Елена Ксензова
Музейная педагогика
▼ Скачать + Заказать документы
Я приглашаю вас в удивительный мир музейной педагогики!
Включение музеев в образовательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Создание мини-музея - трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов: постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада (проведение консультации, индивидуальная работа); выбор помещения (количество посетителей и экспонатов); сбор экспонатов; оформление мини-музея (учёт эстетических норм; соблюдение правил безопасности); разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами; разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки, выбор экскурсоводов (педагоги и сами дошкольники); открытие мини-музея с приглашением детей, родителей.
Публикация «Музейная педагогика» размещена в разделах
При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников учитываются принципы наглядности, доступности, содержательности. Материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность. Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей; последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе); гуманизма (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей); активности детей в усвоении музейного наследия, как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в детской деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).
Хочу поделиться своим опытом по созданию мини - музея в условиях ДОУ. «Мини музей» - это не просто выставка старины и прошлого, но и действующее звено непрерывной образовательной деятельности. Внимание детей дошкольного возраста еще не достаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее зависит от удачного расположения и привлекательности экспонатов, от возможности рассказчика-экскурсовода заинтересовать посетителей-слушателей.
Формы работы в мини-музее продумываю заранее : беседы с детьми, рассказы; самостоятельное рассматривание экспонатов; экскурсии для детей; дидактические игры; интеллектуальные творческие игры; игры-путешествия; исследовательская деятельность; загадки; викторины; просмотр презентаций и познавательных мультфильмов. Дошкольники чувствуют свою причастность к созданию мини-музея : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, а затем самостоятельно выступают в роли экскурсовода для своих одногруппников и детей других групп.
Любая экспозиция учитывает логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, ко всем предметам свободный доступ, можно брать экспонаты в руки, потрогать, «ощутить».
В то время, когда создавался мини-музей, мы и предположить не могли, что мир пуговиц настолько захватит наше пространство. Мы даже не замечаем как повседневно используем пуговицы в образовательной деятельности. Это различные дидактические игры. Для нас открылся интересный мир головоломок, мир фантазий в области художественно-эстетического творчества. Пуговицы помогают нам преобразить и оживить любой уголок нашей групповой комнаты.
Неотъемлемую роль в воспитании гендерной принадлежности также оказывает работа с пуговицами. Гендерный подход в воспитании мальчиков и девочек сейчас очень актуален.
В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли.
Так с девочками мы научились пришивать пуговицы. Например к осеннему празднику мы пошили дождевики и пришили к ним пуговицы- застежки, организовали показ мод,также украсили платье кукле «Осени», в общем оформили осеннюю экспозицию.
Мальчики же смастерили механические часы из пуговиц, теперь мы учимся распределять время на полезные дела. Также мальчики оформили якорь синими пуговицами для игры в уголке «Моряки». Теперь они могут отправиться в кругосветное путешествие.
Таким образом распределяются гендерные приоритеты в нашей группе.
Мы живем во время стремительных скоростей и высоких технологий. С каждым годом увеличивается количество технических новинок, поражающих своими возможностями. Мир предметов пополняется и расширяется. Все это отражается на нашей повседневной жизни и мы уже не обращаем внимания на предметы, которыми пользуемся изо дня в день. С целью привлечения внимания детей 4-5 лет к миру пуговиц, было разработан данный проект: «Волшебная пуговица»