более громкому звучанию, на третьей - тамбурин со множеством подвешенных к нему бубенчиков, что соответствует громкому звучанию.
Методика применения. Муз. Руководитель включает для прослушивания пьесу с выраженными динамическими оттенками, меняющимися на протяжении всего музыкального произведения. Слушая музыку, дети закрывают окошки на прямоугольной карточке картинками с изображением колокольчиков в той последовательности, в какой изменялись динамические оттенки в музыке.
Музыкальный домик.
Цель. Развивать у детей умение различать тембр различных музыкальных инструментов.
Описание. Сказочный домик, вырезанный из фанеры или плотного картона с шестью окошками и шесть карточек с изображением какого-нибудь музыкального инструмента.
Методика применения. Муз. Руководитель показывает детям домик и говорит, что он сказочный, в нем живут веселые музыканты, играющие на разных инструментах. Если внимательно послушать, то можно определить, на каких инструментах они играют. Педагог исполняет несложный ритмический рисунок или знакомую ребятам попевку поочередно на разных инструментах, но так, чтобы дети не видели. Ребенок, выполняющий задание, определив на слух, какой инструмент звучит, находит его изображение среди карточек и закрывает ею одно из окошек домика.
Музыкальный репертуар. Знакомые детям песенки - попевки.
Сложи песенку.
Цель. Развивать у детей умение различать форму музыкального произведения (запев и припев в песне, передавать структуру песни, состоящую из повторяющихся элементов в виде условного изображения.
Описание. Набор геометрических форм: три круга - четыре (диаметром 6 см) из картона разных цветов и такое же количество прямоугольников (размер 5х2 см) белого или темно-коричневого цвета.
Методика применения. Муз. руководитель дает прослушать песню и просит определить, есть ли в ней запев и припев, сколько куплетов, сколько раз повторялся припев. После этого предлагает одному из детей «сложить песенку» с помощью разноцветных фигурок: каждый новый куплет обозначить кружком какого-либо цвета, а припев – прямоугольником. Во время повторного прослушивания песни ребенок выкладывает геометрические формы в той последовательности, которая соответствует строению песни – чередованию запева и припева. Остальные дети проверяют, правильно ли выложены формы.
Весело и грустно.
Цель. Развивать у детей представление о характере музыки (веселая – спокойная – грустная).
Описание. Карточка из плотного картона разделена на три квадрата: на первом изображен ребенок с веселым, улыбающимся лицом; на втором – со спокойным выражением лица; на третьем – с грустным. Три фишки с цифрами 1,2,3.
Методика применения. Дети слушают пьесу веселого, грустного или спокойного характера и закрывают фишкой соответствующие изображения на карточке в такой последовательности, в какой изменялся характер музыки. Цифры на фишках показывают эту последовательность. Последовательность пьес может меняться.
Подбери музыку.
Цель. Учить детей различать характер музыки (лирический, героический, комический).
Описание. Карточка, состоящая из трех квадратов. На первом квадрате изображен колпачок клоуна; на втором – военная фуражка или буденовка; на третьем – красная шапочка. Три фишки с цифрами 1,2,3.
Методика применения. Дети прослушивают три произведения, определяют их характер и закрывают фишками соответствующие изображения.
Музыкальный репертуар. «Кавалерийская», «Вальс», «Клоуны» Д. Кабалевского
Три танца.
Цель. Развивать у детей представление о танцевальных жанрах, умение различать плясовую, польку, вальс.
Описание. 1 вариант. Карточка разделенная на три квадрата: на первом изображена гармошка (обозначает условно плясовую, на втором – цитра (вальс, на третьем – бубен (полька). Три фишки. 2 вариант. Карточки с изображением танца.
Методика применения. Прослушиваются три танца (*полька, вальс, плясовая) в разной последовательности. Дети узнают танец и закрывают фишкой соответствующие карточки, изображающие инструменты.
Музыкальный репертуар. «Кадриль» русская народная; Озорная Плясовая Русская народная; Русская плясовая Барыня Образцовый ансамбль народных инструментов «Ложкари»; «Полька» «Детский альбом» Пётр Ильич Чайковский
Подбери картинку.
