Светлана Григорова
Музыкально-ритмические движения в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
У детей четырех-пяти лет, если они посещали детский сад, уже имеется некоторый опыт выполнения движений под музыку. Дети этого возраста могут различать контрастную музыку, воспроизводить образные движения и несложный сюжет под музыку, согласовывая движения с ее характером, могут более уверенно держаться и ориентироваться в окружающем пространстве. У них возрастают общая подвижность, двигательная активность, умение самостоятельно определять жанры: колыбельная, плясовая, марш — и выполнять соответствующие движения, согласовывая их с яркими средствами музыкальной выразительности : характером, темпом, динамикой, регистром.
Публикация «Музыкально-ритмические движения в средней группе» размещена в разделах
К детям средней группы на занятиях музыкально-ритмическими движениями предъявляются гораздо большие требования: педагог учит их точнее исполнять задание, сознательно исправлять свои ошибки, выразительно исполнять движения; будит воображение, наблюдательность детей, развивает в них инициативу и самостоятельность при выполнении заданий.
Обучая движениям, воспитатель углубляет знания и представления детей об окружающем. Так, например, в упражнениях, в играх дети своими движениями передают повадки различных зверей (хитрая лиса, трусливый заяц, злой волк и др., в хороводах про весну и березку передают светлое, радостное чувство от наблюдений, полученных на прогулке в весенний день.
Проводя музыкальные игры и разучивая пляски, педагог продолжает воспитывать у детей интерес и любовь к музыке, развивает чувство ритма, музыкальную память.
Продолжая обучение умению согласовывать свои движения с характером музыки, педагог использует более разнообразные по содержанию и форме музыкальные произведения, подводит детей к различению и осознанию наиболее простых элементов музыкальной выразительности. Дети учатся понимать и согласовывать свои движения с изменением силы звучания (громко — тихо, регистровой окраски (высокое и низкое звучание, темпа (быстро — медленно) и с простейшей формой музыкального произведения. Педагог предлагает детям двигаться под музыку двух- и трехчастных произведений с ярко контрастными частями и менять движения со- гласно изменению характера музыки. Педагог учит детей воспринимать элементы музыкальной выразительности в полном единстве с характером данной музыки.
Примером может служить «Игра с бубном» под музыку (М. Красев «Полька»).
Описание игры
Дети становятся в круг. Один ребенок с бубном в руках стоит в середине круга.
Первая часть музыки — ребенок бьет в бубен. Дети танцуют на месте, кто как хочет, согласуя свои движения с характером музыки.
Вторая часть — дети, закрыв глаза, присаживаются на корточки, ребенок с бубном тихонько выходит из круга, проходит позади сидящих детей и бесшумно кладет бубен за спиной одного из них. С последним аккордом дети, не оборачиваясь, ищут бубен руками за своей спиной.
Тот, у кого оказался бубен, идет в круг.
Третья часть — ребенок, получивший бубен, танцует, остальные дети хлопают в ладоши.
Затем игра повторяется сначала с новым водящим.
В хороводах и играх под пение воспитатель учит детей передавать в движении характер мелодии и содержание текста песни — хороводные игры под песни «Васька-кот» (музыка Г. Лобачева, «Ворон» (русская народная мелодия, «Веснянка» (украинская народная мелодия) и др.
В соответствии с приобретаемыми в средней группе музыкальными умениями воспитатель уделяет главное внимание выработке умения быстро и легко изменять характер своего движения. Дети учатся в соответствии с музыкой легко и быстро переходить со спокойной ходьбы на бег, с сильного энергичного шага — на тихую ходьбу, с бега — на марш, на прыжки. В конце года дети осваивают поскоки с ноги на ногу, в плясках — разнообразные движения : выставление ноги на пятку, поочередное «выбрасывание» ног вперед, шаг на всей ступне, на носочках, приставной шаг.
Педагог учит детей в играх, в плясках, упражнениях в соответствии с разнообразием музыки двигаться врассыпную, в круге, сужать и расширять круг, двигаться небольшими группами, в парах, взявшись за одну руку, за обе руки, под руку, перестраиваться при ходьбе, изменять направление.
Приоритетное направление работы с детьми четырех-пяти лет — развитие основных движений. В этом возрасте закладываются основы всех видов ходьбы, бега, прыжков. Дети должны знать названия различных основных и танцевальных движений : высокий шаг, спокойная ходьба, легкий бег, подскоки, прыжки, прямой галоп, качание рук, пружинки, приставной шаг и т. д.
К концу года дети должны уметь:
1) воспринимать музыку и точнее согласовывать свои движения с характером музыкальных произведений;
2) изменять движения в связи с изменением темпа, громкости звучания; в играх с пением передавать содержание текста и характер мелодии песни;
3) в музыкально-двигательных этюдах игрового характера использовать выразительную мимику и пантомиму.
Музыкальные игры, пляски и упражнения
В средней группе, так же как и в младшей, основным средством обучения движению является музыкальная игра.
Тематика игр становится более разнообразной. В играх отражается не только то, что дети непосредственно наблюдают в окружающей их жизни, но образы и явления, знакомые детям по рассказам и сказкам (игры «Самолеты», «Зайцы и медведь», «Ворон» и т. д.). Сюжет игры становится более развернутым, а действие — более детализированным, как, например, в играх «Уточка», «Кто у нас хороший?» и др. С детьми средней группы проводятся также музыкальные игры без сюжета, например игра «Будь ловким» (муз. Н. Ладухина).
