людмила веселова
Музыкальная гостиная «Тайны старого клавесина» для детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Тайны старого клавесина»
Звучит «Вальс цветов» П. И. Чайковского, дети входят и садятся на свои места.
Музыкальный руководитель: Добрый день! Музыкальная гостиная широко распахнула свои двери, чтобы встретить своих друзей, любителей музыки.
Устраивайтесь удобнее, и музыка уведет нас в удивительную страну - музыкальных звуков.
(звучит «Мелодия» Глюка, на фоне музыки музыкальный руководитель читает стихотворение В. Семернина)
«Музыка всюду живет»
Ветер чуть слышно поет, липа вздыхает у сада.
Чуткая музыка всюду живет - в шелесте трав, в шуме дубрав,
Только прислушаться надо.
Публикация «Музыкальная гостиная „Тайны старого клавесина“ для детей старшего возраста» размещена в разделах
Звонко струится ручей, падает гром с небосвода - это мелодией вечной своей мир наполняет природа! Тихие слезы свои ива роняет у брода.
Только приветствуют ночь соловьи звоном ветвей, песней дождей мир наполняет природа.
Птицы встречают восход, ласточка солнышку рада!
Чуткая музыка всюду живет только прислушаться надо.
М. р. : - Не правда ли, прекрасная музыка и прекрасные стихи.
Нужно быть внимательным и чутким, чтобы услышать в обыкновенных вещах звуки музыки. Ребята, вспомните, что звуки делятся на музыкальные и шумовые. Назовите шумовые звуки, которые можно услышать гуляя по лесу или на прогулке. (дети называют варианты ответа)
- Я приглашаю вас на прогулку по осеннему лесу, где вы звукоподражаниями и звукожестами попробуете изобразить шумовые звуки.
Проводятся речевые игры с движениями : «Едем,едем на тележке», «Хохотальная разминка», «Кто рассыпал колокольчики»
Импровизация на колокольчиках «Вальс – шутка» Д. Шостаковича.
(исполняют дети старшей группы)
М. р. : - Чем отличаются музыкальные звуки от шумовых? (дети отвечают)
М. р. : - Верно. А вот та музыка, которая не поется, а играется. И серьезная, и развлекательная, и новая, и давняя - такая музыка называется инструментальная. Древние греки считали инструментальную музыку высшим, божественным искусством.
Я хочу порадовать вас. Нас пригласили в концертный зал на вечер инструментальной музыки. Хотите узнать, кто нас приглашает? Кто прислал пригласительные билеты? (ответ детей)
Фея Радуги. Ее краски любят музыку, поэтому в ее дворце всегда царят радость и веселье, много музыки и разноцветья. Фея Радуги прислала всем разноцветные билеты. Сейчас я вам их раздам и мы отправимся на концерт. (открывает конверт, достает белую бумагу)
- Что такое? Что случилось? Вчера вечером я сама держала в руках эти билета, и они сверкали всеми цветами радуги. А теперь. только белая бумага. Где же все?
(звучит фонограмма «В пещере горного короля» Э. Грига) входит Кощей Бесцветный
М. р. : - Все понятно! Это Кощей Бесцветный. Это он стер и спрятал все краски.
Кощей: - Да! Да! Это я! С детства не люблю всякие краски.
Запер я их в шкатулках. Пока они там, вам меня никогда не одолеть!
Я в тусклость свято верю, рад пасмурному дню.
Любую личность серую люблю я и ценю.
М. р. :- А скажите нам пожалуйста, Ваша Тусклость, как открываются ваши шкатулки?
Кощей: - Ладно, скажу уж вам, все равно не сможете открыть. Только правильные ответы на очень трудные музыкальные вопросы откроют мои шкатулки.
- Да где вам! Даже я не знаю этих ответов!
М. р. : - А мы попробуем. Дети старательно занимались, многое узнали. Да и очень уж нам хочется вернуть краски.
(на шкатулках вопрос. Дети отвечают на него, после правильного ответа, освобождается краска)
М. р. : - Чтобы открыть эту шкатулку, нам нужно отгадать загадку.
Попробуем? Слушайте!
- Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны
Мотив звучит издалека,
Поет про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив,
Его названье. (скрипка)
М. р. : - Верно! К какой группе инструментов относится скрипка? (ответ детей)
Назовите струнно - смычковые инструменты. (ответ детей)
Ребята, а можно играть на струнных инструментах без смычка? Как называются такие инструменты? (дети отвечают)
Перечислите струнно - щипковые инструменты.
Что, Ваша Тусклость, достаточно?
Кощей: - МАЛОВАТО.
М. р. : - Послушай стихи о струнных инструментах поэта Эди Огницвет.