Цель. Развивать у детей умение различать образный характер музыки, соотносить художественный музыкальный образ с образами и явлениями действительности.
Описание. Две картинки: на одной изображена картина зимнего леса, уснувшего
в сказочном сне; на второй – зимний пейзаж динамичный по характеру изображения: по снежной лесной дороге мчится тройка лошадей. Или на одной спокойный летний пейзаж, на другой пейзаж с купаниями детей в пруду.
Методика применения. Прослушивается музыкальное произведение. Детям показывают обе картинки и предлагают выбрать ту, которая больше соответствует характеру музыки. Дети объясняют свой выбор, рассказывают какого характера картинка.
Музыкальный репертуар. «Зимняя сказка» музыка А. Ермолов; «Тройка» Георгий Свиридов; «Времена года» Г,Свиридов; «Птица – тройка; В. Темнов
Лесенка – чудесенка.
Цель. Развивать умение детей соотносить звуки по высоте, различать направление движения мелодии.
Описание. Карточка из плотного картона с изображением лесенки из пяти ступенек. Каждая ступенька закрашена определенным цветом. Пять круглых фишек, соответствующих цвету ступенек.
Методика применения. Муз. руководитель исполняет знакомую детям простую песенку «Лесенка» на ксилофоне, затем предлагает поочередно «музыкальные загадки» : исполняет без слов первую фразу попевки (поступательное движение мелодии вверх, но не доигрывает последний звук соль, затем исполняет вторую фразу попевки (поступательное движение мелодии вниз, не доигрывая нижнего звука до. Дети должны определить, какой из звуков попевки не был исполнен при движении мелодии вверх и при движении вниз. Определив его, они на соответствующую ступеньку кладут фишку того цвета, каким закрашена ступенька.
После того как дети научатся выполнять задание, им предлагается более сложное. Педагог исполняет на металлофоне звуки мажорного трезвучия (вверх или вниз до-ми-соль, соль – ми – до, пропуская какой – то звук. Дети отмечают фишкой тот звук, который не был исполнен педагогом.
Музыкальный репертуар. «Лесенка» Е. Тиличеева, «Бубунчики» Е. Тиличеева.
Лесенка.
Море.
Цель. Развивать у детей представление об изобразительных возможностях музыки, её способности отображать явления окружающей природы.
Описание. Три карточки с изображением линий, условно передающих различное состояние моря: 1 – линия изогнутая на серо-голубом фоне – море взволнованное; 2 – линия сильно изогнутая, фиолетовый фон – море бушующее; 3 – линия слабо волнистая, голубой фон – море успокаивающееся, буря затихает.
Методика применения. Дети прослушивают произведение «Море» Н. Римского-Корсакова. После прослушивания дети делятся своими впечатлениями о характере музыки. Муз. руководитель обращает внимание на то, что композитор нарисовал яркую картину моря, показывая самые разные его состояния. Оно то взволнованное, то бушующее, то успокаивающееся. Затем педагог знакомит детей с пособием, объясняет условные изображения, передающие то или иное состояние моря. Предлагается прослушать еще раз произведение и проследить, как изменяется характер музыки на протяжении звучания всей пьесы. Затем дети раскладывают карточки в той последовательности, которая соответствует развитию музыкального образа.
Музыкальный репертуар. «Море» Н. Римский-Корсаков (отрывок из вступления к опере «Садко»)
Кого встретил колобок?
Цель. Развивать у детей представление о регистрах (высокий, средний, низкий)
Описание. Карточка разделена на две части: слева изображен весёлый колобок, справа вверху вырезано окошко. С обратной стороны приклеивают такую же по размеру, но чтобы между ними с правой стороны образовалась щель. В неё вставляется полоска из картона в виде линейки, разделенная на четыре равные части, на каждой из которых изображен персонаж сказки «Колобок». Линейка должна свободно передвигаться вверх и вниз, чтобы каждый раз в окошке появлялось изображение одного из персонажей.
