Анна Курдюмова
Музыкальное воспитание детей в детском саду
Музыкальное воспитание детей в детском саду.
Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на все общем этапе полняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Музыка – это главный источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях на разных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего дошкольного музыкального воспитания детей, – формирование ведущего всей музыкальности, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Музыкальные занятия занимает особое место в ряду всех остальных. Именно на музыки, в разговоре с ней развитие ребенка идет по качественно иному пути. Отсюда возникают вопросы: что делать, чтобы занятия стали более интересны, насыщенней, дали бы детям всего активного участия в ходе занятия. Поэтому главное в музыкальной жизни в детском саду становятся инновационные технологии в занятиях В этом большая помощь от информации, полученной из интернета: общение с коллегами, обмен опытом, поиск необходимых музыкальных произведений, обмен сценариями и теоретическими знаниями. Главное инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.
Публикация «Музыкальное воспитание детей в детском саду» размещена в разделах
Формы развития музыкальности, которые используются на занятиях – это:
1. Коммуникативные танцы: Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи: развития коммуникативных навыков, работы над ощущением формы, развития двигательной координации, развития чувства ритма. Например: танец «Здравствуй», «Я от тебя убегу, убегу».
2. Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые) : Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Например: «В домике скворечнике», «Обезьянки и тигр», «Карусели».
Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.
3. игры пальчиковые (музыкальные и речевые) : Ценность пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмозвуковыми модуляциями разговорной речи. Работа над текстами с жестовыми рисунками способствует также активизации абстрактного и образно-ассоциативного мышления. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы.
4. «Х рук» : Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих — «дирижеров». Данная форма направлена на развитие: координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации.
5. Ритмо декламация под музыку : Ритмо декламация – синтез музыки и поэзии. Её можно определить, как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка. Отсутсвие от пения в ритмодекламации связано, с одной стороны, с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребёнка говорить, а с другой, направлено на развитие механизмов интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым).
До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь. В дальнейшем эти навыки позволяют детям принимать активное участие в музыкальных гостиных, где умение сочетать музыкальный фон и декламацию очень важны.
6. Игры с звуками: В работе с играми и звуками выделяю условно следующие направления: звучащие жесты и музыка моего тела; шумовые инструменты (традиционные и самодельные) и музыка, рожденная из шума.
Игры и типа «Послушай себя» позволяют детям ощутить радость открытия того, что природа наделила человека огромным многообразием звуков. Их можно воспроизвести, используя возможности собственного тела (голосом, руками, ногами, губами) как своеобразного и оригинального инструмента. Понимание ребенком тесной связи себя и природы – основная цель игры.
7. Самое Элементарное музицирование: В музыкальной деятельности бывает с детьми считаю необходимым использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Но данная форма работы по развитию музыкальности не ограничивается использованием только традиционных шумовых инструментов. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра!
Общение детей с музыкальными инструментами развивает: музыкальность, тембровый слух, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.
Все вышеописанные формы в той или иной степени могут сочетаться и присутствовать в одной модели. Они могут отбрасываться или дополняться педагогом в зависимости от целей и задач. Модель, трансформируясь, видоизменяясь, обогащаясь, остается в репертуаре надолго. Такое методическое моделирование материала очень ценно: для детей это «знакомая персона» (песня, ритомодекламация, игра, которую приятно повторять, но в уже новом, незнакомом варианте). Подобное варьирование продлевает жизнь не только модели, но и методу, расширяя его границы и открывая новые возможности педагогическому творчеству. Существование моделей допускает множество вариантов решения, зависит от музыкально-педагогической фантазии музыкального руководителя, уровня музыкального и общего развития детей, их художественных пристрастий. Важным и необходимым является умение педагога воодушевлять детей на игру, создавать игровую атмосферу сказки, загадки, приключения, тайны, волшебства. Это требует артистизма, интонационно-речевой, пластической, мимической выразительности, способности погружать детей в разные эмоциональные состояния.