Юлия Абалтусова
Музыкально-дидактические игры для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1. ЛЕСЕНКА
Программное содержание:1. Различать постепенное движение
мелодии вверх и вниз, отмечая его положением руки.
2. Развивать музыкальную память и музыкально-аналитическое
мышление – умение различать поступенное движение мелодии вверх
и вниз. Учить детей соотносить свои действия с музыкой (движения
руки) по слуховому восприятию.
Развивать музыкальный слух – умение отличать напевное звучание
мелодии от отрывистого. Развивать представление об
Публикация «Музыкально-дидактические игры для дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
изобразительных возможностях музыки.
Материал: лесенка девочка мишка зайка бабушка.
Ход игры : Педагог предлагает детям послушать как по музыкальной
лесенке поднимается маленькая девочка и старая бабушка, или
большой медведь и маленький зайка и сравнить музыкальные
фрагменты.
Игровые правила: Внимательно слушать, не мешать другим.
Игровые действия: Показ рукой.
Игровая цель: Самостоятельно закончить музыкальную фразу.
Ход игры : Педагог исполняет попевку «Лесенка» Е. Тиличеевой. При
повторном исполнении предлагает детям поиграть: показать рукой,
куда движется девочка (кукла и т. д.) – вверх по лесенке или вниз.
Затем педагог исполняет попевку, при этом он не допевает последнее
слово сначала в первой, а потом во второй части попевки, и
предлагает детям самим закончить ее.
Для средних, старших и подготовительных групп используется лесенка
из 5 ступенек, для последних возможно из 7. Для младших – из 3.
Для 7 ступенек: Для 5 ступенек: Для 3 ступенек:
-До, ре, ми, фа, Вот иду я вверх, Вверх иду,
соль, ля, си. И спускаюсь вниз. Вниз иду.
3. КОГО ВСТРЕТИЛ КОЛОБОК?
Программное содержание: (СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ) Развивать у
детей представление о регистрах (высоком, среднем, низком).
Материал: карточки: колобок на пеньке, лиса, заяц, мишка.
Ход игры : Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Колобок»
и ее персонажей (волк, лиса, заяц, медведь, при этом он исполняет
соответствующие мелодии, например: «У медведя во бору» в
нижнем регистре, «Зайка» в высоком регистре и т. д. Когда дети
усвоят звучание какого регистра соответствует художественному
образу каждого животного, им предлагается поиграть и
определить на слух, какой персонаж изображен в музыке и выбрать
соответствующую картинку
Программное содержание: (СТАРШИЙ ВОЗРАСТ) Развивать
музыкальную память, учить детей. узнавать знакомые мелодии
изобразительного характера, исполненные в разных регистрах:
высоком, низком, среднем, формируя при этом звуковысотное
восприятие музыки и умение соотносить музыкальный образ с
художественным по слуховому и зрительному восприятию.
Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать
отвечать другим, выбирать соответствующую карточку.
Игровые действия: Загадывание и отгадывание музыкального
фрагмента, выбор соответствующего изображения, можно
самостоятельно исполнить мелодию в заданном регистре.
Игровая цель: Угадать первым.
4. СОЛНЫШКО И ТУЧКА
Программное содержание: (младший возраст) Развивать у детей
представление о различном характере музыки (веселая, спокойная,
грустная).
Ход игры : Детям раздают игровые полотна с изображением солнца,
тучки и солнца за тучкой, которые соответствуют веселой, грустной и
спокойной музыке. Педагог исполняет поочередно песни разного
характера (плясовую, колыбельную, спокойную, и предлагает детям
выбрать карточку соответствующую по настроению характеру
музыки. В младшей группе предлагаются только контрастные по
звучанию веселые и грустные мелодии.
Материал: карточки: солнышко, тучка, солнышко за тучкой.
Программное содержание: (старший возраст) Развивать
музыкальную память, представление детей о различном характере
музыки (веселая, спокойная, грустная). Развивать слуховое
восприятие,
элементарное музыкально-аналитическое мышление – умение
сравнивать, сопоставлять музыку различного характера.
Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать
другим.
Игровые действия: Отгадывание характера музыки, выбор
соответствующего изображения.
Игровая цель: Угадать первым.
5. УЗНАЙ, КАКОЙ
ИНСТРУМЕНТ ЗВУЧИТ
Программное содержание: Развивать у детей умение различать
тембр звучания различных детских музыкальных инструментов
Развивать музыкальную память через тембровый слух – учить детей
различать по слуховому восприятию тембр звучания различных
детских музыкальных инструментов : развивать музыкальную память
и звуковысотный слух, умение по слуховому восприятию различать
высокие, низкие и средние звуки в пределах мажорного трезвучия: до-
ля-фа.
Материал: музыкальные инструменты.
Ход игры : Педагог рассказывает детям, что встречал веселых
музыкантов, которые играли на разных музыкальных инструментах. А
вот на каких инструментах они играли должны отгадать дети сами. Для
этого педагог использует ширму и имеющиеся в музыкальном уголке
детские музыкальные инструменты : бубен, погремушку, дудочку и т. д.
Прослушав звучащий за ширмой инструмент, дети называют его и
выбирают картинку с его изображением. В игре можно использовать
песенку:
средний возраст: старший возраст:
-Музыкальных инструментов Музыкальных инструментов
Знаем мы, ребята, три. Знаем мы, ребята, пять.
А какой сейчас сыграет, А какой сейчас сыграет,
Ну-ка быстро говори. Ты попробуй отгадай.
Музыкальных инструментов Знаем мы, ребята, семь.
А какой сейчас сыграет Отгадаем дружно все
Игровые правила: Прослушать напев, не мешать отвечать другим и
не подсказывать.
Игровые действия: Отгадать высоту звука, показать ее положением
руки или самостоятельно напеть.
Игровая цель: Угадать первым, чтобы увидеть изображение. Первым
собрать всех музыкантов. Слушать внимательно звучание
инструментов, не мешать отвечать друг другу.
Игровые действия: Выбрать картинки с соответствующими
инструментами.
Музыкально- дидактические ИГРЫ