елена николаева
Конспект занятия «Музыкальное экспериментирование»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное экспериментирование
Одной из актуальных проблем современности является проблема развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. В этой связи необходимо развивать у дошкольников формы мышления. Одним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно – экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Публикация «Конспект занятия „Музыкальное экспериментирование“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления, с целью более полного их познания и освоения.
Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности.
В музыкальном образовании процесс экспериментирования способствует развитию инициативности, произвольности и креативности личности ребенка, формированию его интеллектуальной компетентности.
Среди музыкальных экспериментов важное место занимают эксперименты со звуком. Знакомство с различными звуками должно быть первой ступенью вхождения ребенка в мир музыки. В процессе таких экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации.
Эксперименты проводятся в поисках звуков города, деревни; поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение птиц - постукиванием по хрустальному стаканчику) и т. п.
Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер. Задачи экспериментирования усложняются о возраста к возрасту.
В младшей группе дети учатся определять предмет по издаваемому звуку: «Что звучит». А также различать музыкальные и шумовые звуки : «Музыка или шум?»
В средней группе детей подводят к пониманию причин возникновения звуков:
«Почему все звучит?», «Откуда берется голос?»
В старшей группе детям объясняют, как распространяются звуковые волны, подводят к пониманию возникновения эха («Где живет эхо?», а также выявляют причину возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера, причины усиления и ослабления звука («Как сделать звук громче», «Коробочка с секретом» и др.)
Задачами подготовительной группы является выявления особенностей передачи звука, причин происхождения высоких и низких звуков, частоты звука («Почему комар пищит, а шмель жужжит», «Поющая струна»
В построении образовательного процесса целесообразно включать циклы занятий по музыкальному экспериментированию, содержащие следующие разделы: «Где живут звуки?» (темы «Звуки улицы», «Звуки дома», «Звуки природы»); «Звук живет в любом предмете» (темы «Деревянные и металлические звуки», «Стеклянные звуки»).
Дети могут сами изготавливать самодельные шумовые музыкальные инструменты из бросового материала – шумелки, сопелки, звенелки, шуршалки, щипалки и т. п К изготовлению инструментов целесообразно привлечь родителей.
Шумовые ударные инструменты можно использовать очень широко и разнообразно, особенно в работе с маленькими детьми. Например, озвучивая сказку «Теремок», дети получают представление о тембрах различных музыкальных инструментов, подбирают для каждого персонажа соответствующий инструмент, овладевают способами элементарного музицирования.
При слушании сказки в старшем дошкольном возрасте можно предложить детям отгадать сказочных персонажей по звучанию музыкального инструмента, пропустив слова, обозначающие персонажей. Это непростое задание для детей, но очень интересное и полезное, развивающее мышление, воображение, реакцию и память.
Музыкальные инструменты с самого начала работы с детьми используют вместе с певческим голосом, природными инструментами (руками и ногами, издающими ритмичные звуки- хлопки, притопы и. д.) Эту гамму звукоизвлечений следует дополнить, расширить и улучшить маленькими ударными инструментами без определенной высоты звука: трещотками, деревянными палочками, тарелочками, треугольниками, кастаньетами, различного рода деревянными и кожаными барабанами, бубецами и другими подобныви инструментами.
Затем к данным инструментам, применяемым в качестве звукокрасочных и ритмических, присоединяются ударные инструменты с фиксированной высотой звука: разной формы штабшпили (металлофоны, ксилофоны, стеклянные сосуды).
Штабшпили являются связующим звеном между мелодическими и ритмическими инструментами и образуют основу звучащего ансамбля.
Работая в лаборатории, можно создать мини-музей, оформить тематические выставки: «Волшебные звуки музыки» (творческие работы детей, родителей, педагогов, «Музыкальные инструменты руками детей», «В царстве звуков», а также фотосессии по мероприятиям, в которых дети могут использовать музыкальные инструменты, сделанные своими руками.
Как уже говорилось выше, значение музыкальных экспериментов неоспоримо для интеллектуального развития детей – они конценрируют внимание, авктивизируют память, являются показателем постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности.
Овладение детьми определенными знаниями, умение создавать свой собственный музыкальный инструмент, сочинить собственную мелодию на нем, позволит почувствовать свою значимость, самостоятельность, а участие в выставках, концертах, фото-сессиях дадут родителям исчерпывающую информацию об эффекте применяемых методов, средств и форм музыкальной деятельности.
Кроме того, в процессе музыкально-экспериментальной деятельности дети научатся правильно использовать музыку в своей жизни, чтобы она могла служить во благо ребенка, а не во вред.