Татьяна Евина
Музыкальное занятие «Путешествие в страну Гармония (к циклу «Путешествие с тремя китами»)
▼ Скачать + Заказать документы
НОД на тему: «Путешествие в страну Гармония».
Цель: Расширять представления детей о разнообразии трёх музыкальных жанров.
Задачи:
• совместно с ребёнком определять характер музыки и передавать его через движения своего тела;
• обращать внимание детей на начало движения после музыкального вступления;
• активизировать словарь детей (названия маршей, песней, танцев, определения характера музыки);
Публикация «Музыкальное занятие „Путешествие в страну Гармония (к циклу „Путешествие с тремя китами“)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
• развивать координацию, выразительность движений;
• совершенствовать умения слышать сильную долю такта, ритмический рисунок музыки, воспроизводить ритм звучащими жестами (с помощью кулачков, пальцев, ладоней) и на детских музыкальных инструментах;
• воспитывать в детях чувство сопереживания сказочным героям, сопричастности к происходящему, доброжелательность, вежливость.
Оборудование: письмо от Домисольки, музыкальный центр, компьютер, проектор, экран, фонограммы, детские музыкальные инструменты, презентация.
Репертуар:
1. Н. Соловьев «Ходьба разного характера».
2. П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»;
3. Е. Макарова «Приставной шаг с остановкой».
4. В. Жилин «Веселый барабанщик»
5. И. Каплунова Попевка «Бычок» сл. П. Воронько;
6. В. Павленко песня «Капельки» сл. Э. Богданова;
7. В Жубинская песня «Осень пришла» сл. С. Владимирова;
8. Музицирование на текст стихотворения «Шла коза на каблуках» из детского фольклора, обработка К. Орф.
Ход занятия
Водная часть (3 мин) занятия предполагает организацию детей, с целью создания эмоционального настроя, установки на предстоящую деятельность. Это осуществляется с помощью создания проблемно – игровой ситуации. После чтения письма, полученного от принцессы Домисольки.
(Показ слайда № 1 «Привет от Домисольки»).
Дети узнают, что «Музыкальная страна Гармония заколдована, в ней исчезли все мелодии и звуки»
(Показ слайда № 2 «В стране Гармонии Пауза»).
(Детям предлагается отправиться в музыкальную страну, чтобы помочь принцессе Домисольке вернуть утраченные звуки и мелодии. Помогают детям подсказки принцессы, спрятанные в конверте).
Основная часть (24 минуты) - это практическая музыкальная деятельность детей, направленная на выполнение всех поставленных учебных задач.
В основную часть были включены музыкально ритмические упражнения.
Цель упражнений: закреплять умения самостоятельно изменять виды ходьбы, в соответствии со сменой частей в музыке, упражнять в приставном шаге, отмечая паузы в мелодии остановкой движения.
Обращается внимание детей на изображение заколдованного леса, через который идет дорога в страну Гармонию.
(Показ слайда № 3 «Заколдованный лес»).
Музыкальный руководитель : Дети, я предлагаю пройти по заколдованному лесу волшебницы Паузы, быть внимательными и двигаться так, как подсказывает музыка. (Дети с интересом вовлекаются в игровой сюжет, двигаются широким, затем мелким шагом под музыку). А теперь предлагаю пройти по «узенькому мосточку» приставным шагом. (Дети выполняют упражнение под музыку Н. Соловьева «Ходьба разного характера», отмечают паузы в мелодии, остановкой движения. Затем, дети располагаются в зоне исполнительской деятельности, чтобы узнать какие подсказки им приготовила в конверте Домисолька).
Музыкальный руководитель : Первой подсказкой становятся Ритмические барабанные палочки. Мы оказались в городе Ритма.
(Показ слайда № 4 «Город Ритма»).
Музыкальный руководитель : Этот город нужно озвучить, дети, предлагаю вам исполнить ритм по схемам в игре «Веселый барабанщик».
(Показ слайда № 5 «Весёлый барабанщик»).
(Посредством воспроизведения ритмического рисунка активизируются слуховые анализаторы детей, развивается чувство ритма).
Музыкальный руководитель : Ребята, посмотрите на конверт принцессы. Здесь есть подсказка: портрет П. И Чайковского.
(Показ слайда № 6 «Петр Ильич Чайковский»).
Вы узнали композитора? (Ответы детей). Послушаем пьесу «Марш деревянных солдатиков» и определим количество частей пьесы. (Звучит на фортепиано «Марш деревянных солдатиков» П. И Чайковского. Дети рассказывают о количестве и о характере каждой из частей).
(Далее, используя прием моделирования, дети соотносят трехчастную форму пьесы со схемой. Так, выполнив все задания данного этапа, дети наполняют звуками город Марша).
