Ольга Фритцлер
Музей в чемодане как эффективная форма патриотического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Непонимание подрастающим поколением отечественной культуры, целостного опыта прошлого — одна из серьезных проблем современности. Развивать у детей осознание и принятие культуры своего народа, культуры, созданной и оберегаемой целыми поколениями, воспитывать бережное к ней отношение необходимо уже с дошкольного возраста.
Музеи сегодня представлены, как особые формы экскурсионной работы, несущие культурно-просветительский и/ или досугово-развлекательный характер. Тогда как современность ставит перед родителями детей дошкольного возраста свои условия : их занятость и загруженность не всегда позволяют выделить время для похода в музей. При общении с детьми, к сожалению, нередко можно сделать вывод, что некоторые из них ни разу не были в музее и не представляют себе, что это такое.
Публикация «Музей в чемодане как эффективная форма патриотического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Музей в чемодане
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июль 2020
В свою очередь, новые направления, появляющиеся и с успехом реализуемые в системе образования, способствуют осознанию необходимости присутствия музейной педагогики в образовательном процессе, её включению в процесс патриотического воспитания и интеллектуального развития подрастающего поколения.
Воспитатели сегодня редко вывозят за пределы дошкольного учреждения своих воспитанников по самым разнообразным причинам организационного характера. А вот создание интересного музея в одной из подготовительных групп нашего дошкольного образовательного учреждения позволило решить данную проблему.
Понятно, что не во всех детских садах можно организовать специальное музейное пространство, поэтому результативным решением такой проблемы для нас стал «Музей в чемодане».
Особенность его создания состоит в том, что для дошкольника гораздо полезнее и интереснее ситуация, когда музей сам приходит в гости к ребенку. Знакомство с его самыми разнообразными тематическими коллекциями всесторонне развивает и расширяет культурный кругозор детей. Это новое направление активизирует развитие всесторонней деятельности.
«Музей в чемодане» в соответствии с веяниями времени мобилен и легко трансформируем — он не предполагает скучного и затянутого лектория. Такой музей по своему содержанию представляет сюжетно-ролевую игру, направленную на включённость в познавательную, исследовательскую деятельность детей дошкольного возраста в самых разных активных социальных позициях. Он позволяет использовать активные формы познания, где ребенок может свободно высказывать свое мнение и выполнять творческие задания, что способствует помимо патриотического воспитания формированию нравственной готовности дошкольников к изменениям в социальном мире, где ребенок стремится к активному участию в социальных преобразованиях, а знакомство с миром народной культуры строит с учетом собственного внутреннего мира.
Идея создания музея возникла из-за отсутствия места в помещении группы для размещения той или иной тематической выставки.
Музей «заехал» в старинный чемодан, отыскавшийся на даче воспитателя. После определения места размещения музея мы с воспитанниками группы определились с его профилем и направлениями работы. Выбор направлений рассматривали с точки зрения актуальности, возможности включения в работу музея каждого воспитанника, каждой семьи подготовительной к школе группы.
Собирали экспонаты всем коллективом с привлечением родителей, которые сначала неохотно включались в процесс, но потом стали спрашивать, проявлять интерес. Активнее приносили, конечно, предметы быта. По крупицам все же удалось собрать экспонаты для открытия «Музея в чемодане». Коллекции размещались в чемодане вместе с рисунками, текстами, фотодокументами, распечатанными слайдами, записями фильмов, творческими заданиями по темам. За два месяца воспитанниками группы «Гномики» и их семьями были собраны две коллекции экспонатов, а также подготовлены две образовательные экскурсии для детей 5-6 лет : коллекция старинных вещей, использовавшихся ранее в быту нашего народа, а также коллекция «75-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне посвящается.».
«Музей в чемодане» помог практически претворить в жизнь самые свежие педагогические идеи и методики, стал одним из интереснейших способов организации образовательной среды и деятельности педагогов совместно с семьями воспитанников.