Ирина Уткина
Консультация «Музыка с рождения»
▼ Скачать + Заказать документы
Весело и радостно
Кораблик наш плывёт!
В ту страну, где музыка
Прекрасная живёт!
Там «Аллегро», «Полька»
Весело звучат,
Радуя мелодией мальчишек и девчат!
Задайте себе вопрос, смогли бы вы прожить без музыки? Наверное нет, так ведь? Людей,которые исключили музыку из своей жизни, наверное не существует. Без ее радостного, возвышающего и огромного воздействия нельзя представить духовный и внутренний мир человека. Когда мы ложимся спать вечером или просыпаемся по утрам, гуляем по улице, отмечаем какой-нибудь праздник или бездельничаем — везде нас окружает музыка : по радио, телевидению или просто в наших мыслях.
Публикация «Консультация „Музыка с рождения“» размещена в разделах
Вспоминаются слова В. А. Сухомлинского «Без музыкального воспитания не возможно полноценное воспитание ребенка». Чем раньше мы впустим музыку в жизнь детей, тем глубже и прочнее она займет место в их жизни. Для развития музыкальных способностей ребенку надо давать слушать музыку с первых дней жизни. Первые очень важные музыкальные впечатления детей связаны с пением мамы, так как мамы пели у колыбельки ребенка самые нежные, задушевные песни.
Наиболее благоприятным периодом для развития музыкальности у детей является период с рождения и до 7 ми лет, где во всех детских садах закладываются основы музыкальной культуры ребенка. Всем известно, что музыка повышает духовный и внутренний мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Мир музыки, по-моему мнению, очень близок к внутреннему миру ребёнка. Дети ещё не способны выразить свои мысли словами, но, состояние души ребёнка можно проследить по движениям, интонации, сочинениям, играм на детских музыкальных инструментах, рисовании. Работая с дошкольниками, я поняла, что это самый благодарный возраст, когда между ребёнком и взрослым устанавливается тесный контакт и взаимопонимание. Ребенок, который любит педагога, доверяет ему, почувствует и полюбит красоту музыки, выразительность движений, мелодичность пения.
Я считаю, что детей нужно учить культуре потребления музыки так же, как детей учат вести себя, например, за столом. С детства детям нужно прививать любовь к музыке, причем как к классической, так и к качественной части современных произведений. А особенно - любовь к народному творчеству, к музыке своего народа.
Музыка является действенным средством эмоциональной коррекции, т. е. помогает детям найти и принять нужное эмоциональное состояние. Она благоприято влияет на ритм сердца и дыхания: гармонические созвучия и повторения знакомых музыкальных фраз замедляют пульс, делают дыхание более глубоким и равномерным; диссонансы, напротив, требуют напряженного вслушивания, ускоряют пульс и частоту дыхания. Усиливается и мышечная активность, если их началу предшествуют звуковые впечатления, когда же музыка служит фоном, она удваивает все эмоции и делает яркими образные представления детей. Музыка по своей сути способствует и интеллектуальному развитию ребенка, что способствует подготовки их к обучению в школу.
Работа музыкальным руководителем в детском саду, это не просто должность, это звание, которое нужно нести с достоинством, это огромная ответственность перед дошкольниками, которым потом выходить во взрослую жизнь. В голову приходят слова С. Коненкова: «Я никогда бы не вступил на путь искусства, если бы с детства не полюбил музыку». «Музыка двигала мой резец. Без музыки я не смыслю творческой жизни. Без нее нет фантазии и окрыленности».
Предназначение музыкального руководителя, в том, чтобы донести эту красоту, в мир музыки до каждого ребенка, чтобы он смог, понять и почувствовать всю прелесть этого удивительного мира. Воспитание красотой музыки облагораживает душу, утончает чувства ребёнка настолько, что он становится восприимчивым к живописи, музыке, к слову. Иногда это происходит не сразу, но надо ждать и верить в ребёнка, и тогда он обязательно полюбит прекрасное.
Благодаря музыкальным занятиям, где присутствуют все виды музыкальной деятельности : музыкально-ритмические движения, слушание,игры, инсценировки, пение, игра на детских музыкальных инструментах, творчество и т. п., дети получают различные знания и навыки. У ребят развивается способность слуха, чувство ритма, певческие и танцевальные навыки, раскрываются возможности исполнителя. Занятия нужно строить так, чтобы каждый ребёнок испытывал ощущение спокойствия и удовольствия от выполнения разнообразных видов музыкальной деятельности, учился творчески мыслить. Мы помогаем детям попробовать себя в каждом виде деятельности, находим в каждом ребенке таланты и способности, помогаюем развить их в будущем. Когда-то великий педагог В. Сухомлинский сказал: *Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!»*И я верю, помогая детям.
Дать знания, развить умения и навыки - это не самое главное. Гораздо важнее пробудить интерес к музыкальной деятельности, музыкальному искусству, создавая атмосферу праздника, чтобы от каждого занятия дети ожидали чуда. Когда в конце занятия дети обнимают педагогоа и, заглядывая в глаза, спрашивают: «А мы ещё придём к вам?», это чувствую огромной радости. Заходя в группу, дети подходят ко мне и спрашивают: «А сегодня музыка будет?» Я чувствую, что мы делаем все правильно. Я очень люблю музыку, так и мои дети живут в музыке. Вспоминаются слова З. Левина «Любить музыку - это большое счастье!».
Когда на детских лицах я вижу столько радости и столько восторга, верю сама, что музыка способна поселить в этих маленьких сердцах доброту, искренность, любовь! Своих воспитанников часто сравниваю с волшебниками – они могут многому научить взрослых: смеяться, забывать о плохом. Смотря на них, я понимаю, что очень часто благодаря детям, можно справиться с какими- то жизненными затруднениями. Дети – источник жизни, дающий нам силу и наделяющий нас оптимизмом. Мне важно не просто сделать детей счастливыми, но и научить их, как можно сделать счастливыми других людей!».
Музыка открывает каждому целый мир надежд,высоких чувств, стремлений, мыслей. Учитесь слушать и ценить музыку. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка.
*Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение. *
Аристотель