Татьяна Зайцева
Музейная педагогика в МБДОУ (опыт работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Татьяна Васильевна Зайцева
Представление опыта работы по музейной педагогике.
Педагогический опыт : «Музейная педагогика в МБДОУ детский сад комбинированного вида «Серебряное копытце»»
Уровень опыта по степени новизны : погружение в изучаемую проблему, приобретение личного внутреннего опыта, применимого и тиражируемогов будущем.
Публикация «Музейная педагогика в МБДОУ (опыт работы)» размещена в разделах
Новизна опыта в разработке системы деятельности мини-музеев (общие МБДОУ, групповые, семейные, программ и проектов занятий, мероприятий по музейной педагогике с использованием игровых и информационно-коммуникационных, развивающих технологий.
Вначале возникла проблема.
У наших воспитанников, в условиях малого населённого пункта, ограничена возможность посещать музей «Истории БАМа», картинную галерею, выставочный зал города, особенно с членами семьи (занятость).
В нашем детском саду накопился богатый и ценный по содержанию материал с организуемых выставок, который требовал оформления и сохранения, а также использования в работе.
Родилась идея создания и развития в МБДОУ комплекса мини-музеев. Разработан проект «Музейная педагогика в образовательном процессе детского сада, как эффективный механизм повышения качества дошкольного образования». Его сутью является изучение влияния метода музейной педагогики на эффективность качества дошкольного образования.
Цель педагогического опыта :тиражирование опыта по музейной педагогике.
Актуальность педагогического опыта.
Создание мини-музеев в МБДОУ помогает решить такие проблемы:
- распада связи времен.
- равноправия национальных культур, развития этнической толерантности, межкультурного взаимодействия.
-сохранение исторических ценностей семьи, всестороннее изучение родного посёлка, города, края, республики Бурятия, России.
Этот опыт позволит сотрудникам ДОУ осознать, что создание музейной среды в дошкольном учреждении с помощью детей и их родителей и погружение детей в эту среду способствует сплочению коллектива сотрудников, детей и родителей.
В свете меняющихся Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) применение данной педтехнологии позволяет эффективнее готовить детей старшего дошкольного возраста к следующей ступени образования, так как обеспечивает его личностное становление, сформированность познавательной мотивации, когнитивных процессов, наличие знаний, эмоций, представлений о мире, других людях, о себе.
Основные принципы музейной педагогики : целостность, системность, последовательность, аксиологичность, гуманизм, природосообразность, культуросообразность, интегративность и дифференцированность. Просветительская, обучающая, воспитывающая, развивающая, организаторская, методологическая и диагностическая функции в музейной педагогике обусловлены содержанием музейно-педагогической деятельности.
Задачи внедрения педагогической технологии :
1. Изучение имеющегося опыта по технологии «Музейная педагогика» (инициативная группа, подбор литературы, перспективный план).
2. Обогащение предметно-развивающей среды в ДОУ (создание условий для оформления мини-музеев).
3. Разработка алгоритма мини-музея (документация, сбор и размещение экспозиций и др.).
4. Обогащение воспитательно-образовательного процесса новыми формами деятельности педагогов в работе с детьми и их родителями.
5. Разработка проектов в рамках музейной педагогики.
Педагогический опыт.
Создавая мини-музеи в нашем детском садумы выделили средства музейной педагогики : художественные, социально-средовые, деятельностные.
В нашем детском саду много лет большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию дошкольников, в том числе ознакомлению с родным краем, историей Северобайкалья, формированию социально-активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству истории, природы Бурятии, ее культуре, уважительно – к жителям края.
Несколько лет в МБДОУ функционирует мини-музей русского быта «Горенка», который был оформлен одним из первых. Он представляет собой музей, вместивший атрибуты быта, культуры, истории русского народа. В «Горенке» созданы все условия для проявления активности детей, при организации работы в ней реализуется принцип интерактивности – приобретениеопыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир. Мини-музей используется как предметное пространство.
Были созданы условия для оформления мини-музеев в здании и на территории детского сада, в групповых помещениях и музеев семейного типа. Разработана модель проектной деятельности, подготовлены проекты, представлены сценарии конкурсов, семинаров, практикумов, консультаций для педагогов и родителей, авторские конспекты занятий, экскурсий.
С 2008 года оформлены и обогащают представления детей мини-музеи :
- «Подводный мир» раскрывает детям красоту природы Байкала, даёт сравнение с богатством морской фауны, связан с эпосом.
- «Воздух», где они знакомятся со свойствами воздуха через общение со сказочными персонажами. Подобно воздуху, экспонаты окружают посетителей мини-музея со всех сторон.
- «Космос», который даёт детям представление о солнечной системе, планетах, знакомит с космонавтикой, народными героями, обогащает словарь новыми терминами.
