Светлана Полковникова
Музыкально-краеведческий досуг «Моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Способствовать патриотическому воспитанию детей, привитию любви к родному краю через художественно-эстетическое и познавательное развитие детей.
Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры. Вызывать эмоциональный отклик при восприятии музыкального материала. Закрепление пройденного материала и разучивание нового.
Дать детям представления о малой родине - область, район, село.
Темочки:
- Моя малая Родина, край, город. Краеведение
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Родина, Россия. Сценарии развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Познакомить детей с символикой Старомайнского района (герб, флаг, гимн). Научить понимать символический смысл изображений на гербе.
Формировать представления о малой Родине (Ульяновская область, Старомайнский район, р. п. Старая майна).
Развивать связную речь, активизировать словарь (малая Родина, большая Родина, земляки, старомайнцы).
Задачи:
Образовательные. Обогащать духовную культуру детей; совершенствовать умение правильно называть музыкальные инструменты, правильно их держать и ритмично играть на них в соответствии с музыкой; приучать детей к правильному выполнению заданий, развивать устойчивое внимание при их выполнении.
Развивающие. Развивать: - умение играть на музыкальных инструментах в оркестре, выразительно двигаться в танце, эмоционально петь; - творческое воображение, логическое мышление посредством разгадывания загадок; - умение ориентироваться в пространстве; - умение реагировать на звучание музыки, выполнять движения по словесному пояснению педагога и самостоятельно; - умение выполнять действия с предметами; - голосовые связки и музыкальный слух; - умение определять характер музыкального произведения.
Воспитательные. Воспитывать личностные качества, умение соблюдать правила выполнения упражнений. Вызвать желание и интерес к слушанию музыки и к игре на музыкальных инструментах. Воспитывать любовь к своей малой Родине. Обогащать духовный мир детей. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Музыкальный репертуар : Песенка-распевка «Приветствие», танец с платочками, м/р движение с флажками, гимн Старомайнского района, песни «Песенка друзей» и
«Милый чудный край», оркестр «Озорная полька».
Предварительная работа: игра на музыкальных инструментах, разучивание танца и песен, повторение названий музыкальных инструментов и способов игры на них, прохлопывание заданного ритма.
Оборудование: музыкальные инструменты : бубны, колокольчики, маракасы, деревянные ложки, бубенчики, ксилофон; ноутбук, проектор для показа презентации, экран вытяжного типа, музыкальный центр; платочки, флажки.
В данном досуге были использованы следующие группы методов и приё мов:
Словесный: диалог, беседа, литературное слово.
Наглядный: просмотр слайдов.
Практический: пение песенки-распевки «Приветствие»; игра на музыкальных инструментах в оркестре (деревянные ложки, колокольчики, бубны, маракасы, бубенцы, ксилофон); слушание гимна Старомайнского района; разучивание музыкально-ритмических движений с флажками; исполнение танца с платочками под песню С. Лямина «Старая Майна будь молодой»; исполнение песен «Песенка друзей», «Милый чудный край».
Ход досуга
Дети заходят в зал и встают полукругом лицом к гостям.
М. р. : Дети, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними доброй песенкой. Песенка «Приветствие»
М. р. : Дети, проходите друг за другом, присаживайтесь на стульчики.
Дети садятся на стульчики.
М. р. : Сегодня, я хочу, начать занятие со слов русского писателя М. Пришвина: «Мы хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – нужна вода, птице – воздух, зверю лес и горы. А человеку нужна Родина». Вот сегодня мы поговорим о нашей Родине.
М. р. : Ребята, скажите, как называется страна, в которой мы с вами живем?
Дети: Россия.
М. р. : Правильно, Россия. Россия - самая большая страна в мире. В ней много городов, рек, лесов. Все это наша большая Родина.
М. р. : В России много республик и областей. Ребята, скажите, в какой области мы живем?
Дети: Мы живём в Ульяновской области.
М. р. : Правильно, Ульяновская область. В Ульяновской области очень много районов. А как называется район в котором мы живём.
Дети: Старомайнский район.
М. р. : Правильно, мы живём в Старомайнском районе.
М. р. : А как называется посёлок в котором мы живём?
Дети: рабочий посёлок Старая Майна.
М. р. : Ульяновская область, Старомайнский район, рабочий посёлок Старая Майна - это и есть наша малая Родина, где мы родились и растём.
(Большая Родина - это страна, в которой мы живем, а малая Родина - это место, где человек родился и вырос.)
М. р. : Как у всех городов, у нашего Старомайнского района есть свои символы: герб, флаг, гимн.
Первый символ – Герб.
Герб Старомайнского района представляет собой четырехугольный, заостренный снизу щит.
Синий цвет символизируют реку Волгу, мечи символизируют защиту от набегов, семь башен острога - семь поселений муниципального образования «Старомайнский район». Зеленый цвет - леса занимающие территории района.