(Показ слайда № 7 «Город марша»).
Повторное прослушивание произведения сопровождается просмотром слайда № 8 «Марширующие солдатики» с использованием рисунков детей, изображающие марширующих солдатиков.
В середине занятия с целью снятия статического напряжения, повышения работоспособности, а также активизации и развития артикуляционного аппарата была организована логоритмическая игра «Анко – Дранко».
(Следующий этап основной части это развитие певческих навыков детей).
Музыкальный руководитель : И вот следующая подсказка Домисольки. Это - музыкальная загадка. (Дети узнают распевку «Бычок» по музыкальному отрывку и видят его изображение в качестве отгадки.
(Показ слайда № 9 «Бычок»).
Музыкальный руководитель : Выполнили задание, попадаем в город Песни (Показ слайда № 10 «Город Песни»).
Музыкальный руководитель : Как в распевке изменяется настроение? (Ответы детей). Правильно, то грустно, то весело. Мы познакомимся с музыкальным ладом (мажором и минором). Они как братья, но с разными характерами.
(Показ слайда № 11 «Мир эмоций»).
(На слайде дети видят изображение грустного Минора и веселого Мажора. Кроме того, детям предлагается рассказать о пользе распевки для голоса, с целью закрепления валеологических знаний детей).
Музыкальный руководитель : Споём про бычка нашу распевку.
А теперь познакомимся с песней «Осень пришла».
(Показ слайда № 12 «Осень»).
(С помощью наглядных и словесных методов дети выделяют средства музыкальной выразительности песни. дети рассматривают вид осеннего леса. Кроме того, детям предлагается рассказать о средствах художественной выразительности в изображении осеннего пейзажа).
(Показ слайда № 13 «Задумчивая осень»).
Следующую песню «Капельки», дети определяют по музыкальному вступлению. С помощью упражнения «Эхо»
(Показ слайда № 14» Эхо»).
(Здесь дети овладевают певческими навыками в исполнения песни, а далее – приступают к разучиванию второго куплета. Так, справившись со всеми заданиями данного этапа, дети наполняют звуками город Песни).
(Следующий этап основной части – это организация дидактической игры «Узнай звук». С целью развития музыкально-слуховых представлений детей (умения различать шумовые и музыкальные звуки по слуху). Дети эмоционально реагируют на шумовые звуки, отмечая их звучание подъемом руки, определяют их сходство с тем или другим явлением в природе (например, звук скрипа крахмала, сравнивают со скрипом снега и т. д.)
Музыкальный руководитель : Следующей подсказкой принцессы Домисольки, становится загадка. (О козе). Угадав ее, вы попадёте в город Музыкальных инструментов.
(Показ слайда № 15 «Город музыкальных инструментов»).
Музыкальный руководитель : Сейчас мы будем играть на деревянных и металлических шумовых инструментах.
(Показ слайда № 16 «Деревянные музыкальные инструменты»).
Музыкальный руководитель : Какие инструменты вы видите здесь?
Дети: деревянные ложки, рубель.
(Показ слайда № 17 «Металлические музыкальные инструменты»).
Музыкальный руководитель : А на этой картинке?
Дети: большие и маленькие металлические тарелочки.
(Дети озвучивают текст детской попевки «Шла коза на каблуках», разделившись на 2 группы – ложкари и тарелочники. Индивидуальной игрой на рубеле и больших тарелках управляет ребенок-дирижер. Ритмично музицируя на музыкальных инструментах в ансамбле, дети наполняют звуками город Музыкальных инструментов).
Музыкальный руководитель : Последней подсказкой из конверта Домисольки, становится маска Лисы. Дети, вспомните знакомый танец, где главной героиней является Лиса. (Ответы детей). Правильно, это танец «Лиса в норке» и теперь мы попадаем в город Танца.
(Показ слайда № 18 «Город Танца»).
Музыкальный руководитель : Чтобы озвучить его, дети, я предлагаю расположиться в танцевальной зоне и повторить танец.
(После эмоционального показа – напоминания движений ребенком. Дети ритмичны и пластичны в танце, эмоциональны и раскрепощены).
В заключительной части (3 мин) подводится итог деятельности, используя метод анализа успешности выполнения заданий.
(Показ слайда № 19 «Гармония»).
Музыкальный руководитель : Итак, мы наполнили звуками все города страны Гармония. Задание Домисольки выполнено! Гармонией и любовью живут герои этой страны.
(Как результат – звучание колокольного звона в конце занятия. Что означало победу детей над злой волшебницей Паузой. Дети под звон колоколов покидают музыкальный зал).