- «Культура и быт эвенкийского народа»знакомит детей с культурой, традициями и обычаями народов Севера. Оформлена выставка воспитателя Медведевой Н. Г. «Северные мотивы», где представлены картины из меха и кожи. Посещая этот музей можно увидеть, почувствовать красоту простых предметов обихода, украшенных яркой нарядной росписью, в которой оживают природные мотивы. Дети имеют возможность познакомиться с истинными произведениями народного искусства: посудой, утварью, игрушками, одеждой, украшениями, народными промыслами.
- «Никто не забыт…» - по теме, не утрачивающей своей актуальности и важности, так как коснулась каждой семьи. Особое место в музее отведено экспозиции, посвященной воинской славе наших земляков, родственников – защитникамОтечества. Здесь представлены такие экспонаты, как: солдатскиеписьма с фронта,коллекции именных наград и документы, книги о военном времени, фотографии дедов и отцов. Ветераны войны посещают мини-музей в День Победы и рассказывают о тех далёких суровых днях.
Многие экспонаты изготовлены силами сотрудников МБДОУ и родителями, с привлечением детей. Педагоги детского сада активно используют мини-музеи в своей работе : путешествия по сказкам, сюжетно-ролевые игры, экскурсии и др. Родители, поднимаясь на второй этаж, окунаются в мир сказки. Вспоминают своё детство, рассказывают своим детям отрывки из знакомых произведений. И дети, и взрослые лучше узнают родословную, устанавливают утраченные связи с родными и т. д.
Во всех групповых комнатах оформлены мини-музеи развивающего, социального и эстетического направления: «Игрушка-забава», «Волшебный мир камней», «Дом, где я живу» (проведён конкурс на лучший домик, «Народной игрушки», «Чудо-бумага», «Пуговицы».Создаются семейные музеи :«Моя родословная», «Моя семья», «Стройка века – БАМ в моей семье».
Для подготовки экскурсоводов-дошкольников учитель-логопед Яроц К. В. разработала проект «Школа экскурсовода-дошкольника», который успешно реализуется ею на протяжении трёх лет.
В 2013 году разработан и реализуется проект по оформлению территории детского сада «Русское подворье» (знакомство с трудом и укладом жизни сельских жителей).
В МБДОУ разработаны и претворяются в жизнь модифицированные программы «Социально-эмоциональное развитие дошкольников» (семейные музеи, «Формирование творческих способностей у детей через театральную деятельность» (сказки народов России).
В процессе работы выработан алгоритм изучения и распространения педагогического опыта :
1. Выявление инициативных педагогов, проявляющих профессиональный интерес ктеме, и объединение их в группу разработчиков проекта.
2. Разработка проекта по изучению, внедрению и обобщению опыта по теме.
3. Создание условий и реализация проекта.
4. Обобщение опыта по теме.
5. Систематизация и тиражирование положительного опыта.
В представляемом педагогическом опыте основные формы и методы:
- комплексные и интегративные занятия, направленные на получение детьми знаний о музее, как учреждении культуры, музейных экспонатах, музейных профессиях и др. ;
- использование музейной тематики на обучающих занятиях при реализации общеобразовательной программы ДОУ;
- включение элементов музейной педагогики в организованную деятельность детей;
- беседы;
- экскурсии, в том числе проводимые дошкольниками-экскурсоводами;
- чтение и рассматривание иллюстраций;
- познавательные досуги;
-выставки;
- игры-путешествия,сюжетно-ролевые, режиссерские, интеллектуально-познавательные, строительные, конструктивные, дидактические игры;
- проекты;
- конкурсы.
Воспитательно-образовательную деятельность художественно-эстетического направления по теме «музей» можно условно разделить на несколько видов:
- детская продуктивная деятельность
- детский дизайн
- музыкально-творческая, театрализованная деятельность.
При этом важно соблюдать условия:
1. Отношение к каждому ребенку как к творческой индивидуальности.
2. Учет возрастных, физических, психических, социокультурных и других индивидуальных возможностей детей.
3. Создание среды общения и сотворчества между детьми, педагогами и родителями.
4. Учет региональных, этнокультурных особенностей детского учреждения.
В ходе работы используются традиционные и современные технологии: педагогика сотрудничества, где педагогический процесс осуществляется в соответствии с интересами каждого ребенка (быть всегда рядом, ненавязчиво помогать ему); игровые технологии, повышающие интерес к разным видам деятельности; создание благоприятной эмоциональной обстановки; метод проектов, обеспечивающий мотивацию самостоятельной деятельности; здоровьесберегающие технологии, где чередуется спокойная и двигательная деятельность, снижается порог утомляемости.
Продуктами внедрения музейной педагогики стали : план мероприятий; презентации по теме; опросники для анкетирования и тестирования педагогов, детей, родителей; проекты; мастер-классы; конспекты и сценарии.
Разработан мониторинг, включающий критерии:
- Уровень представлений воспитанников о музее и музейной культуре, правилах поведения в музее.
- Отображение в игре событий общественной жизни.
- Заинтересованность детей тематикой игр в «Музей».
- Развитие у детей социальных и коммуникативных навыков.