Второй символ – Флаг. Флаг Старомайнского района представляет собой прямоугольное полотнище синего цвета. Внизу - горизонтальная полоса подобная зубчатой стене жёлтого цвета. В центре - два обнажённых скрещённых меча белого цвета с рукоятками жёлтого цвета. (или два обнаженных скрещённых серебряных меча с золотыми рукоятками)
М. р. : Сейчас я вам предлагаю выполнить упражнение с флажками.
«Упражнение с флажками»
Третий символ – Гимн. Также в нашем районе есть свой гимн. Авторы Старомайнского гимна Т. Н. Маркелова, Т. А. Сержантова и И. А. Шамеев.
Гимн – это торжественная песня. Как вы думаете, в каких случаях он исполняется?
Дети: Он исполняется в особо торжественных случаях, во время подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. Гимн слушают стоя, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране (району).
Давайте и мы послушаем один куплет этой торжественной песни.
Гимн Старомайнского района
М. р. : О чём поется? Какое настроение передает? (Ответы детей)
М. р. : Гимн Старомайнского района звучит в самый главный праздник посёлка – День рождения Старой Майны. Давайте послушаем ещё раз фрагмент Старомайнского гимна.
Повторное слушание Гимна Старомайнского района
В нашей малой Родине (Старомайнском районе) живут разные народы: русские, татары, чуваши, мордва. Все они живут в мире и согласии, между собой дружат. А вы дружите, у вас есть друзья? (Да) Давайте споём песню о дружбе и друзьях.
«Песенка друзей»
М. р. : Ещё в Старомайнском районе есть много разных зданий. Как они называются вы узнаете, когда отгадаете загадки.
1). В этом домике врачи ждут людей чтоб их лечить.
Всем они помочь готовы- отпускают лишь здоровых. (больница)
2). Стоит веселый светлый дом, ребят проворных много в нем.
Там пишут и считают, рисуют и читают. (школа)
3). Это что за чудный дом? Сколько деток в доме том,
Дом детишкам очень рад, что же это? (детский сад)
4). Ты можешь здесь купить конверт, послать посылку срочно,
Всем передать большой привет, ведь зданье это … (почта)
5). Если холодильник пуст, закончились продукты.
Ты сюда входи скорее и бери корзину,
Покупай, что повкуснее в нашем… (магазине)
6). Этот дом – красивый дом, для студентов создан он
Они там учатся, дерзают профессий много получают. (техникум)
7). Дом особый, знаешь сам – Православный Божий … (храм)
8). На площади центральной стоит Дворец Талантов
Для художников, танцоров и юных музыкантов.
Что это? (ДШИ, Детская школа искусств)
М. р. : Ребята, а чем занимаются дети в школе искусств?
(Танцуют, рисуют, поют, играют на музыкальных инструментах)
М. р. : Да, правильно и сейчас, я предлагаю вам поиграть на музыкальных инструментах в оркестре. (Встаём и делаем полукруг, раздаю муз. ин-нты).
Оркестр «Озорная полька»
Дети кладут инструменты и садятся на места
М. р. : В Старомайнском районе живут люди разных профессий. Среди них есть поэты и музыканты. Послушайте стихотворение, нашей землячки поэтессы Шанти Яцковской «Семь чудес света Старой Майны». А прочитают его дети Старомайнской школы № 1.
Смотрим видео и слушаем стих «Семь чудес света Старой Майны».
М. р. : Сейчас мы послушаем отрывок из «Баллады о родном крае» которую написал Ульяновский поэт Николай Марянин в исполнении детей Старомайнской школы № 1.
Смотрим видео и слушаем отрывок из
«Баллады о родном крае. Старомайнский район».
М. р. : Наша малая Родина – это наш Старомайнский район. Мы должны гордиться, что живем в нём, и любить его. А вы любите свою малую Родину? (Да). Давайте выразим всю свою любовь к Старомайнскому району песней «Милый чудный край».
Песня «Милый чудный край»
М. р. : Ульяновский поэт Н. Марянин тесно сотрудничает с другим нашим земляком (житель Старомайнского района) композитором и певецом Сергеем Николаевичем Ляминым. Вместе они написали очень много хороших, красивых песен о нашем крае и наших земляках. Мы будем продолжать знакомиться с творчеством наших талантливых земляков.
Ещё хочу отметить, что С. Н. Лямин написал очень красивую песню о Старой Майне, называется она «Старая Майна будь молодой». Сейчас девочки исполнят под эту песню танец с платочками.
«Танец с платочками»
М. р. : Мы сегодня с вами поговорили о нашей малой Родине.
Как называется наша малая Родина?
Занятие наше закончилось, но не закончилось изучение малой родины. Вы будете расти и узнавать что-то новое, потому что Родина не только то, что вокруг тебя, но и ты сам. И в заключении я хочу прочитать вам не большое стихотворение.
Родина большая громко позовет.
Но в душе пусть тихо малая живет.
Маленькой поселок - домики, сады.
Где бы рос счастливым и любимым ты.