Методика применения. Дети вспоминают сказку «Колобок», перечисляют всех персонажей, которые встречаются в сказке колобку на пути. Затем прослушивают в разной последовательности музыкальные произведения, характеризующие персонажей. Каждая пьеса звучит в определенном регистре: «Заяц» - в высоком, «Лиса» - в среднем, «Волк» - в низком, «Медведь» - в очень низком. После прослушивания каждой пьесы дети отгадывают, кто изображен в музыке (кого встретил колобок, и передвигают линейку. Таким образом, в окошке рядом с зайцем появляется то заяц, то лиса, то волк…
Узнай и сложи попевку.
Цель. Передавать ритмический рисунок знакомых попевок и узнавать по изображению ритмического рисунка ту или иную попевку.
Описание. Прямоугольники двух видов по 10 штук: длинные красные – соответствуют долгим звукам, короткие зелёные – коротким. Чередуя прямоугольники разной длины, можно условно изобразить ритмический рисунок знакомой мелодии.
Методика применения. Разучивая с муз. руководителем новую попевку, дети выкладывают её ритмический рисунок с помощью пособия. Научившись выполнять это задание, дети могут перейти к более сложному – узнать по выложенному педагогом ритмическому рисунку знакомую попевку.
Музыкальный репертуар. Знакомые детям попевки.
Весёлый поезд.
Цель. Закреплять умение различать изменение темпа музыки.
Описание. Небольшая игрушка – паровоз с вагончиками или машинка.
Методика применения. Дети прослушивают мелодию, в которой передан образ движущегося поезда: сначала он движется медленно, затем всё быстрее и быстрее, а к концу пьесы движение поезда постепенно замедляется и он останавливается. При повторном прослушивании педагог предлагает желающим передвигать поезд, внимательно слушая музыку, чтобы точно передать изменение темпа.
Музыкальный репертуар. «Колеса паровоза» Е. Тиличеева.
Громкая и тихая музыка.
Цель. Закреплять умение в различении динамических оттенков музыки : тихо (р,громко (f, не слишком громко (mf).
Описание. Карточка разделенная на три квадрата. Три маленьких квадрата одного цвета, но разных по насыщенности. Цвет квадрата условно соответствует определенному динамическому оттенку: бледного окрашенный квадрат – тихому звучанию музыки; квадрат с более насыщенной окраской – более громкому звучанию и ярко окрашенный квадрат – громкому звучанию музыки.
Методика применения. Детям раздают карточки и объясняют их назначение. Прослушивается пьеса, где динамические оттенки изменяются последовательно: от негромкого (меццо форте) звучания первой части к тихому (пиано) второй и громкому (форте) – третьей. Пьеса звучит дважды: при первом прослушивании дети внимательно слушают музыку, при повторном они выкладывают на карточке квадраты, соответствующие по цвету динамическим оттенкам музыки.
Разноцветные кубики.
Цель. Закреплять умение различать в музыкальном произведении части, вступление и заключение.
Описание. Восемь кубиков четыре стороны которых окрашены в разные цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный). На двух изображены значки – прямоугольник и кружок, условно обозначающие музыкальное вступление и заключение.
Методика применения. 1-й этап. Муз. руководитель дает прослушать детям пьесу, состоящую из трех частей, где первая и третья повторяются, а вторая – контрастна по характеру. При повторном исполнении пьесы дети выкладывают кубики так, чтобы у первого и у третьего кубика верхние стороны были одинаковые по цвету, у второго – другого цвета. Педагог может дать для прослушивания произведение, состоящее из трех равных частей. Тогда каждая часть музыки обозначается одним цветом.
2 – этап. Дети учатся различать не только части музыки, но и музыкальное вступление, заключение. Сначала они также определяют части, выкладывая их с помощью кубиков, а затем при повторном прослушивании пьесы определяют, есть ли в ней вступление и заключение. Если есть музыкальное вступление, то перед кубиками, обозначающими части, дети кладут кубик, на верхней стороне которого изображён прямоугольник; если есть музыкальное заключение, то последним кладут кубик, на верхней стороне которого изображен кружок.