(дети читают стихи)
«Скрипка»
Зелёный кузнечик играет на скрипке, заслушались бабочки, птицы и рыбки.
Пусть первую скрипку подарят и мне, где звонкая тайна есмть в каждой струне.
Я стану учиться, а будущим летом с кузнечиком вместе сыграю дуэтом.
«Цимбалы»
У цимбалиста - чудо - руки: нам подарил на радость он
Дождинок светлых перестуки, кукушки плач, пчелиный звон.
И струны вдаль нас увели, как тропки матери земли.
МР: - А теперь послушай, как красиво звучат струнные инструменты.
Играть на них будут учащиеся ДМШ №1.
На усмотрение педагогов ДМШ звучат произведения написанные для струнных музыкальных инструментах - скрипке, домре, балалайке, гитаре.
(открыли первую шкатулку)
М. р. : - Помогите закончить двустишия:
Звуки выстроились в ряд, получился. (звукоряд)
Дружбу звуков, говорят, называют словом. (лад)
Светлый мир просторный открыл нам лад. (мажорный)
Мир, в сумрак погруженный открыл нам лад. (минорный)
От рева и до свиста три в музыке. (регистра)
(открыли вторую шкатулку)
М. р. : - Послушайте и назовите любимый танец феи Радуги.
(звучит «Вальс цветов» П. Чайковского) дети отвечают.
Посмотрите и полюбуйтесь, как красиво исполняют этот танец дети.
Исполняется «Вальс» П. Чайковского.
(открыли третью шкатулку)
М. Р. : - Послушайте и определите, какой инструмент звучит?
(фонограмма с звуками флейты) дети отвечают
- К какой группе музыкальных инструментов относится флейта? (дети отвечают)
- Перечислите духовые музыкальные инструменты.
В исполнении учащегося ДМШ вы услышите, как звучит флейта.
М. р. : - А чтобы у вас не было сомнений, Ваша Тусклость, послушай стихотворение Эди Огницвет «Дудка»
«Дудка»
Мы с дедом дудку смастерили, она запела поутру.
Соседи окна все раскрыли и слушают мою игру,
Как будто зяблики, синицы из круглой дудочки летят,
Над нашим садом, над полями перекликаются, свистят,
Как будто вспыхнуло, играя, веселки - радуги шитье.
Как будто дудочка живая, живое сердце у нее.
(открыли четвертую шкатулку)
М. р. : - Чтобы открыть следующую шкатулку вы должны ответить на вопрос. Какие композиторы писали музыку к музыкальным сказкам?
(дети отвечают)
(открывается пятая шкатулка)
М. р. :- Попробуем отгадать загадку.
Дробь отбивает, шагать помогает.
Что это? (барабан)
- Верно, назовите группу музыкальных инструментов, к которой относится барабан. Вспомните и назовите ударные инструменты. (дети называют)
На детских ударных и шумовых инструментах дети исполняют пьесу Джоплина «Артист»;
Дети старшей группы исполняют парный танец с бубнами и погремушками
(открывается шестая шкатулка)
М. р. : - Мы добрались до последней шкатулочки. Назовите оркестр, в котором собраны все эти группы музыкальных инструментов.
Дети: - Симфонический.
М. р. : - Ваша Тусклость на все вопросы мы ответили. А последняя шкатулочка не открывается. Ах, так! Значит вредничаешь? Ну, тогда держись! Ребята, какую музыку боится и больше всего не любит Кощей Бесцветный?
Дети: - Веселую, радостную, озорную, шутливую, солнечную, резвую, плясовую, нежную, выразительную, мечтательную.
М. р. : - На все вопросы мы ответили, все загадки отгадали, задания выполнили.
(открывается последняя шкатулка)
- Краски свободны. А помогли нам в этом дружба, знания, любовь к музыке!
Дети исполняют песню Чичкова «Дети любят рисовать»
Кощей: - Молодцы! А я был злым и вредничал, потому что не знал ответов на все эти вопросы. Теперь - то я подобрею. Но мне обидно быть Бесцветным. Может быть, вы мне поможете?
М. р. : - Дети, давайте поможем Кощею Бесцветному стать Кощеем Разноцветным.
(дети берут разноцветные цветы, заранее нарисованные детьми, и ими украшают плащ Кощея)
М. р. : - Красота! Был Кощей Бесцветным, а стал Разноцветным. Посмотрим, что стало с нашими пригласительными билетами.
(всем, и Кощею тоже, раздают красочно оформленные билеты на следующую встречу)
М. р. : - Затихли звуки музыки и гаснут свечи. А мы вам говорим.
Дети: - До новой встречи!