Приложение МААМ

Музыкальная деятельность в развитии речи ребенка

Моисеева Елена
Музыкальная деятельность в развитии речи ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Занятия музыкой всегда были интегрированными по своей сути: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игры, танцы, игра на детских музыкальных инструментах, творчество во всех видах музыкальной деятельности. И, вне всякого сомнения, каждый из этих видов развивает речь детей. А такие понятия как темп, ритм, тембр, динамика присущи как речи, так и музыке. На музыкальных занятиях идёт расширение кругозора, активное обогащение словарного запаса детей: дети узнают, запоминают и произносят названия музыкальных произведений, песен, игр, музыкальных инструментов, фамилии, имена композиторов, характеристику музыки (прилагательные: чарующая, лиричная, тревожная, торжественная).

Например: пение давно используется как одно из средств реабилитации при различных нарушениях речи: невнятном произношении, проглатывании окончаний слов, при заикании. Многие дети говорят недостаточно ясно, активно, зажимают нижнюю челюсть.

Обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса. В работе над дыханием важно сформировать представление о правильном вдохе и выдохе, для этого можно использовать игру «понюхай цветочек». Дети будут стараться нежно нюхать цветочек, в то время как правильное дыхание начнет формироваться. В работе над дикцией полезно проговаривать текст не в слух, а только губами, начиная с медленного темпа, но постепенно ускоряясь. Это упражнение позволит детям следить за правильностью положения губ и точнее воспроизводить текст песни. И третья сторона в процессе обучения пению - это постановка певческого голоса дошкольника, в которой решаются речевые задачи:

совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника;

культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;

формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;

развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.

Развитие музыкального слуха и певческого голоса требует чистоты интонации, что также способствует формированию интонационной выразительности речи.

Русские народные прибаутки, попевки, скороговорки, пропевание на выдохе слогов: «да-да-да», «та-та-та», «ля-ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» – лучшие упражнения для артикуляционного аппарата, способствующие автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Исполняя разнообразные попевки, дети развивают фонематический слух, («Бубенчики», Е. Тиличеевой различая три фонемы (и-а-о) в слогах «дин-дан-дон», ориентируясь на высоту звука в мажорном трезвучии) .

Формируя чёткую дикцию, поем скороговорку на одной – двух ступенях:

“Не по шоссе, а около катилось О и охало”

Чистоговорка “ Мама мыла Милу”:

Мама мыла Милу с мылом, Мила мыло не любила.

Мама мыла Милу с мылом, Миле в глаз попало мыло.

Определяем, что наиболее часто повторяются сонорные согласные “м” и “л”, которые “пропеваются” как можно дольше.

Это упражнение ещё полезно и тем, что, благодаря повторяющимся слогам “ма”, “ми”, “мы”, “ла”, формируются звуки “а” и “и” на высокой позиции.

Научить естественному, без напряжения звучанию первого звука, тона можно используя в играх и упражнениях восклицания: ой, ох, ах, ух… В р. н. п. “Ой, заинька, по сенечкам беги”

Полезно предложить детям петь “как медвежата”, “как зайчики”, “как мышки”. Это поможет им лучше овладеть тремя основными регистрами голоса. Музыкальное сопровождение на занятиях по развитию речи радует детей, вызывает разнообразные чувства и помогает лучше понять содержание и сюжет сказки или рассказа. Учитывая привычку малышей к подражанию, уже с двух лет используем показы-инсценировки. Правильно подбирая музыкальное сопровождение, умело, используя его, можно обогатить и развить речь. Знакомство детей с песнями, музыкальными пьесами позволяет расширить представления детей о различных явлениях действительности и способствует расширению словарного запаса. При многократном прослушивании произведений дети узнают их, и отвечают на вопросы: весёлая или грустная песня; нравится ли или нет. Таким образом, музыка способствует речевому развитию ребёнка.

Публикации по теме:

Пальчиковые игры в развитии речи ребенка младшего дошкольного возраста Развитие малыша начинается еще с пеленок, и этот период имеет особую важность в становлении личности. Значение пальчиковых игр очень велико.

Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребенкаРоль кукольного театра в воспитании и развитии ребенка Тема: «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга.

Волшебная сила музыки в развитии ребенкаВолшебная сила музыки в развитии ребенка Музыка воздействует на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной,ребенок сосредотачивается, затихает. Но.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Музыкальная деятельность в развитии речи ребенка
Опубликовано: 4 декабря 2024 в 16:22
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкальная деятельность в развитии речи ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Моисеева Елена (УИ 1196104) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД