Светлана Беликова
Конспект музыкального занятия «Я родом из Донского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия.
(под музыку «Донские казаки» выходят дети, казак и казачка держат каравай с солью).
Дети: - Здорово дневали хозяйка!- (кланяются).
Муз. рук. – Слава богу гости дорогие! (кланяется)
Казачка (девочка) : На донщине моей
Рады встретить всех гостей!
Ой, гости милые, заходите,
Хлеб- соль от нас примите!
Ой, да слово доброе скажите!
Казак (мальчик) : Свое слово ласковое нам
От родной донской земли
Мы поклон вам принесли!
(подают каравай с солью ведущему, низко кланяются)
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Темочки
Муз рук: Отдых- это не безделки, время игр и новостей
Начинаем посиделки для любезных для гостей.
Мир, вам, гости дорогие, вы явились в добрый час
Встречу теплую такую я готовила для вас
Будут игры, будут пляски, будут песни хороши
Ведь когда-то посиделки были праздником души.
Муз. рук: Занимайте места где кому удобно, посидим в тесном кругу, побеседуем, да былое вспомним.
Мы живем в большой и дружной стране- Россия. Наш Донской край-часть нашей Родины. И
Сегодня наше занятие посвящено малому уголку нашей родины
Донской край! Жемчужина Юга России!
Прозрачные акварельные степи,
Синие излуки донских берегов,
Золотые пшеничные поля.
Край вольнолюбивых, мужественных,
Сердечных и гостеприимных людей.
Муз рук: А знаете ли вы ребята, кто такие казаки?
Дети: Казаки свободные, вольные люди.
Муз. рук: Где жили казаки?
Дети: Казаки жили в близи рек.
Муз. рук: Какая главная река в нашем Донском крае?
Дети: Река называется Дон-Батюшка.
По реке Дон ходят корабли, теплоходы.
По берегам реки расположены села, города.
Муз. рук: А чем занимались казаки?
Дети: Они были воинами, защитниками Родины; пахали землю, сеяли пшеницу, строили дома.
Муз. рук: Ребята, как назывались дома, в которых жили казаки?
Дети: Они назывались курень.
Муз. рук: Само слово «курень» означает «круглый». В таком жилище комнаты располагались по кругу. Крыши куреня делали из камыша или соломы, а позднее железом. Первые курени были на сваях, так как весной Дон разливался и мог затопить дом.
В 19 веке самое широкое распространение получил трехкомнатный курень или круглый дом с четырехскатной крышей, все комнаты которого сообщались между собой.
В первой комнате, прихожей, стояли топчан и табурет с ведром воды, а над топчаном висела жердочка для полотенца.
В следующей комнате, стряпной, была печь-грубка, вдоль стен стояли лавки, в углах- полочки, заполненные различной кухонной утварью.
В третьей комнате, горнице или зале, которая, несмотря на скромную обстановку, всегда имела нарядный вид, принимали и потчевали гостей, служили молебны, панихиды. В горнице, в красном углу, находились иконы, в простенке, между окнами, стоял стол, накрытый скатертью. В одном углу- постав или горка с красиво расставленной посудой, на полу стоял сундук, окованный железом – «скрыня». На стенах развешивали сбрую, оружие- шашки, сабли, ружья, пистолеты, иногда старинные, переходившие от дедов и прадедов.
Порядок в доме соблюдали все члены семьи. Красиво было в казачьем курене, все вещи сделаны с большой любовью и своими руками.
Муз. рук: Дорогие гости, чтобы нам лучше понять друг друга, мы хотим вас познакомить с особенными казачьими словами, которые в наше время немного позабылись.
Игра «Забытые слова».
(дети под музыку идут по кругу, противоходом им идет ведущий с рушником на шее. Музыка останавливается, дети и ведущий тоже. Ведущий набрасывает рушник на плечи ребенку, который оказался напротив него).
Ребенок: -Слово ты говори.
Муз рук: По казачьи повтори. Шелковица.
Ребенок: Тютина.
При правильном ответе, все дети хором кричат «Любо!».
Игра продолжается со словами :
Командир-атаман,
Очень- дюже,
Полотенце-рушник,
Дом –курень,
Говорят- гуторят,
Отец – батя,
Хозяйственный двор – баз,
Компот – узвар,
Плетка –нагайка,
Кувшин – глэчик,
Лук – цибуля,
Дыня – кавун
Муз рук: Замечательно, ребята, вспомнили забытые слова.
