Наталья Устинова
Опыт работы «Музейная педагогика в воспитании детей дошкольного возраста»
▼ Скачать
Музейная педагогика в воспитании детей дошкольного возраста
В современном обществе особое внимание уделяется изучению, сохранению и передаче народных традиций. Приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Одной из инновационных технологий в сфере личностного воспитания детей является музейная педагогика. Она создает условия погружения личности в специально-организованную предметно-пространственную среду.
Публикация «Опыт работы „Музейная педагогика в воспитании детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Музейная педагогика в детском саду
- Опыт работы, практика
- Темочки
Работая в данном направлении на протяжении многих лет сделала вывод, что одной из наиболее эффективных технологий ознакомления с краеведческим материалом является музейная педагогика. В процессе музейной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире, осуществляется связь прошлого с настоящим и будущим, несет в мир то лучшее, что несет человечество.
Благодаря использованию технологии музейной педагогики дети знакомятся с историей села, его достопримечательностями, учатся видеть и оценивать историко-культурное окружение, расширяют кругозор, развивают способность воспринимать музейную информацию, учатся понимать «язык» музейной экспозиции, воспитывают любовь к родному краю, уважение и бережное отношение к традициям предков.
В детском саду был создан музей «Русская изба». В нем имеются оригинальные предметы старинного уклада жизни. Музей расположен в отдельном помещении детского сада, что дает возможность посещать «Русскую избу» в любое время, проводить занятия, экскурсии, тематические посиделки.
В группе создан свой мини-музей о родном селе Ездочное, который стал результатом общения и совместной работы воспитателя, детей и их семей. Родители с удовольствием увлеклись пополнением музея экспонатами. Руками педагогов, детей и родителей изготовлены интересные экспонаты: макеты Холковского мужского монастыря, куклы в национальных костюмах, картинная галерея о родном селе.
Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Увлекательно проходят экскурсии по улицам села, к памятникам, к берегу реки Оскол, к любимым местам детей.
Наши воспитанники - желанные гости Ездоченского дома творчества. Работники дома творчества показывают процесс изготовления сувенирной продукции, проводят мастер-классы, дети изготавливали куклы обереги.
В рамках празднования Дня семьи, любви и верности традиционным стало проведение Всероссийской акции «Семейные Пикники». Для родителей и детей, мастера Ездоченского Дома ремёсел провели мастер-класс по декорированию имбирных пряников в форме ромашки.
Ребята совершали виртуальные экскурсии в Чернянский краеведческий музей, а также посетили школьный музей, где получили знания об участниках Прохоровского сражения «Помним. Прохоровка».
Наша работа тесно протекает с Ездоченской поселенческой библиотекой. Совместно проводился в рамках клуба «Подвиг» час памяти «Тот самый первый день войны», ознакомились с тематической книжной выставкой «В сердцах и книгах память о войне». Дети приняли участие в мастер-классе по изготовлению памятной открытки и почтили память героев минутой молчания возле стены памяти «Твой подвиг бессмертен солдат».
Настоящим кладезем народных традиций, нравственных и духовных ценностей, мастерской декоративно-прикладного творчества является фестиваль народных игр и забав «Ездоченский разгуляй». Из года в год наши воспитанники и родители принимают активное участие в народных гуляниях, играют в народные игры, водят русские хороводы.
Одной из излюбленных форм работы для детей стало коллекционирование. Коллекционированием мы начали заниматься, когда у детей появилось желание рассказать о своих домашних коллекциях. Постепенно мы стали привлекать к коллекционированию родителей. Благодаря этому наш групповой мини-музей регулярно пополняется новыми экспонатами.
На основании многолетних наблюдений и личного опыта мною был разработан «Путеводитель музейной педагогики». В нем собраны методические разработки мероприятий, исследовательские работы детей, картотека с наиболее эффективными формами работы с детьми и родительской общественностью. Путеводитель был презентован на муниципальном методическом объединении. Некоторые практики уже внедрены в работу педагогов и получили положительный отзыв.
Также показателем эффективности работы стал сравнительный анализ уровня сформированности индивидуальных знаний по краеведению посредством музейной педагогики и результативное участие воспитанников в конкурсах муниципального, регионального, федерального уровней.
В заключении хочется сказать, что использование музейной педагогики дает неограниченные возможности для всех творческих педагогов.