В связи с усложнением музыки (по характеру, средствам выразительности, по форме) усложняется и построение игр. Вводятся игры с разделением детей на группы, исполняющие разные роли (игры «Уточка», «Зайцы и медведи», игры с элементами соревнования. Все эти игры помогают воспитывать в детях наблюдательность, выдержку, воображение, внимание, память, прививают необходимые навыки поведения в коллективе: честность, умение считаться с интересами сверстников, ответственность за выполнение данного задания.
В средней группе, как и в младшей, дети исполняют пляски по показу и пляски с зафиксированными движениями, самостоятельно используя знакомые движения. Используются пляски более разнообразные по построению (в парах, в кругу, пляски типа «Приглашение» — с постепенным включением в пляску большего числа пляшущих, а также и по музыкальному сопровождению.
Видоизменяется и методика разучивания музыкальных игр и плясок. Учитывая особенности данного возраста, педагог в играх, упражнениях и плясках предоставляет детям возможность самостоятельно выполнить задание, помогая им по мере необходимости показом, объяснением, указанием. Он вырабатывает у детей умения играть и плясать без его участия, самостоятельно повторять знакомые игры и пляски, упражнения.
Обучая детей, педагог использует различные приемы, варьируя их в связи с изменением содержания обучения. Знакомя детей с новыми музыкальными произведениями, с характером, средствами музыкальной выразительности (с громкостью звучания, темпом, с формой данного произведения, педагог привлекает к ним внимание детей при помощи выразительного исполнения произведения и пояснений. Все это происходит в процессе ознакомления с игрой, пляской, упражнением, с их содержанием, построением, игровыми образами.
На занятиях значительное время отводится выразительному показу движений воспитателем или ребенком. Характер пояснений воспитателя должен соответствовать характеру музыки. Так, например, ласково рассказывает он о колыбельной песне, бодро и четко дает указания при объяснении веселой игры.
Обучая двигательным навыкам, воспитатель в большей мере использует упражнения. Эти упражнения бывают направлены на усвоение умений и на разучивание отдельных движений, необходимых для той или иной игры и пляски, для выработки отдельных элементов движений. Воспитатель и здесь использует метод показа, который должен быть четким, выразительным, должен помогать детям правильно выполнять движения, согласовывать их с музыкой. В других случаях дети сначала смотрят, как выполняет движение воспитатель, а затем повторяют это движение самостоятельно.
В процессе работы следует проверить, как усваивается материал занятия: вызвать из группы двух-трех детей и предложить им показать под музыку то или иное движение, упражнение. При этом чаще всего вызываются дети, лучше усвоившие движение. Иногда вместе с ними необходимо вызывать и менее активных детей. Они подтягиваются, активизируются и двигаются лучше. Воспитатель поправляет детей, если это необходимо. Например, если ребенок вяло движется под звуки громкой и быстрой музыки, воспитатель подсказывает ему, чтобы он исполнял движения более энергично.
В зависимости от содержания и построения музыкальной игры видоизменяется и методика. В отдельных случаях педагог рассказывает о содержании игры, затем под музыку показывает движения. В других случаях педагог сначала исполняет музыкальное произведение, обращает внимание на характерные средства музыкальной выразительности, а затем уже раскрывает его содержание.
Разучивание музыкальных игр проходит в несколько этапов. При первоначальном ознакомлении с игрой воспитатель начинает с краткой беседы или рассказа. Иногда он сопровождает свое объяснение показом; в других случаях вместе с детьми включается в игру. Можно в процессе игры дать нужные указания, но предоставить детям возможность проявить большую самостоятельность. В этом случае воспитатель последовательно уточняет и совершенствует исполнение игры детьми.
На каждом занятии при разучивании игры воспитатель ставит перед детьми новые задачи. Разученная игра неоднократно повторяется. Иногда в нее вносятся новые элементы, и она видоизменяется, усложняется; игра может сочетаться с другими играми, плясками, песнями. Например, игра «Самолет» (муз. М. Раухвергера) может начинаться исполнением песни «Самолет» (музыка М. Магиденко) и закачиваться веселой пляской «летчиков».
Приведем примерные образцы последовательного разучивания игр.
Игра «Будь ловким» (муз. Н. Ладухина)
Вот другой пример разучивания игры.
«Зайцы и медведь», «Заинька, попляши» (муз. Н. А. Римского-Корсакова)
«Медведь» (муз. В. Ребикова)
Хоровод «Уточка» (песня «Веселая дудочка», муз. М. Красева)
Танец «Приглашение» (украинская народная песня в обработке М. Раухвергера)
Программные умения: учить детей двигаться в соответствии со спокойным характером музыки запева и быстрым характером музыки припева : выразительно, задорно начинать движения припева.
1- е занятие. Слушание музыки «Гречанки». Различать характер музыки запева и припева. Показ движений припева.
2- е занятие. Повторение движений припева. Показ движений запева воспитателем и повторение их детьми.
3-е занятие. Выполнять движения в соответствии с различным характером музыки и запева, и припева.
4-е занятие. Точно с музыкой начинать и заканчивать движения. Показ хорошо танцую