Технологичность педагогического опыта.
Систематизация, обобщение и тиражирование педагогического опыта по музейной педагогике (на методическом и педагогическом советах, родительском клубе «Де-са-до-ра», методических объединениях, педчтениях и др., позволяющие создать стройную методику использования технологии в условиях не только города, но и на более широком уровне.
Алгоритм создания мини-музеев.
Работу по созданию мини-музея можно разделить на три этапа:
1. Подготовительный этап.
1.1. Определение тематики и названия мини-музея (воспитатели,дети вместе с родителями, разработка его модели, выбор места для размещения.
2. Практический этап.
2.1. Сбор информации, материалов и экспонатов (изготовление в совместном творчестве педагогов, воспитанников и их родителей).
2.2. Оформление документации мини-музея.
2.3. Размещение экспонатов и композиционное оформление мини-музея.
2.4. Перспективное планирование работы мини-музея в координации с воспитательно-образовательными планами воспитателей всех возрастных групп.
Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами.
3. Подведение итогов.
Основные принципы работы в мини-музеях :
1. Научности, обеспечивающий достоверность и глубину информации.
2. Интерактивности, обогащающий личный опыт детей на основе чувственных восприятий.
Например: знакомство с предметами быта, «оживающими» в руках наших воспитанников – ухватпоставит чугунок в печь, в вёдрах на коромысле заплещется вода, стиральная доска опустится в корыто, а керосиновая лампа обязательно будет зажжена.
3. Мобильности композиций, чтобы при необходимости они могли использоваться вне мини-музея (выноситься в отдельные группы) и быть доступными для посетителей для проведения музейного экспериментирования.
4. Логической последовательности экскурсий: «от простого – к сложному и неизведанному».
«Простое» – информативная часть, которая преподносится, в готовом виде экскурсоводом или додумывается детьми на основе ранее полученных знаний;
«Сложное» – предполагает участие детей в проблемно-поисковой деятельности;
«Неизведанное» – в эту часть включается материал, который основывается на гипотезах, легендах, и требует дальнейшего осмысления и изучения.
5. Доступности.
Введениев мир музея мы начинаемсо второй младшейгруппы:знакомим с потешками, сказками и стихами при посещении мини-музея «Горенка», проводим ознакомление с мини-музеями «Воздух» и «Подводный мир», применяя игровой метод и народный эпос.
Со средней группы идёт непосредственное знакомство с понятием «Музей», с правилами поведения в музее.
Со старшей группы дети рассказывают о посещении мини-музеев (используется им в помощь опросник).
В подготовительной к школе группе готовятся экскурсоводы по специально разработанной программе.
Эффективность опыта – уровеньпредставлений воспитанников контрольной (подготовительной к школе) группы о музее и музейной культуре : 2009-2010 – 73%; 2010-2011г. –81%;2011-2012г. – 93%. Сюда входили критерии:
- Отображениев игре событий общественной жизни.
- Заинтересованность детей тематикой игр в «Музей».
- Развитие у детей социальных и коммуникативных навыков.
- Объем знаний детей о музее, его назначении, правилах поведения в музее и пр.
1. Высокий уровень – детизнают, что такое музей, имеют представления о его назначении, им знакомы правила поведения в музее, а также они вполне осознанно выбирают предметы для рассмотрения.
2. Достаточный уровень – дети имеют представление о музее и правилах поведения в нем, могут назвать некоторые из них.
3. Допустимый уровень – дети могут объяснить, что такое музей, с помощью взрослого могут назвать 1-2 правила поведения в музее, с трудом могут вспомнить музейные предметы, с которыми знакомились при посещении музея.
4. Низкий уровень – дети не знают, что такое музей, не могут рассказать о правилах поведения в музее, к музейным предметам равнодушны.
Внедрение в практику работы МБДОУ.
Опыт изучен на педагогическом совете МБДОУ.
Коллектив педагогов МБДОУ принял участие в подготовке и проведении регионального семинара «Развитие и социализация личности ребёнка в дошкольном образовательном учреждении» в 2007 году.
Представление опыта МБДОУ по технологии проектирования «Школа передового опыта» для руководителей города 2010 год:
- экскурсия по МБДОУ мини-музеям, дети-экскурсоводы;
- обучающий проект Т. В. Зайцевой;
- презентация проектов по мини музеям «История БАМа», «Волшебный мир камней»; «Школа экскурсоводов-дошкольников»; «Природный мир Байкала»;
- мастер- класс «Проект создание мини-музея для своего учреждения» - С. Г. Судакова.
2011 был представлен проект по педагогической технологии «Музейная педагогика» на Байкальский образовательный форум. По его результатам присвоен статус Республиканская экспериментальная площадка.
В марте 2013 года – на межрегиональный фестиваль педагогических инноваций представлен опыт по технологии «музейная педагогика».
В августе 2018 года – на «Девятом Международном Слёте учителей – Геленджик 2018» представлен опыт «Музейная педагогика в МБДОУ – как ведущая технология.