Инна Алейникова
Музыкальность — как целостное проявление способностей дошкольника, посредством коммуникативного развития
▼ Скачать + Заказать документы
О необходимости коммуникативного развития еще говорили великие педагоги и философы прошлого: Сократ и Платон, Я. А. Каменский, К. Д. Ушинский и Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский.
Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений.
Публикация «Музыкальность — как целостное проявление способностей дошкольника, посредством коммуникативного развития» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Основными качествами, определяющими успешное социально-коммуникативное развитие дошкольника, является.
• готовность к общению – характеризуется открытостью, желанием общаться, владением этикетными моделями поведения;
• легкость вступления в контакт — характеризуется свободой и естественностью в установлении контактов с разными людьми: сверстниками и взрослыми, знакомыми и незнакомыми;
• инициативность общения — характеризуется способностью к самостоятельным, активным действиям в совместной деятельности и в общении, умении преодолевать стеснение, оказавшись в центре внимания детей и взрослых;
• эмпатия в общении — характеризуется умением определять эмоциональное состояние другого человека, относиться к другим людям сочувственно и доброжелательно.
Детское общество (термин А. П. Усовой, или группа детского сада – важнейший социализирующий фактор. Именно в группе сверстников ребенок проявляет свою активность, приобретает первый социальный статус («звезды», «предпочитаемого», «отвергнутого»). Критериями закрепления признака социального статуса являются базисные черты личности (компетентность, активность, самостоятельность, свобода поведения, творчество, инициативность)».
Готовность к эффективному коммуникативному взаимодействию с людьми в настоящее время является необходимым условием развития личности уже в период дошкольного детства. Умения устанавливать взаимоотношения с другими людьми, вступать с ними в контакты, регулировать свое поведение во многом определяют в современном обществе будущий социальный статус ребенка».
В сфере межличностных отношений ребенок испытывает потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком. Важно помочь ребенку осознать свою индивидуальность, основные способы общения с другими людьми, не заставлять, не давить, а помочь преодолеть стереотипы, мешающие ему жить.
Социально-коммуникативное развитие и учет интересов и наклонностей каждого ребенка в полной мере реализуется при освоении и исполнении разных видов музыкальной деятельности как на праздниках и развлечениях с детьми, так и в непосредственно – образовательной деятельности (НОД). Вариативность использования данного образовательного материала является актуальным и позволяет создать оптимальные условия для развития музыкальности и личностных качеств каждого ребенка.
Обогащая музыкально-слуховые навыки детей, педагоги учат их понимать, что движения, жесты, мимика и пантомимика имеют свой смысл, с их помощью можно выразить настроение, намерение, отношение к другому человеку, можно «рассказать» целую историю, не издавая ни звука. А с помощью выразительных движений, пластики тела, через создание образа, соответствующего музыкальному произведению, дети учатся понимать музыку, чувствовать её, любить. Ведь давно известно, что различные по характеру и настроению музыкальные произведения стимулируют фантазию ребенка, помогают ему раскрепоститься и ощутить в полной мере возможности своего тела. Данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции.
Практическая деятельность основывается на следующем научном предположении: развитие музыкальных способностей ребенка является процессуальным. Это значит, что важнейшим в детской музыкальной деятельности является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения. Поскольку именно в процессе разучивания музыкального материала происходит развитие личности ребенка, развиваются символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль, происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над ними, процесс приобретения детьми умений и навыков не менее важен, чем само исполнение на празднике или участие в спектакле.
Для эффективности и улучшения педагогического процесса музыкальный материал сгруппирован и выстроен в системе определё нных моделей:
Классификация по структуре:
• музыкальная деятельность на внимание («Сугробы», «Четыре шага»);
• музыкальная деятельность на перестроение («Ку-ку!», «Ручеёк с платочком»);
• деятельность со сменой партнёра («Ищи!», «Ну и до свидания!»);
• сюжетная деятельность («Мы на луг ходили», «Солнечная полечка»);
Классификация по назначению:
• направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и поддержать его вербально или с помощью прикосновений, способствующие формированию у детей умения любить окружающих («А кто у нас хороший?», «Вальс друзей»);
• способствующие углублению осознания сферы общения («Мирилка»);
• формирующие умение сотрудничать («Сапожники и клиенты»)
• на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим («Марионетки и кукловоды», «Помирились»).
Музыкальная деятельность обладает широким спектром возможностей для развития социально-коммуникативных качеств дошкольников. Сегодня я представляю только её небольшую часть, но в дальнейшем планирую продолжить работу в этом направлении.