Ребята, казаки не только занимались хозяйством, строили дома, они еще очень любили свою Родину и защищали ее от врагов. А чтобы защищать свою родину каким должен быть казак?
Ответы детей.
Муз рук: Правильно, смелость, отвага, чувство товарищества, физическая выносливость, сила, ловкость – все эти качества присущи казакам.
- Какое самое главное оружие у казаков?
Дети: Шашка, даже есть такая поговорка- Шашка подруга казака.
Муз. рук: Давайте рассмотрим казачью шашку, подержите ее в руках, что вы можете сказать о ней?
Дети: Холодная, железная, тяжелая.
Муз. рук: Несмотря на то, что шашка тяжелая, казаки мастерски владели шашкой, т. Учились этому с детства, есть даже целое искусство владения шашкой и оно называется фланкировка. Запомните это новое для вас слово.
Просмотр видеоролика «Фланкировка».
Муз. рук: Ребята, какое вы еще знаете оружие казаков?
Дети: Нагайка –это конская плеть.
Муз. рук: Молодцы, посмотрите у меня в руках настоящая нагайка. Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру
«Передай нагайку».
(дети стоят в кругу, по цепочке передают нагайку под музыку, по команде воспитателя: «Стоп! В руках ребенка у которого оказалась нагайка отвечает на вопрос)
- Как называли предводителя войска казаков? - Атаман.
-Как называется казачья шапка? - Папаха.
- Лучший друг казака? - Конь.
- Любимое угощение казачат? – пряник.
-Кто поет своим детям колыбельные песни? Мать-казачка.
Муз. рук: Какие вы молодцы, давайте вспомним кто был верным другом казака?
Верно, это конь.
- Казак без коня, что солдат без ружья.
- Казак сам голодает, но коня накормит.
Муз. рук: Каждый казак должен уметь скакать на коне, есть даже целое искусство, которое называется –Джигитовка. Давайте с вами посмотрим видеоролик о джигитовке.
Просмотр видеоролика «Джигитовка».
Муз. рук: Ребята, запомните это новое для вас слово-джигитовка, а мы с вами тоже сейчас побудем в роли казачат, наездников.
Физ минутка:
Кто шагает дружно вряд,
Посмотри, посмотри. (рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево)
Это наш лихой отряд,
Казаки, казаки
Кто за казаком идет (ходьба на месте)
В поводу, в поводу
То коня казак ведет
Под узду, под узду (на носочках)
Скачет резво конь лихой, (скачут)
С седоком, с седоком
Охраняя наш покой
С казаком, с казаком,
Будем мы с моим конем,
На границе стоять,
Нашу землю от врагов (рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево)
Охранять, охранять.
Муз. рук: Идем присаживаемся, а еще казаки народ музыкальный. Они любят повеселиться, попеть, поплясать как дома во время семейных торжеств и праздников, так и во время военных походов, в часы недолгого отдыха. Не один праздник не обходился без музыкальных инструментов. Сейчас я хочу познакомить вас с инструментом,о котором вы еще не слышали.
Самым древним струнным инструментом у казаков считалась донская лира, по-местному –рыле, или гудок, получивший название от звучащей струны баска. Играли на лире обычно двое- рылешник, он же песенник, и помощник, который поддерживал лиру и подголашивал, вторил, помогал. Во время игры рылешник левой рукой нажимал клавиши, а правой вертел рукоятку, приводившую в движение колесико, которое терлось о струны, вызывая резкий, немного гнусавый звук.
Слушание: «Звуки донской лиры».
Муз. рук: В качестве музыкальных инструментов с успехом использовались свистульки, жужалки, погремушки. На Дону традиционно любили звон колокольчиков и бубенчиков. Их прикрепляли к детской погремушке, бубну, гармошке, к дуге и уздечке лошади. Звон бубенцов нес радость и оберегал от напастей.
- Дон без песни, что виноградная лоза без грозди.
- Казачьи песни наши слушать- что мед ложкой кушать!
- Давайте споем песню про несокрушимый дух казака.
Песня «Казачата».
Муз рук: Ну и здорово вы пели – любо-дорого глядеть,
Выходите, собирайтесь,
Да в веселый пляс пускайтесь,
Каблучками чок-чок-чок
Нам станцуйте казачок.
Танец «Варенька».
Обсуждение занятия с детьми.